Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. М. Карамзина
работы неизв. художника. Нач. 1780-х гг.
 
 
О. А. Кипренский. Бедная Лиза.
1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
(1766 – 1826)


«БЕДНАЯ ЛИЗА»
4 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Урок 18. Образы Лизы и Эраста.

Урок 19. Авторская позиция и способы её воплощения в повести.

* Урок 20. Письменная работа о персонажах и проблематике повести.[2]


УРОК 17
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Задачи:
познакомить учащихся с личностью Н. М. Карамзина, его ролью в становлении русской исторической науки и формировании новых принципов изображения человека в русской литературе; дать представление о литературном направлении сентиментализма на примере произведений Н. М. Карамзина; представить повесть «Бедная Лиза» как яркое воплощение новаторства писателя.
Основные виды деятельности: слово учителя; чтение статьи учебника; составление планов; выразительное чтение и анализ фрагментов произведений; ответы на вопросы учебника; разработка заочной экскурсии и презентация видеоматериалов; записи в рабочих тетрадях; работа с иконографическим материалом.
Термины: сентиментализм, повесть, лиризм, антитеза, метафора, конфликт.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя о личности и
творчестве Н. М. Карамзина.


Строки из «Бедной Лизы» могут стать эпиграфом к этому уроку или необычным, эмоционально-содержательным началом слова учителя:
«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

В этом доверительном обращении писателя к своему герою таится ключ к пониманию тех художественных открытий Карамзина, которые во многом определили развитие русской литературы: разумной упорядоченности, строгой целенаправленности и рассудочности классицизма он противопоставил мир изменчивых чувств, не всегда подвластных воле человека.

II. Чтение статьи учебника
дополнит слово учителя.

При этом, с одной стороны, надо создать у учеников определённый эмоциональный настрой на восприятие этого текста как занимательного рассказа о незаурядной личности писателя и историка, патриотизм, образованность и трудолюбие которого должны быть представлены не формально, а с другой стороны, необходимо организовать логическую работу с предлагаемой статьёй, по ходу ознакомления с которой ученики выписывают важные, на их взгляд, положения о нравственных принципах Карамзина и рассуждают над его высказываниями подобного рода: «Я горд смирением и смирен гордостью».

Особого внимания заслуживают размышления Карамзина о назначении человека, о смысле его жизни: «Служить отечеству любезному: быть нежным сыном, супругом, отцом; хранить, приумножать старанием и трудами наследие родительское есть священный долг моего сердца, есть слава моя и добродетель».

Это высказывание Карамзина нуждается в особом комментарии: представления писателя и историка о принципах дворянской этики напрямую пересекаются с глубинным содержанием пушкинской «Капитанской дочки», на которое указывает выбранный к ней эпиграф, и, по сути, являются истолкованием этого эпиграфа. Вчитываясь в эти слова, мы не только постигаем духовный мир Карамзина, но и заранее перекидываем мостик к следующей сложной теме.

Надо отметить при этом, что Карамзин рассматривает писателя не только как художника, которому «вымышлять приятно», но прежде всего как «орган патриотизма», непосредственное назначение которого — помочь согражданам «лучше мыслить и говорить».

III. Работа над планом,
анализ фрагмента стихотворения
Н. М. Карамзина «Меланхолия»
.


Отмеченное выше положение позволяет перейти к выполнению учащимися (в форме плана) следующей логической задачи, связанной с работой над статьёй учебника: выявлению с помощью учителя литературно-художественных принципов Карамзина, которые послужили утверждению в русской литературе сентиментализма.

Во-первых, это кардинальный пересмотр стилистики художественных произведений:

Сперва попыткою искусства
На новый лад настроив речь,
Успел он мысль свою и чувство
Прозрачной прелестью облечь.
Россия речью сей пленилась
И с новой грамотой в руке
Читать и мыслить научилась
На карамзинском языке, —

с удивительной поэтической лёгкостью писал об этом достижении Карамзина один из его последователей и учеников П. А. Вяземский.

