Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»
Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль»
Урок 14. История Митрофана
Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии
Урок 16. Смысл финала комедии
УРОК 16
Смысл финала комедии «Недоросль»
Задачи: проанализировать финальную сцену комедии; сделать выводы об идейном содержании пьесы, её социальной и нравственной проблематике;
подготовиться к письменной работе.
Основные виды деятельности: чтение и анализ финала комедии; беседа по вопросам учебника; драматизация.
Термины: конфликт, развязка, идейное содержание, проблематика.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о теме урока, посвящённого финалу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Примерные вопросы
для создания проблемной ситуации:
1. Комедия была с восторгом принята её первыми зрителями и с неудовольствием — императрицей Екатериной II и её окружением. Как вы думаете, почему?
2. Вспомните, какие правила классицизма касались построения драматических произведений. Чем должна была закончиться комедия классицизма? Чего вы ждали от финала?
II. Выразительное чтение
и анализ диалога (действие 5, явление 1)
Правдина, воплощающего идеальный тип государственного служащего, и Стародума, героя-резонёра,
по вопросам:
1. О чём ведут разговор Правдин и Стародум?
2. В чём видит Стародум силу страны?
3. Опишите образ великого государя, о котором говорит Стародум.
4. В чём, по мнению героев, причины несчастий человеческих?
5. Почему герои утверждают, что одного просвещения мало?
6. Поясните на примерах персонажей комедии, что вначале нужно воспитывать добродетель, а потом — заботиться о просвещении.
III. Выразительное чтение и анализ
(или инсценировка) отдельных сцен комедии
(действие 5, явления 3—5).
Возможна организация этой работы в группах,
для которых предлагаются специальные задания:
1. Почему Простакова и её окружение решаются на похищение Софьи?
2. О чём свидетельствует пособничество Еремеевны в истории с похищением?
3. В чём причина того, что Стародум всё-таки прощает Простакову?
4. Как меняется настроение Простаковой в 3—5-м явлениях?
5. Прокомментируйте отдельные фразы Простаковой: «Куда я гожусь, когда в моём доме моим же рукам и воли нет!»; «Ах,
батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?» и др.
6. Вспомните, о каком указе говорит Простакова: «Да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства». Верно ли она трактует этот указ?
Использование приёма драматизации не только способствует развитию монологической речи учащихся, но и стимулирует работу воображения.
Восьмиклассникам предлагается представить отдельные реплики от имени того или иного действующего лица, а затем ответить на вопросы
одноклассников, адресованные данному персонажу:
— реплика Простаковой «Последних крох не жалела, лишь бы сына всему выучить...»;
— реплика Стародума «Главная цель всех знаний человеческих — благонравие...»;
— реплика Митрофана «Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться...»;
— реплика Правдина «Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья».
IV. Выразительное чтение
и анализ последнего явления комедии
помогут вернуться к разговору о проблематике и смысле названия пьесы.
Примерные вопросы и задания
для анализа:
1. Как разрешается конфликт в пьесе?
2. Почему стало возможным торжество добра?
3. Прокомментируйте обращение Простаковой к сыну: «Один ты у меня остался, сердечный друг, Митрофанушка!»
4. Вспомните и ещё раз прокомментируйте слова известного
русского историка В. О. Ключевского: «Митрофан вовсе не смешон; по крайней мере, над ним очень опасно смеяться».
5. Какие чувства вызывает состояние Простаковой в финале у присутствующих на сцене и у читателя?
6. В чём глубоко заблуждалась госпожа Простакова?
7. Объясните последнюю фразу пьесы: «Вот злонравия достойные плоды!» О каких «плодах» здесь идёт речь?
8. Почему именно этими словами драматург завершает свою комедию?
V. Подведение итогов урока,
обобщение материала о проблематике пьесы и смысле её финала, явно поучительного
и напрямую обращённого к «злонравным» помещикам, которые недостойны носить дворянское звание.
Возвращаясь к началу урока, учащиеся делают выводы о том, почему с неудовольствием комедия была воспринята
императрицей Екатериной II и её окружением.
Нарисованная в пьесе сатирическая картина жизни русского поместного дворянства подвергала сомнению результативность
той просветительской деятельности, которую осуществлял «достойный престола государь» (в данном случае имелась
в виду именно Екатерина II).
По заданию учителя восьмиклассники ищут в тексте комедии высказывания Стародума, которые соответствовали
бы по смыслу финальной фразе комедии, например:
«...да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Верь мне,
что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».
VI. Домашнее задание:
подготовить сообщение на тему «Русское Просвещение в цитатах, оценках и суждениях»,
используя художественную и справочную литературу, поисковые системы Интернета.
Следующие уроки: Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» >>>
|