Урок 96. Пародии Козьмы Пруткова.
* Урок 97. Лирическая поэзия в зеркале пародии.[2]
Урок 98. Пародии А. П. Чехова.
УРОК 97*
Лирическая поэзия в зеркале пародии
Задачи: познакомить учащихся с лучшими образцами литературных пародий; развивать навык
самостоятельного поиска и обработки информации на заданную тему.
Основные виды деятельности: чтение пародий; устные сообщения о поэтах-пародистах; просмотр фрагментов телепередач.
Термины: лирика, пародия, ирония.
Этапы урока
I. Вступительная беседа
о том, почему именно лирическая поэзия является особенно удобным объектом для пародиста.
II. Устные сообщения учащихся
«Лирическая поэзия А. А. Фета (или другого поэта) в зеркале пародии»,
а также о поэтах-пародистах Д. Д. Минаеве, А. Г. Архангельском и др.
III. Чтение и анализ пародий Д. Д. Минаева
«Поэт понимает, как плачут цветы...»,
«На борзом коне воевода скакал...»
с использованием примерно таких вопросов и заданий:
1. Ещё раз внимательно перечитайте стихотворение «Поэт понимает, как плачут цветы...» и отметьте в тексте
слова и словосочетания, которые не соответствуют нашим традиционным представлениям о лирическом стихотворении, посвящённом природе.
2. Приведите пример использования в стихотворении «Поэт понимает, как плачут цветы...» каламбурной рифмы.
3. Как вы прокомментируете две последние строки этого стихотворения? Что и почему не принимает Д. Д. Минаев в «чистой поэзии»? Знакомо ли вам словосочетание
«чистая поэзия»?
4. Какой жанр пародируется в стихотворении «На борзом коне воевода скакал...»? Какие признаки этого жанра можно отметить в стихотворении?
5. Докажите, что это стихотворение представляет собой пример травестийного[3] варианта пародии.
IV. Чтение и анализ пародий А. Г. Архангельского
«„Крестьянский“ поэт», «Мужичок с ноготок»
(пародия на стихотворение А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью...»).
При обращении к пародии «Мужичок с ноготок» следует прочитать стихотворение А. А. Ахматовой
«Сжала руки под тёмной вуалью...» и вспомнить знакомые учащимся строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», чтобы сделать вывод
о том, как создаётся комический эффект.
В пародии «вечная» тема любви, особенно характерная для «чистой поэзии», снижается за счёт включения её в контекст некрасовской поэзии, отличавшейся
постановкой острых социальных проблем.
V. Знакомство учащихся
с другими примерами пародий,
в том числе представление их собственных опытов создания литературных пародий.
На уроке могут прозвучать, например, фрагменты популярного сборника «Парнас дыбом», первое издание которого вышло в 1925 году. Этот сборник
положил начало традиции создания так называемых «пародийных цепочек».
Так, например, тексты детских стихотворений «Жил-был у бабушки серенький козлик» и «У попа была собака» пересказывались в манере известных поэтов и писателей
от Гомера и Данте до Маяковского и Твардовского.
Можно провести этот этап урока
в форме игры.
Восьмиклассники должны определить, чей стиль пародируется. Для чтения стоит выбрать из сборника «Парнас дыбом» переложения
стихотворения «Жил-был у бабушки серенький козлик» в стилевой манере
Н. М. Карамзина,
И. А. Крылова,
А. С. Пушкина,
А. А. Ахматовой,
С. А. Есенина,
А. Т. Твардовского.
Полный текст сборника можно найти в Интернете.
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказы А. П. Чехова «Летающие острова» и «Репка».
Следующие уроки: Урок 98. Пародии А. П. Чехова >>>
|
1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред.
В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3. Травестия – высокий предмет, излагаемый низким стилем.
Если знаменитый текст пародируется другим автором, то это есть выражение иронического отношения к миру прошлого, травестийный комментарий
мотивов и образов. ( вернуться)
|