«Отвергая „гром слов“, „бомбаст“ (англ. bombast — напыщенность, помпезность) классицистов, Карамзин открывал новые семантические оттенки в старых, часто книжно-славянских словах, обогащая, по существу, русский язык новыми идеями и практической возможностью их выразить („потребность“, „развитие“, „образ“ — применительно к искусству и т. п.)», — отмечает Г. П. Макогоненко.

Учащимся интересно будет узнать и то, что Карамзин создал немало новых слов (неологизмов), которые прочно вошли в нашу речь: «промышленность», «общественность», «человечный» и многие другие. В. Г. Белинский подчёркивал, что Карамзин «преобразовал русский язык... приблизив к живой, естественной, разговорной русской речи» тексты художественной литературы.

Во-вторых, это стремление Карамзина-художника проникнуть во внутренний мир человека, исследовать сложность, неоднозначность его мыслей и побуждений, текучесть, переходность его чувств.

Подтверждением тому может послужить выразительное чтение и краткий анализ фрагмента стихотворения «Меланхолия».

Учитель объясняет значение нового слова (ученики заносят его в словарик) и рассказывает школьникам, почему именно это состояние души так привлекало сентименталистов, в том числе и Карамзина, который, в сущности, и открыл русскому читателю, насколько противоречивы его чувства и в какой высокохудожественной форме можно о них размышлять.

После прочтения стихотворного отрывка учитель предлагает ученикам парами выписать те абстрактные существительные, которые, по мнению поэта, характеризуют такое состояние души (скорбь, тоска — «утехи наслажденья»; веселье — мученье; отчаянье — радость; радость — печаль).

Как называются подобные переживания? Какие слова, обозначающие их, вам известны?

Вместе с учителем ученики подбирают и записывают в рабочую тетрадь понятия, которые и в дальнейшем, особенно при изучении творчества М. Ю. Лермонтова, им будут крайне необходимы: «неоднозначность», «противоречивость», «антитетичность», «амбивалентность» переживаний, суждений, чувств и продиктованных ими поступков.

Второй вопрос, который необходимо поставить перед учениками, читая строки из «Меланхолии», выводит нас на важнейший принцип поэтики Карамзина: какое словосочетание является здесь ключевым, объединяющим все эти разнородные переживания, связывающим их в единое целое? «Нежнейший перелив» — это не только прекрасная метафора: изображение внутреннего мира человека в движении, в динамике — новаторство Карамзина, его заслуга перед всей русской литературой.

В-третьих, работая над статьёй учебника, отмечаем, что Карамзин в своих произведениях стремился изобразить жизнь в её многообразии и в этом он тоже явился предтечей русской реалистической школы. Примером тому может послужить прославившее Карамзина произведение — «Письма русского путешественника» (1791—1792), которые насыщены разнообразными картинами политической, культурной, бытовой жизни Европы.

Однако важно понимать при этом, что «Письма...» — проза, пронизанная авторским лиризмом: на первый план здесь выходят впечатления, оценки, переживания писателя. К примеру, наблюдая за отношением европейцев к другим народам, Карамзин упрекал соотечественников за унизительное преклонение перед иностранцами: «Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?»

Постигая Европу и даже иногда критикуя особенности русской жизни, Карамзин никогда не изменял своему патриотизму. Среди самых разнообразных чувств, которые пронизывают его «Письма...», чувство любви к Родине проявляется наиболее ярко.

«Наш лучший европеец начала XIX века, — писал критик Ю. И. Айхенвальд, — наш любознательный путешественник, с уважением к чужбине, но без робости перед нею, верный и любящий сын своей родины, Карамзин долго являл собою живое звено между Западом и Востоком, был вестник Европы для России и вестник России для Европы».

Наконец, для истории русской литературы «Письма...» особенно важны потому, что они открывали для неё новое направление — сентиментализм.

Сентиментализм Карамзина сложился, с одной стороны, под влиянием английского писателя Л. Стерна, в своём программном произведении «Сентиментальное путешествие» выдвинувшего на первый план идеал сострадания и чувствительности, а с другой стороны, под воздействием просветительских идей Ж.-Ж. Руссо, среди которых внимание Карамзина особо привлекал конфликт «нравственность человеческого сердца — безнравственность общественных институтов» (Ю. М. Лотман), иными словами, конфликт истинных и ложных ценностей.

Карамзин, безусловно, всегда оставался на стороне пылкого, порой заблуждающегося, но искреннего в своих поисках счастья сердца, обречённого на столкновение с жестоким обществом, отнимающим у него эту призрачную надежду быть счастливым.

Именно поэтому его художественные произведения полнятся состраданием, а не осуждением или поучительством, как у классицистов. Не случайно писатель называл себя «сердца наблюдателем по профессии». Ярчайшим подтверждением тому стало его вершинное произведение — повесть «Бедная Лиза».

Но прежде чем перейти непосредственно к ней, и в частности к истории её создания, необходимо подвести промежуточные итоги и отметить, что практическим результатом работы на этом этапе урока становятся два плана в тетрадях учеников:
«Нравственные принципы Н. М. Карамзина»; «Художественные открытия Н. М. Карамзина».

IV. Знакомство учащихся с кругом общения
Н. М. Карамзина, его подвижническим трудом над
«Историей государства Российского»,

рассказ о его влиянии на молодое поколение литераторов и о плодотворном общении с А. С. Пушкиным, который с раннего детства почувствовал в своём будущем учителе незаурядную личность.

«Не имея шести лет, — вспоминал отец будущего великого поэта, — он уже понимал, что Н. М. Карамзин не то, что другие. Одним вечером Н. М. был у меня, сидел долго, во всё время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговор и не спускал с него глаз; ему был шестой год».

На этом этапе урока учитель может предложить ученикам иконографический материал «Н. М. Карамзин и его современники» и провести заочную экскурсию «Москва времён Карамзина (Симонов монастырь, пруд бедной Лизы, Данилов монастырь, панорама Москвы конца XVII века)».

В ином варианте учитель может поручить учащимся самим подготовить презентации по этим темам к следующему уроку.

V. Рассказ об истории создания
повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».


Обращаясь к повести, учитель прежде всего должен создать у учеников позитивную установку на эмоциональное, личностно значимое восприятие этого текста, с одной стороны, доступного для восьмиклассников своей идейно-содержательной «прозрачностью», даже наивностью, а с другой — всё же весьма архаичного для читателя XXI века.

Решению этой задачи послужит рассказ об истории создания повести, о её невероятной популярности у самых разных слоев населения России и попытка вместе с учениками, пока гипотетически, предположить, в чём же загадка такого успеха:

1) новая для читателей тема — тема любви;

2) новый жанр — повесть: повествование от первого лица придаёт тексту особую убедительность, искренность, писатель достигает тем самым эффекта доверительной беседы с каждым из нас;

3) лиризм повести: её главный настрой не осуждение, не поучение, а сострадание, которое исходит от автора-повествователя;

4) язык повести приближен к живой разговорной речи, её стилистика покоряет своей поэтичностью и простотой;

5) демократизм повести: её персонажи не из ряда вон выходящие герои или злодеи, а обыкновенные, «частные» люди; более того, заглавная героиня — простая крестьянка, и это является в русской литературе того времени абсолютным новаторством.

Данные положения формируются в процессе обсуждения и фиксируются на доске и в тетрадях, являясь основой выполнения домашнего задания опережающего типа: учащиеся должны найти им подтверждение в повести и использовать в беседе с учителем на последующих уроках.

VI. Домашнее задание:

1) подготовить ответы на 1-й и 2-й вопросы к вступительной статье, используя составленные на уроке планы;

2) прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и найти в ней подтверждение выдвинутым в конце урока предположениям.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 3, 4 учебника.

Следующие уроки: Урок 18. Образы Лизы и Эраста >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика