Художественный мир житийной литературы
Литература
 
 Главная
 
 
 
 
 
 
 
 
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

2 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 2. «Житие Сергия Радонежского»

* Урок 3. Художественный мир житийной литературы[2]


УРОК 3*
Художественный мир
житийной литературы

Задачи:
обогатить представления учащихся о древнерусской литературе, поучительном характере её произведений и об особом назначении литературы в Древней Руси; сделать выводы о непреходящей ценности древнерусской литературы.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов древнерусских памятников; отчёты о выполнении индивидуальных заданий; заочная экскурсия; письменная работа по иллюстрации.
Термины: художественный мир, древнерусская литература, летопись, житие, поучение.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о житийной литературе,

в которой нашли отражение характерные черты древнерусской литературы (восьмиклассники вспомнят о её патриотическом и назидательном характере, об идеальных образах русских князей и святых, о прославлении Русской земли).

II. Проверка домашнего задания:

1. Оценка подготовленной группой учащихся выставки иллюстративного материала (репродукции картин, фотографии, альбомы и др.), посвящённого образу Сергия Радонежского в русском искусстве (индивидуальное задание 6).

2. Заочная экскурсия в Троице-Сергиеву лавру, сопровождаемая чтением фрагментов из произведений художественной литературы, в которой представлены описания монастыря, например:

* «У врат обители святой...» (начало стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий», созданного под впечатлением от посещения им в 1830 году Троице-Сергиевой лавры).

* «В Троицкой лавре Серебряный исповедался и причастился. То же сделали его холопи. Архимандрит, прощаясь с Никитой Романовичем, благословил его как идущего на верную смерть» («Князь Серебряный» А. К. Толстого).

* «Софья поспешила в Троице-Сергиево под защиту неприступных стен. Начальствовать ополчением поручила Василию Васильевичу. И так стояли, грозясь, обе стороны, ожидая, кто испугается. Испугались стрельцы и послали в Троицу челобитную» («Пётр Первый» А. Н. Толстого).

* «А вот уж и Посад виден, и Лавра вся открывается, со всеми куполами и стенами. А на розовой колокольне и столбики стали обозначаться, и колокола в пролётках. И не купол на колокольне, а большая золотая чаша, и течет в неё будто золото от креста, и видно уже часы и стрелки» («Богомолье» И. С. Шмелёва).

Для проведения заочной экскурсии можно воспользоваться материалами, размещёнными на официальном сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры «Дом Живоначальной Троицы» (www.stsl.ru).

3. Проверку задания в рабочих тетрадях по таблице
«Художественный мир произведений древнерусской литературы»

(см. предыдущий урок) целесообразнее провести после урока, а итоги подвести на следующем уроке.

III. Чтение и анализ фрагментов
«Жития Сергия Радонежского»,

прочитанных учащимися самостоятельно («Об изгнании бесов молитвами святого», «О посещении святого Богоматерью», «О кончине святого»).

Примерные вопросы и задания:

1. Какие события из жизни святого должны обязательно присутствовать в житийном повествовании? Расскажите об одном из этих событий, используя цитаты из прочитанных вами фрагментов «Жития Сергия Радонежского».

2. Какую роль в житийной литературе занимает тема испытания (искушения)? Через какие испытания прошёл святой Сергий? Вспомните, кто из персонажей жития не выдержал испытания.

3. Какой из приведённых ниже фрагментов древнерусских памятников относится к жанру жития? Аргументируйте свой ответ. Какие признаки жанра помогли вам выбрать правильный ответ?

а) «В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславле, беря дань с греков» (из «Повести временных лет»); б) «Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнёс Борис: „Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру“. Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его» (из «Повести о житии Александра Невского»).

IV. Работа над описанием картины
М. В. Нестерова «Юность преподобного Сергия»

(или другой картины — по выбору учителя или учащихся).

Материалы для подготовительной работы:

1. Что вы хотите отметить во вступительной части своего описания картины? Почему важно представить художника, его любимые темы, сюжеты и образы?

2. Какие суждения о картине вы оставите для заключительной части работы? Учтите, что обычно в конце следует ещё раз сказать о самом главном, о том, что особенно запомнилось вам, что показалось наиболее существенным и что хотел сказать нам своим произведением автор (в данном случае — художник).

3. Как вы оцените представленное ниже описание картины М. В. Нестерова? Что бы вы добавили к этому описанию?

«Сергий в белом подряснике окружён лесной чащей. Северный лес написан Нестеровым во всех его характерных подробностях — здесь и узкая извилистая речка, более похожая на ручей, и старые тёмные ели, и молодой нежно-зелёный подлесок, и берёзка с клейкими, едва проклюнувшимися листочками, и зацветающая рябинка, пушистая юная сосенка, первые весенние цветы. Лес полон жизни. Над берёзкой порхают две птицы. Третья сидит на верхушке ели. Кажется, что лесная тишина наполнена щебетанием птиц. Слева на ели гоняются друг за другом две белки. У ног Сергия лежит огромный медведь» (Михаил Нестеров. — М.: Белый город, 2001. — (Серия «Мастера живописи»). — С. 10).

4. Предложите свой вариант описания, в которое обязательно включите две-три неполные цитаты из текста «Жития Сергия Радонежского».

V. Заключительное слово учителя
о своеобразии житийной литературы

и её непосредственной связи с христианской традицией может стать подготовкой к работе по следующим темам: «Духовная традиция в русской литературе» и «Сочинение-эссе на литературную тему».

Уже на этом уроке внимание восьмиклассников следует обратить на репродукцию известной картины русского художника И. Н. Крамского «Христос в пустыне», помещённую в учебнике на вклейке.

Можно вспомнить о том, что такое прототипическая ситуация и протосюжет, спросить учащихся:

1. Знакома ли вам библейская история, которая положена в основу сюжета картины И. Н. Крамского?

2. Какое событие изображено на картине? В какой части Нового Завета описано это событие?

3. О каких эпизодах «Жития Сергия Радонежского» напомнила вам картина И. Н. Крамского?

Восьмиклассникам предлагается подробнее познакомиться с фрагментами евангельских текстов и историей создания картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне».

VI. Домашнее задание:

1) прочитать помещённые в учебнике фрагменты стихотворений М. В. Ломоносова «Утреннее размышление о Божием величестве» и Г. Р. Державина «Бог»;
2) познакомиться со значениями слова «душа» и дополнить своими примерами материалы рубрики «Мир в слове», посвящённые этому слову.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве М. В. Ломоносова или Г. Р. Державина (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 4. Стихотворения М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Нестеров В. М. Видение отроку Варфоломею. 1889—1890.
160 × 211. Холст, масло. Третьяковская галерея
 
Нестеров В. М. Юность преподобного Сергия. 1892–1897.
247 х 229. Холст, масло. Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика