Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка».
Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.
Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.
* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».[2]
Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.
* Урок 27. Нравственная проблематика романа.
Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.
Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.
* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
УРОК 23
Гринёв в Белогорской крепости.
«Судьба человеческая, судьба народная» в романе
Задачи: истолковать идейно-художественный принцип А. С. Пушкина — исследовать в произведении «судьбу человеческую, судьбу народную»
на примере анализа предложенных глав; проанализировать многоплановость характеров героев романа; рассмотреть эволюцию характера Гринёва; выявить
нравственные проблемы, связанные с поведением героев; способствовать развитию образного мышления учащихся.
Основные виды деятельности: анализ текста; эвристическая беседа; работа с иллюстрацией; устное словесное рисование; ролевая игра.
Термины: сюжетная линия, конфликт, деталь, многоплановость характера, сон, письмо, портрет.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
учитель и ученики обсуждают заполнение таблицы по главе «Вожатый».
По мнению учащихся, Пугачёв предстает здесь личностью загадочной, противоречивой, суровой, властной, он благороден по отношению к Гринёву,
его речь образна, от неё веет народной поэзией, искренняя радость от подарка Гринёва выдает
в нём человека открытого, не избалованного жизнью; Гринёв в момент первой встречи с Пугачёвым
трогает своей доверчивостью, открытостью, чуткостью и чувством благодарности.
Обобщая изученное на предыдущем уроке,
учитель обращается к ученикам с вопросом:
Почему этот эпизод мы можем назвать «встречей-испытанием»?
(Каждый из двух героев балансирует здесь между добром и злом: не будь Гринёв так открыт и прямодушен, не одели мятежника своей добротой, неизвестно,
как сложилась бы его судьба; тронутый юностью героя, и Пугачёв делает свой выбор, и мы знаем, каков он.)
II. Анализ глав 3, 4, 5, 6 романа
ведётся по вопросам 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Ключевым вопросом на этом уроке является вопрос 13. Используется также индивидуальное задание 5.
А. С. Пушкин, по его словам, исследует в своих произведениях «судьбу человеческую, судьбу народную».
Как ученики понимают это смысловое единство? Важно, чтобы, отвечая на этот вопрос, они осознали
диалектику этих понятий. Жизнь каждого человека, даже «маленького человека», с её ежедневным
обыденным укладом, бесспорно, важна для писателя и сама по себе, и как часть истории народа; история же захватывает в свой поток отдельные,
частные судьбы, меняет их, испытывает человеческие качества каждого из нас.
Этот процесс и отражает Пушкин в «Капитанской дочке», в которой переплетаются две сюжетные линии. Какие?
Учащиеся приходят к выводу, что здесь развиваются семейно-бытовая и социально-историческая сюжетные линии.
Развитию какой из них посвящены 3, 4, 5 главы?
(Первой.)
Чем отличается от них глава 6?
(В мирную жизнь фортеции начинает вмешиваться большая история.)
III. Небольшая ролевая игра
может стать началом работы по прочитанным дома главам: ученики выступают в роли консервативных критиков
пушкинского времени, одни из которых придерживаются правил классицизма, другие являются поклонниками сентиментализма.
Как они оценили бы пейзажи, введённые в эти главы, и в целом описание уклада жизни в Белогорской крепости? Войдя в роль, одни ученики заявляют, что рассказ об
исторических событиях и героях, участвовавших в подавлении государственного бунта, надо было вести в высоком стиле, другие требуют, чтобы в описаниях
было больше чувствительности и красоты.
Такого рода высказывания позволяют по-новому взглянуть на новаторство А. С. Пушкина. Почему в изображённом им нет ни того, ни другого? Обращаемся к тексту.
Какую роль играют в повествовании «сниженные» детали, оценить художественную значимость которых мог тогда далеко не каждый критик?
Пушкин-реалист, во-первых,
вглядывается во внутренний мир своего героя, и эти описания передают его настрой, его впечатления. Как это можно доказать?
Во-вторых,
писатель показывает обычную жизнь обычных людей в её бесхитростности и обыденности.
В-третьих,
он создаёт таким образом контраст между житьём-бытьём в фортеции (обращаем внимание на эпиграф к третьей главе) и дальнейшими трагическими событиями.
IV. Эвристическая беседа
строится по вопросам из учебника:
ученикам предлагается высказаться по поводу того, какие эпизоды и детали в изображении мирной жизни в Белогорской крепости кажутся им
наиболее выразительными и значимыми (учащиеся вспоминают и китайчатый халат коменданта, в котором он проводит учения со «старенькими инвалидами»,
и бродящих по улицам крепости куриц, и восхищение комендантши по поводу нового рецепта засолки огурцов, которым с ней поделилась попадья, и нанизывающего
грибы на нитку для сушения на зиму Ивана Игнатьевича, и многое другое).
Какое впечатление всё это производит? Ответы могут быть разными, но в целом постепенно складывается впечатление, что все эти люди, живущие своей
скромной жизнью в отдалённой крепости и по мере сил обороняющие её от набегов башкирцев, брошены государством на произвол судьбы перед
лицом грозной опасности — пугачёвщины.
Какое впечатление на учащихся производят капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша, Швабрин, урядник Максимыч?
Важно, чтобы ученики поняли, что образы всех этих героев многоплановы: изображая с юмором или осуждением какие-то стороны их характеров,
Пушкин в то же время показывает и иные, достойные восхищения или хотя бы сочувствия черты своих героев.
Можно ли это доказать?
Распространяется ли эта закономерность на Швабрина? урядника Максимыча?
Каковы причины конфликта между Гринёвым и Швабриным? Как проявляются в этом конфликте нравственные качества того и другого?
Здесь продолжается работа с текстом.
Как Пушкин оценивает дуэль? С какой целью введены в текст «снижающие» её значимость детали (Палашка запирает шпаги в чулане) и суждения о
ней Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны?
V. Работа с иллюстрацией,
устное словесное рисование:
предлагаем вниманию учеников иллюстрацию Д. Шмаринова (сцена дуэли).
Впечатляет ли вас работа художника? Кажется ли убедительной?
Кто из дуэлянтов, по вашему мнению, Гринёв, а кто Швабрин? Почему?
Какой момент из этого эпизода вы выбрали бы для иллюстрации? Опишите, что было бы изображено на ней.
Учитель должен подвести учащихся к главному моменту поединка: Швабрин ранит Гринёва, когда тот фактически уже одерживает победу, но имеет
неосторожность оглянуться на призыв Савельича (возможно, стоит объяснить восьмиклассникам, что
по правилам дуэльной чести, да и чести в самом широком смысле слова, такой предательский удар недопустим).
VI. Начало работы над образом Маши Мироновой
(заглавным образом романа).
Продолжая работу с текстом,
задаём учащимся несколько вопросов:
1. Действительно ли Маша «трусиха», как характеризует её Василиса Егоровна?
2. Какие качества характера героини проявляются в этих главах?
(Бескорыстие, точная нравственная оценка людей, верность своим нравственным убеждениям.)
3. Какая особенность её натуры проявляется в отказе венчаться без благословения родителей Гринёва?
(«Без их благословения не будет тебе счастья» — Маша не хочет вносить раздор в семью, думает не о себе, а о Гринёве
и о том, как скажется его неповиновение, его бунтарство на их будущем. Суть её характера — примирение, а не гордыня.)
VII. Отчёты о выполнении индивидуального задания 5.
Не только сны, но и письма, включённые в канву повествования, имеют большое значение для раскрытия замысла автора.
Обратимся к вопросу 12 учебника. Письма в пятой главе дают нам представление не только о непреклонном и суровом
характере отца Гринёва, но и о характере Савельича, преданно любящего Петрушу, но безропотно терпящего унижения со стороны барина, да и барчука
тоже. Современному читателю трудно себе представить, как в Андрее Петровиче Гринёве уживаются высокое благородство и шокирующая грубость, но
для человека пушкинской поры это было понятным, знакомым: для барина крепостной являлся не человеком — лишь холопом, и пропасть между этими
двумя сословиями была непреодолима.
VIII. Обсуждение составленного дома плана
«Детали, реплики, события, предвещающие трагические события — пугачёвщину».
Особое внимание следует обратить на сцену с башкирцем.
Как капитан Миронов, добрейший человек, во всём полагающийся на волю своей жены, так просто и легко решается на жестокую пытку башкирца?
(«Пытка в старину была укоренена...» Для Миронова — это естественный поступок военного, лишённый нравственных оценок.)
Какую роль играет портрет башкирца?
(Перечитываем текст: он старик, «тощ и сгорблен», в процессе предыдущих пыток у него вырван язык, но он продолжает борьбу.)
Чем это вызвано?
(Таким образом Пушкин показывает непримиримость противоречий между народом и властью: башкирец относится к национальным меньшинствам, которые были особенно сильно
угнетены.)
IX. Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается перечислить события, которые влияют на развитие характера Гринёва, и ответить на вопрос: какие качества характера
укрепляются и формируются у него в период жизни в Белогорской крепости?
X. Домашнее задание:
1) прочитать главы 7, 8, 9, 10;
2) ответить на вопросы 16, 17, 19, 22 учебника;
3) подготовить монологический ответ на вопрос: «Как в этих главах переплетаются „судьба человеческая, судьба народная“?»
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 6, 7 (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва >>>
|