Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка».
Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.
Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.
* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».[2]
Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.
* Урок 27. Нравственная проблематика романа.
Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.
Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.
* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
УРОК 27*
Нравственная проблематика романа
«Капитанская дочка»
Задачи: повторить и обобщить ранее изученное; поставить вопрос об истоках и противоречиях народного восстания; чётко обозначить проблему
чести и долга как одну из важнейших в романе; раскрыть смысл сопоставления образов Гринёва и Швабрина.
Основные виды деятельности: анализ текста романа; работа над планом; выборочное чтение
фрагментов; обсуждение таблицы; сопоставительный анализ; аудирование; записи в словарях.
Термины: деталь, символ, эпизод, приём сопоставления, лаконичность, «говорящие» фамилии, нравственная проблематика.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания
и обобщающее слово учителя.
Учащиеся должны были ответить на вопрос: почему далеко не всегда совпадают исторические факты и художественный вымысел в романе
А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Рассуждения на этот счёт можно свести воедино, обратившись к высказыванию историка В. О. Ключевского об
обобщающей значимости романа Пушкина: историк утверждал, что в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в „Истории пугачёвского бунта“, которая
кажется длинным объяснительным примечанием к роману».
Каким же образом это удаётся? С одной стороны, Пушкин создаёт собирательный образ крестьянского вождя, выразителя воли народа, пересматривает
исторические реалии и ведёт читателя к их глубинному истолкованию, поднимаясь над правдой факта; с другой стороны, конкретные детали, сцены, образы,
зачастую даже вымышленные, создают подлинную картину народного восстания, его причин и противоречий — такова загадка подлинного искусства.
II. Составление плана
«Изображение народного бунта в романе».
Учащиеся должны были подобрать из текста романа детали, сцены и образы, отражающие ход народного бунта, его истоки и противоречия; в результате
обсуждения предложенного ими материала учитель предлагает составить план,
материал для разработки которого приводится ниже:
1. Впервые мы узнаём о восставшем народе во второй главе. Вспоминаем и оцениваем разговор Пугачёва с хозяином постоялого двора и ощущаем силу, затаившуюся,
но готовую проявить себя.
2. По ряду деталей и разговоров Гринёва с капитаном Мироновым и Василисой Егоровной понимаем: опасность нарастает, восстание разгорается (главы 3—6).
3. Наблюдая за наступлением пугачёвцев, Гринёв подмечает, что перед ним вовсе не «шайка»: «конные толпы», «множество людей» заполняют все степное пространство.
Когда картечь «хватила в самую середину толпы» и «мятежники отхлынули в обе стороны и попятились»,
Пугачёв не сдвинулся с места и, смело махая саблей, воодушевил их собраться вместе и продолжить наступление.
Так исподволь Пушкин показывает боевую напористость войска, его оснащённость (особенно по сравнению с гарнизоном Белогорской крепости), организованность
и высокий авторитет его предводителя.
4. Урядник Максимыч и его товарищи казаки, несущие службу в крепости, переходят на сторону Пугачёва.
Этот конкретный факт скрывает в себе большое обобщение: действительно, казачество решительно шло за Пугачёвым, и это обусловлено исторически. Привыкшие
к свободе, казаки не могли примириться с намерением Екатерины закрепостить их (см. учебник).
5. О чём нам говорит образ старого башкирца, истерзанного пытками, но продолжающего борьбу?
Его отчаянная смелость, его игра со смертью говорят нам о том, в каком тяжёлом положении находились национальные
меньшинства в царской империи, и объясняет, почему они шли за Пугачёвым до конца.
6. В главе «Приступ» мы наблюдаем за тем, что «весь гарнизон» (за исключением капитана Миронова, Ивана
Игнатьевича и самого Гринёва) «бросил оружие» и сдался на милость Пугачёва.
Читатель вместе с Гринёвым ещё раз убеждается в массовости восстания, в народности самозванца.
7. Весь простой народ принимает сторону Пугачёва.
Пушкин двумя-тремя штрихами показывает и доказывает это (глава 7). Обратимся к тексту: «Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью.
Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил
на площадь; нас погнали туда же». Выделенные нами детали и глаголы подчеркивают единодушие народа, его веру в Пугачёва и в то избавление, которое он несёт.
Колокольным звоном обычно приветствовали въезд царя в город. Эта деталь, использованная Пушкиным, обладает символическим смыслом: в «Замечаниях о бунте»
Пушкин отмечал, что весь «чёрный народ», часть купечества и даже духовенство занимали сторону Пугачёва. Одно «дворянство было открытым образом на стороне
правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны».
Именно этот конфликт интересов очень ярко демонстрирует эта сцена: стоит обратить внимание на глаголы, отражающие резко противоположные действия народа и
дворянства («повалил» и «погнали», «потащили»). Громадную смысловую нагрузку несёт здесь даже знак препинания — точка с запятой, казалось бы, неуместный
в таком коротком нераспространённом предложении: он лишний раз подчёркивает пропасть между двумя враждующими силами (работая над этим небольшим, но столь
значимым фрагментом текста, учитель должен поставить проблему выразительности и предельной лаконичности пушкинского стиля).
8. Состав войска Пугачёва весьма неоднороден. Учитель напоминает учащимся диалог Пугачёва с его старшинами — Хлопушей и Белобородовым. Описывая этих
сподвижников Пугачёва, Пушкин выявляет дальновидность Хлопуши, ненависть к дворянам Белобородова. Пугачёв,
Хлопуша, Белобородов — «три мятежника, три человека с большим жизненным опытом, три руководителя восстания — и каждый раскрыт как личность, как индивидуальный
характер, со своим пониманием за исход борьбы, справедливости, жалости и жестокости» (Г. П. Макогоненко).
Вспоминаем и сцену военного совета (индивидуальное задание 7).:
Песня, которую поют пугачёвцы, свидетельствует о неистребимом духе бунтарства, о мощи и обречённости этих людей: они словно предчувствуют свою дальнейшую
судьбу, но не отрекаются от своего выбора. Песня эта напрямую, как и всё вышеизложенное, перекликается со словами, которые записывает Гринёв в своей рукописи:
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» И хотя герой-повествователь лишь констатирует факты, сам Пушкин вкладывает в эту крылатую фразу
обобщающий смысл: да, народное бунтарство зачастую бессмысленно, ибо давление и сила власти непомерно велики, но оно и беспощадно, ведь долготерпение имеет
свою оборотную сторону — сметающий всё на своём пути протест.
9. В то же время нельзя не отметить, что среди пугачёвцев были и Швабрин, и те крестьяне, которые, освободив свои деревни, покидали войско, и те, кто готов
был «свою голову» выкупить предательством Пугачёва.
Таким образом, Пушкин показывает сложность, неоднозначность происходящего, выявляет противоречия исторического процесса и противоречия человеческих характеров.
III. Обсуждая и оценивая таблицу,
над которой учащиеся работали на протяжении предыдущих уроков, учитель подводит восьмиклассников к следующему выводу: и Пугачёв, и Гринёв являют на
страницах романа истинное благородство; и тот и другой, каждый по-своему, руководствуются личными представлениями о чести и долге. Тем яснее
они демонстрируют на конкретном примере своих взаимоотношений историческую трагедию нации — трагедию разобщённости.
IV. Анализируя историю,
Пушкин выявляет разобщённость
не только между народом и дворянством, но и внутри этих социальных групп. Гринёв и Швабрин — яркое тому подтверждение. Обратимся к домашнему заданию.
Учащиеся должны были подготовить монологический ответ на вопрос: «Образ Швабрина и его роль в романе».
Какую цель преследует Пушкин, постоянно сближая этих двух героев?
Как их поступки соотносятся с эпиграфом к роману?
Как можно истолковать фамилию Швабрина, является ли она «говорящей»?
Рассуждая над этим вопросом, нельзя не вспомнить Шванвича, который сознательно перешёл на сторону Пугачёва. Почему его фамилия трансформируется в фамилию
Швабрин? Возможно, потому, что во времена пугачёвщины, да и во времена Пушкина, переход дворянина на сторону бунтующего народа был явно нетипичен и
мог восприниматься только как предательство государственных интересов, как безусловное бесчестье.
Кроме того, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова неожиданно сближены такие слова, как «швабра» — род метлы из мочал (очевидное
снижение образа Швабрина) и «шваб» — одно из названий немцев вообще (старин.). Над вторым значением стоит задуматься: правление Петра Первого и
позже Екатерины Второй вознесло к вершинам власти людей, чуждых традициям старинного русского дворянства, нуворишей, зачастую иноземцев, без
традиций и уважения к чести и долгу дворянина, облечённого высокими полномочиями служить Отчизне.
Судя по имени, Алексей Иванович Швабрин,
конечно, не является немцем в прямом смысле слова: скорее, он чужой, чуждый исконной культуре отношений, вырабатываемой веками. Немало иронии
и в его имени: Алексей — «Божий человек», однако сколько поступков, противных Богу, совершает этот герой! Какие из них кажутся вам наиболее отталкивающими?
(Необходимо вспомнить и то, как он чернит имя Маши перед молодым офицером, только что прибывшим в крепость; и то, как на дуэли он
ранит Гринёва, когда тот отворачивается от него на зов Савельича; и то, как переходит на сторону мятежников не по идейным соображениям, а исключительно
потому, что страшится расправы; и то, как он в разговоре с Пугачёвым, стремясь выгородить себя, фактически обрекает на гибель девушку, которую якобы любит;
и то, как он обвиняет в своих грехах Гринёва, надеясь на послабление неминуемого наказания за предательство.)
Нельзя забывать и то, что он бывший гвардеец, разжалованный за участие в дуэли, а ведь именно от службы в гвардии, особо приближенной ко двору,
оберегал своего сына Андрей Петрович Гринёв. Почему?
V. Сопоставляя Гринёва и Швабрина,
надо выявить рассмотренные Пушкиным нравственные проблемы, которые должны быть актуальными и для
современного человека:
— честь и долг — бесчестие и предательство;
— умение прощать — мстительность и беспринципность;
— безусловные нравственные ценности — цинизм;
— самоотверженная любовь — собственничество, эгоизм;
— чувство сострадания и благодарности — равнодушие.
Большая часть этих понятий должна быть освещена учителем, занесена учащимися в их словарики, подтверждена примерами из текста и записана
в тетрадях в виде плана.
VI. Домашнее задание:
1) подтвердить примерами из текста и собственными комментариями выявленные на уроке нравственные проблемы; представить их в виде сопоставительных
пар по записанному на уроке плану;
2) доказать, что приём сопоставления играет в романе очень важную роль, отметить, какие сопоставления героев можно обнаружить в тексте «Капитанской дочки»,
кто и с кем сопоставляется (эти вопросы и ответы на них помогут перейти к работе над системой образов романа).
Следующие уроки: Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка» >>>
|