Литература-8. Из книги Чертова В. Ф.
Литература
 
 Главная
 
 
 
 
Портрет А. А. Бестужева-Марлинского
работы неизвестного художника.
30-е годы XIX века
 
Э. Хемингуэй.
Фото, 1940 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уроки литературы в 8 классе[1]
 
 
Примерное планирование
уроков литературы в 8 классе
 
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
32 урока / 48 уроков[2]

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ(1/1)


Урок 1. Художественный мир литературного произведения.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1/2)

Урок 2. «Житие Сергия Радонежского».
* Художественный мир житийной литературы.[3]

ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2/3)


Урок 4. Стихотворения М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.
Урок 5. Стихотворения А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р.
* Урок 6. Традиции духовной поэзии в русской литературе XX века.

П Р А К Т И К У М.
СОЧИНЕНИЕ-ЭССЭ
НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ (1/2)


Урок 7. Сочинение-эссе на литературную тему.
* Урок 8. Анализ сочинений-эссе на литературную тему.

Ж.-Б. МОЛЬЕР (3/3)

Урок 9. Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».
Урок 10. Особенности конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве».
Урок 11. Образ господина Журдена.

Д. И. ФОНВИЗИН (5/5)

Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль».
Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль».
Урок 14. История Митрофана.
Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии.
Урок 16. Смысл финала комедии.

Н. М. КАРАМЗИН (3/4)

Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Урок 18. Образы Лизы и Эраста.
Урок 19. Авторская позиция и способы её воплощения в повести.
* Урок 20. Письменная работа о персонажах и проблематике повести.

А. С. ПУШКИН (7/10)

Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка.
Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.
Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.
* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».
Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.
* Урок 27. Нравственная проблематика романа.
Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.
Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.
* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

П Р А К Т И К У М.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (1/1)


Урок 31. Анализ проблематики литературного произведения.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4/8)

Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».
Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».
Урок 34. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Образ Мцыри.
* Урок 36. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы «Мцыри».
* Урок 37. Письменная характеристика Мцыри.
* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».
* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».

Н. В. ГОГОЛЬ (6/9)

Урок 40. Художественный мир Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор».
Урок 41. Изображение жизни уездного города.
Урок 42. Образы чиновников. Понятие о социальной сатире.
* Урок 43. Чтение по ролям отдельных сцен комедии.
Урок 44. Образ Хлестакова.
* Урок 45. Анализ эпизода драматического произведения.
Урок 46. Смысл финала комедии.
* Урок 47. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Урок 48. Урок внеклассного чтения по комедии Н. В. Гоголя «Женитьба».

П Р А К Т И К У М.
Эпиграф в литературном произведении (1/2)


Урок 49. Эпиграф в литературном произведении.

* Урок 50. Резервный урок.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
36 уроков / 54 урока

А. Н. ОСТРОВСКИЙ (2/4)

Урок 51. Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка».
* Урок 52. Мир берендеев.
Урок 53. Образ Снегурочки.
* Урок 54. Рецензия на театральную постановку одной из пьес А. Н. Островского.

Л. Н. ТОЛСТОЙ (2/3)

Урок 55. Л. Н. Толстой и его рассказ «После бала».
Урок 56. Особенности сюжета и композиции рассказа.
* Урок 57. Нравственная проблематика рассказа.

М. ГОРЬКИЙ (3/4)

Урок 58. М. Горький и его рассказ «Челкаш».
* Урок 59. Художественный мир рассказа «Челкаш».
Урок 60. Образы Челкаша и Гаврилы.
Урок 61. Урок внеклассного чтения по ранним произведениям М. Горького.

А. А. БЛОК (1/2)

Урок 62. Стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре...» и «Россия».
* Урок 63. Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока.

М. А. БУЛГАКОВ (4/6)

Урок 64. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Урок 65. Особенности художественного мира повести.
* Урок 66. Символический смысл эксперимента профессора Преображенского.
Урок 67. Образ Шарикова.
Урок 68. Смысл названия повести.
* Урок 69. Анализ письменных работ учащихся.

П Р А К Т И К У М.
ИНТЕРЬЕР В ЛИТЕРАТУРНОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ( 1/3)


Урок 70. Интерьер в литературном произведении.
* Урок 71. Символика заглавных образов рассказа А. А. Бестужева-Марлинского «Часы и зеркало».
* Урок 72. Предмет как заглавный образ в литературных произведениях.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (2/3)

Урок 73. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Урок 74. Образ русского солдата в поэме.
* Урок 75. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (4/6)

Урок 76. Поэзия времён Великой Отечественной войны.
Урок 77. Стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» и Р. Гамзатова «Журавли».
Урок 78. Повесть В. Л. Кондратьева «Сашка».
* Урок 79. Изображение событий военного времени в повести «Сашка».
Урок 80. Образ Сашки.
* Урок 81. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.

А. И. Солженицын (3/4)

Урок 82. Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
Урок 83. Изображение жизни русской деревни в рассказе.
Урок 84. Образ Матрёны.
* Урок 85. Урок внеклассного чтения по рассказам А. И. Солженицына.

П Р А К Т И К У М.
Сочинение об образе социальной группы (1/2)


Урок 86. Сочинение об образе социальной группы.
* Урок 87. Подготовка к написанию сочинения об образе социальной группы.

Э. Хемингуэй (2/3)

Урок 88. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».
* Урок 89. Своеобразие сюжета повести.
Урок 90. Смысл названия повести.

П Р А К Т И К У М.
Анализ жанрового своеобразия литературного произведения (1/2)


Урок 91. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.
* Урок 92. Признаки и тексты разных жанров в произведениях русской литературы.

ФОРМА СОНЕТА
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2/3)


Урок 93. Сонет в зарубежной поэзии.
Урок 94. Сонет в русской поэзии.
* Урок 95. Выразительное чтение наизусть сонетов.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
В ЗЕРКАЛЕ ПАРОДИИ (2/3)


Урок 96. Пародии Козьмы Пруткова.
* Урок 97. Лирическая поэзия в зеркале пародии.
Урок 98. Пародии А. П. Чехова.

ОБРАЗ ШКОЛЫ
В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2/2)


Урок 99. Образ школы в современной литературе. Сборник рассказов А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак «Шекспиру и не снилось».
Урок 100. Повесть С. В. Востокова «Высшим силам требуется помощь».

Урок 101. Итоговый урок.
Урок 102. Резервный урок.


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс]; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Перед чертой указано количество часов на изучение литературы (и изучение отдельных тем) в обычных классах (68 часов), а после черты — в классах с углублённым изучением литературы (102 часа). (вернуться)

3. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика