Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»
Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль»
Урок 14. История Митрофана
Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии
Урок 16. Смысл финала комедии
УРОК 13
Особенности конфликта в комедии «Недоросль»
Задачи: обогатить представления учащихся о конфликте и его роли в драматическом произведении; раскрыть связь конфликта с сюжетом комедии,
проследить основные стадии развития конфликта в пьесе, охарактеризовать участников конфликта.
Основные виды деятельности: выразительное чтение по ролям; ответы на вопросы; записи в тетрадях; выполнение самостоятельной работы.
Термины: конфликт, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, антитеза, говорящие фамилии, классицизм, сатира.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания,
отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий 1, 2, 4, 5 учебника как
подготовка к разговору об особенностях конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и его основных участниках.
II. Вступительное слово учителя
с элементами беседы о конфликте в художественном произведении: определение понятия, виды конфликта (общественный, семейный,
личный, нравственный; внешний и внутренний), основные стадии развития конфликта в литературном произведении,
особая роль конфликта в драматическом произведении.
III. Анализ конфликта
в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
проводится в форме беседы, результаты которой записываются в рабочие тетради. Восьмиклассники учатся делать записи на уроке.
Примерный план работы:
1. Вспомните, что такое конфликт. Каково значение этого слова?
2. Кто кому и что чему противостоит в комедии?
(Положительные персонажи — отрицательным персонажам.
Отрицательные персонажи — просвещению, закону.
Положительные персонажи — невежеству, беззаконию.
Просвещение, закон — невежеству, беззаконию.
Добро — злу.)
3. Перечислите положительных и отрицательных персонажей комедии.
Положительные персонажи — это ......................................
Отрицательные персонажи — это ........................................
4. Кто из персонажей комедии не может быть отнесён ни к явно положительным, ни к явно отрицательным?
5. Кто из действующих лиц комедии не принимает непосредственного участия в конфликте? С какой целью эти персонажи появляются на сцене?
6. Что такое антитеза? Каково происхождение этого слова?
Проверьте себя, обратившись к «Краткому словарю литературоведческих терминов». Вспомните, что чему противопоставлено
в комедии. Подберите антонимы к приведённым ниже словам.
Просвещённый — ..............................................................
Следующий закону — ........................................................
Нравственный — ...............................................................
7. С кем из персонажей комедии связан любовный конфликт?
В чём своеобразие этого конфликта? Кем из персонажей действительно движет любовь?
8. Докажите, что в комедии представлен и семейный конфликт. Что решительно не принимает и сатирически высмеивает драматург в семейной жизни господ Простаковых?
9. Как вы думаете, какой конфликт в комедии «Недоросль» является центральным: общественный, семейный, любовный или нравственный?
IV. Выразительное чтение
по ролям первых явлений второго действия комедии «Недоросль»
(или просмотр соответствующих сцен из спектакля) как подготовка к рассмотрению основных стадий развития конфликта.
Примерные вопросы и задания:
1. Вспомните сцену, которая обозначила завязку конфликта, а также афишу и первые явления, подготовившие нас к восприятию последующих событий и
обозначившие условия, в которых мог возникнуть такой конфликт (атмосфера грубости, невежества, беззакония и произвола в доме Простаковых).
2. Как осложняется намеченный уже в первом действии конфликт? Вспомните слова госпожи Простаковой, сказанные после
чтения письма Стародума. Что она задумала? Поддержал ли её замысел Митрофанушка? Какие планы возникли у Скотинина?
Найдите в тексте его высказывания по поводу женитьбы на богатой наследнице. Могло ли быть осуществлено намерение Простаковой и Скотинина
законным образом? Кто мог помешать их планам?
3. Выпишите имена действующих лиц, положительных и отрицательных персонажей, принимающих участие в первом и втором действиях. Сделайте вывод о том,
почему для драматурга было важно изменение расстановки сил уже начиная со второго действия.
Итоги работы учащиеся оформляют в виде таблицы.
ТАБЛИЦА
Положительные и отрицательные персонажи комедии "Недоросль" |
Первое действие |
Софья Правдин |
Простакова
Простаков
Митрофан
Скотинин |
Второе действие |
Софья
Правдин
Милон |
Простакова
Простаков
Митрофан
Скотинин |
Третье — пятое действия |
Софья
Правдин
Милон
Стародум |
Простакова
Простаков
Митрофан
Скотинин |
|
Подводя итоги этой работы, необходимо обратить внимание учащихся на то, что расстановка сил меняется не
только по количественным показателям: Милон прибыл в имение Простаковых с солдатами, несомненной поддержкой для положительных персонажей стали появившиеся во
втором действии учителя Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Всё большую роль в пьесе начинают играть монологи
Правдина и Стародума, во многом отражающие просветительскую программу самого автора.
V. Выводы об особенностях конфликта в комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль»,
который может быть охарактеризован:
— как общественный конфликт (между невежеством и просвещённостью, законом и беззаконием), осложнённый семейными противоречиями и весьма необычным
любовным конфликтом;
— как традиционный конфликт, соответствующий правилам классицизма (чёткое распределение конфликтующих сторон на
положительных и отрицательных персонажей, несомненное превосходство и конечное торжество сил добра и справедливости).
VI. Домашнее задание:
1) прочитать действия 4—5 комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;
2) ответить на вопросы 6 и 7 учебника.
Следующие уроки: Урок 14. История Митрофана >>>
|