Нравственная проблематика романа «Капитанская дочка»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
10 ЧАСОВ

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка».

Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.

Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.

* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».[2]

Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.

* Урок 27. Нравственная проблематика романа.

Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.

Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.

* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».


УРОК 27*
Нравственная проблематика романа
«Капитанская дочка»

Задачи:
повторить и обобщить ранее изученное; поставить вопрос об истоках и противоречиях народного восстания; чётко обозначить проблему чести и долга как одну из важнейших в романе; раскрыть смысл сопоставления образов Гринёва и Швабрина.
Основные виды деятельности: анализ текста романа; работа над планом; выборочное чтение фрагментов; обсуждение таблицы; сопоставительный анализ; аудирование; записи в словарях.
Термины: деталь, символ, эпизод, приём сопоставления, лаконичность, «говорящие» фамилии, нравственная проблематика.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания
и обобщающее слово учителя.


Учащиеся должны были ответить на вопрос: почему далеко не всегда совпадают исторические факты и художественный вымысел в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Рассуждения на этот счёт можно свести воедино, обратившись к высказыванию историка В. О. Ключевского об обобщающей значимости романа Пушкина: историк утверждал, что в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в „Истории пугачёвского бунта“, которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».

Каким же образом это удаётся? С одной стороны, Пушкин создаёт собирательный образ крестьянского вождя, выразителя воли народа, пересматривает исторические реалии и ведёт читателя к их глубинному истолкованию, поднимаясь над правдой факта; с другой стороны, конкретные детали, сцены, образы, зачастую даже вымышленные, создают подлинную картину народного восстания, его причин и противоречий — такова загадка подлинного искусства.

II. Составление плана
«Изображение народного бунта в романе».


Учащиеся должны были подобрать из текста романа детали, сцены и образы, отражающие ход народного бунта, его истоки и противоречия; в результате обсуждения предложенного ими материала учитель предлагает составить план, материал для разработки которого приводится ниже:

1. Впервые мы узнаём о восставшем народе во второй главе. Вспоминаем и оцениваем разговор Пугачёва с хозяином постоялого двора и ощущаем силу, затаившуюся, но готовую проявить себя.

2. По ряду деталей и разговоров Гринёва с капитаном Мироновым и Василисой Егоровной понимаем: опасность нарастает, восстание разгорается (главы 3—6).

3. Наблюдая за наступлением пугачёвцев, Гринёв подмечает, что перед ним вовсе не «шайка»: «конные толпы», «множество людей» заполняют все степное пространство. Когда картечь «хватила в самую середину толпы» и «мятежники отхлынули в обе стороны и попятились», Пугачёв не сдвинулся с места и, смело махая саблей, воодушевил их собраться вместе и продолжить наступление.

Так исподволь Пушкин показывает боевую напористость войска, его оснащённость (особенно по сравнению с гарнизоном Белогорской крепости), организованность и высокий авторитет его предводителя.

4. Урядник Максимыч и его товарищи казаки, несущие службу в крепости, переходят на сторону Пугачёва.

Этот конкретный факт скрывает в себе большое обобщение: действительно, казачество решительно шло за Пугачёвым, и это обусловлено исторически. Привыкшие к свободе, казаки не могли примириться с намерением Екатерины закрепостить их (см. учебник).

5. О чём нам говорит образ старого башкирца, истерзанного пытками, но продолжающего борьбу?

Его отчаянная смелость, его игра со смертью говорят нам о том, в каком тяжёлом положении находились национальные меньшинства в царской империи, и объясняет, почему они шли за Пугачёвым до конца.

6. В главе «Приступ» мы наблюдаем за тем, что «весь гарнизон» (за исключением капитана Миронова, Ивана Игнатьевича и самого Гринёва) «бросил оружие» и сдался на милость Пугачёва.

Читатель вместе с Гринёвым ещё раз убеждается в массовости восстания, в народности самозванца.

7. Весь простой народ принимает сторону Пугачёва.

Пушкин двумя-тремя штрихами показывает и доказывает это (глава 7). Обратимся к тексту: «Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же». Выделенные нами детали и глаголы подчеркивают единодушие народа, его веру в Пугачёва и в то избавление, которое он несёт.

Колокольным звоном обычно приветствовали въезд царя в город. Эта деталь, использованная Пушкиным, обладает символическим смыслом: в «Замечаниях о бунте» Пушкин отмечал, что весь «чёрный народ», часть купечества и даже духовенство занимали сторону Пугачёва. Одно «дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны».

Именно этот конфликт интересов очень ярко демонстрирует эта сцена: стоит обратить внимание на глаголы, отражающие резко противоположные действия народа и дворянства («повалил» и «погнали», «потащили»). Громадную смысловую нагрузку несёт здесь даже знак препинания — точка с запятой, казалось бы, неуместный в таком коротком нераспространённом предложении: он лишний раз подчёркивает пропасть между двумя враждующими силами (работая над этим небольшим, но столь значимым фрагментом текста, учитель должен поставить проблему выразительности и предельной лаконичности пушкинского стиля).

8. Состав войска Пугачёва весьма неоднороден. Учитель напоминает учащимся диалог Пугачёва с его старшинами — Хлопушей и Белобородовым. Описывая этих сподвижников Пугачёва, Пушкин выявляет дальновидность Хлопуши, ненависть к дворянам Белобородова. Пугачёв, Хлопуша, Белобородов — «три мятежника, три человека с большим жизненным опытом, три руководителя восстания — и каждый раскрыт как личность, как индивидуальный характер, со своим пониманием за исход борьбы, справедливости, жалости и жестокости» (Г. П. Макогоненко).

Вспоминаем и сцену военного совета (индивидуальное задание 7).:

Песня, которую поют пугачёвцы, свидетельствует о неистребимом духе бунтарства, о мощи и обречённости этих людей: они словно предчувствуют свою дальнейшую судьбу, но не отрекаются от своего выбора. Песня эта напрямую, как и всё вышеизложенное, перекликается со словами, которые записывает Гринёв в своей рукописи: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» И хотя герой-повествователь лишь констатирует факты, сам Пушкин вкладывает в эту крылатую фразу обобщающий смысл: да, народное бунтарство зачастую бессмысленно, ибо давление и сила власти непомерно велики, но оно и беспощадно, ведь долготерпение имеет свою оборотную сторону — сметающий всё на своём пути протест.

9. В то же время нельзя не отметить, что среди пугачёвцев были и Швабрин, и те крестьяне, которые, освободив свои деревни, покидали войско, и те, кто готов был «свою голову» выкупить предательством Пугачёва.

Таким образом, Пушкин показывает сложность, неоднозначность происходящего, выявляет противоречия исторического процесса и противоречия человеческих характеров.

III. Обсуждая и оценивая таблицу,
над которой учащиеся работали на протяжении предыдущих уроков, учитель подводит восьмиклассников к следующему выводу: и Пугачёв, и Гринёв являют на страницах романа истинное благородство; и тот и другой, каждый по-своему, руководствуются личными представлениями о чести и долге. Тем яснее они демонстрируют на конкретном примере своих взаимоотношений историческую трагедию нации — трагедию разобщённости.

IV. Анализируя историю,
Пушкин выявляет разобщённость

не только между народом и дворянством, но и внутри этих социальных групп. Гринёв и Швабрин — яркое тому подтверждение. Обратимся к домашнему заданию.

Учащиеся должны были подготовить монологический ответ на вопрос: «Образ Швабрина и его роль в романе».

Какую цель преследует Пушкин, постоянно сближая этих двух героев?
Как их поступки соотносятся с эпиграфом к роману?
Как можно истолковать фамилию Швабрина, является ли она «говорящей»?

Рассуждая над этим вопросом, нельзя не вспомнить Шванвича, который сознательно перешёл на сторону Пугачёва. Почему его фамилия трансформируется в фамилию Швабрин? Возможно, потому, что во времена пугачёвщины, да и во времена Пушкина, переход дворянина на сторону бунтующего народа был явно нетипичен и мог восприниматься только как предательство государственных интересов, как безусловное бесчестье.

Кроме того, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова неожиданно сближены такие слова, как «швабра» — род метлы из мочал (очевидное снижение образа Швабрина) и «шваб» — одно из названий немцев вообще (старин.). Над вторым значением стоит задуматься: правление Петра Первого и позже Екатерины Второй вознесло к вершинам власти людей, чуждых традициям старинного русского дворянства, нуворишей, зачастую иноземцев, без традиций и уважения к чести и долгу дворянина, облечённого высокими полномочиями служить Отчизне.

Судя по имени, Алексей Иванович Швабрин, конечно, не является немцем в прямом смысле слова: скорее, он чужой, чуждый исконной культуре отношений, вырабатываемой веками. Немало иронии и в его имени: Алексей — «Божий человек», однако сколько поступков, противных Богу, совершает этот герой! Какие из них кажутся вам наиболее отталкивающими? (Необходимо вспомнить и то, как он чернит имя Маши перед молодым офицером, только что прибывшим в крепость; и то, как на дуэли он ранит Гринёва, когда тот отворачивается от него на зов Савельича; и то, как переходит на сторону мятежников не по идейным соображениям, а исключительно потому, что страшится расправы; и то, как он в разговоре с Пугачёвым, стремясь выгородить себя, фактически обрекает на гибель девушку, которую якобы любит; и то, как он обвиняет в своих грехах Гринёва, надеясь на послабление неминуемого наказания за предательство.)

Нельзя забывать и то, что он бывший гвардеец, разжалованный за участие в дуэли, а ведь именно от службы в гвардии, особо приближенной ко двору, оберегал своего сына Андрей Петрович Гринёв. Почему?

V. Сопоставляя Гринёва и Швабрина,
надо выявить рассмотренные Пушкиным нравственные проблемы, которые должны быть актуальными и для современного человека:

— честь и долг — бесчестие и предательство; — умение прощать — мстительность и беспринципность; — безусловные нравственные ценности — цинизм; — самоотверженная любовь — собственничество, эгоизм; — чувство сострадания и благодарности — равнодушие.

Большая часть этих понятий должна быть освещена учителем, занесена учащимися в их словарики, подтверждена примерами из текста и записана в тетрадях в виде плана.

VI. Домашнее задание:
1) подтвердить примерами из текста и собственными комментариями выявленные на уроке нравственные проблемы; представить их в виде сопоставительных пар по записанному на уроке плану;

2) доказать, что приём сопоставления играет в романе очень важную роль, отметить, какие сопоставления героев можно обнаружить в тексте «Капитанской дочки», кто и с кем сопоставляется (эти вопросы и ответы на них помогут перейти к работе над системой образов романа).

Следующие уроки: Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Глава VII. Приступ
"Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома."
Иллюстрации Д. А. Шмаринова к роману А. С. Пушкина
"Капитанская дочка"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика