Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Урок 18. Образы Лизы и Эраста.
Урок 19. Авторская позиция и способы её воплощения в повести.
* Урок 20. Письменная работа о персонажах и проблематике повести.[2]
УРОК 17
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Задачи: познакомить учащихся с личностью Н. М. Карамзина, его ролью в становлении русской исторической науки и формировании новых
принципов изображения человека в русской литературе; дать представление о литературном направлении сентиментализма на примере произведений
Н. М. Карамзина; представить повесть «Бедная Лиза» как яркое воплощение новаторства писателя.
Основные виды деятельности: слово учителя; чтение статьи учебника; составление планов; выразительное чтение и анализ фрагментов
произведений; ответы на вопросы учебника; разработка заочной экскурсии и презентация видеоматериалов; записи в рабочих тетрадях; работа
с иконографическим материалом.
Термины: сентиментализм, повесть, лиризм, антитеза, метафора, конфликт.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о личности и
творчестве Н. М. Карамзина.
Строки из «Бедной Лизы» могут стать эпиграфом к этому уроку или необычным, эмоционально-содержательным началом
слова учителя:
«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце?
Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»
В этом доверительном обращении писателя к своему герою таится ключ к пониманию тех художественных открытий Карамзина, которые во многом
определили развитие русской литературы: разумной упорядоченности, строгой целенаправленности и рассудочности классицизма он противопоставил
мир изменчивых чувств, не всегда подвластных воле человека.
II. Чтение статьи учебника
дополнит слово учителя.
При этом, с одной стороны, надо создать у учеников определённый эмоциональный настрой
на восприятие этого текста как занимательного рассказа о незаурядной личности писателя и историка,
патриотизм, образованность и трудолюбие которого должны быть представлены не формально, а с другой стороны, необходимо организовать логическую
работу с предлагаемой статьёй, по ходу ознакомления с которой ученики выписывают важные, на их взгляд, положения о
нравственных принципах Карамзина и рассуждают над его высказываниями подобного рода: «Я горд смирением и смирен гордостью».
Особого внимания заслуживают размышления Карамзина о назначении человека, о смысле его жизни:
«Служить отечеству любезному: быть нежным сыном, супругом, отцом; хранить, приумножать старанием и трудами наследие
родительское есть священный долг моего сердца, есть слава моя и добродетель».
Это высказывание Карамзина нуждается в особом комментарии: представления писателя и историка
о принципах дворянской этики напрямую пересекаются с глубинным содержанием пушкинской «Капитанской дочки», на которое указывает выбранный
к ней эпиграф, и, по сути, являются истолкованием этого эпиграфа. Вчитываясь в эти слова, мы не только постигаем духовный мир Карамзина, но и заранее
перекидываем мостик к следующей сложной теме.
Надо отметить при этом, что Карамзин рассматривает писателя не только как художника, которому «вымышлять приятно», но прежде всего как
«орган патриотизма», непосредственное назначение которого — помочь согражданам «лучше мыслить и говорить».
III. Работа над планом,
анализ фрагмента стихотворения
Н. М. Карамзина «Меланхолия».
Отмеченное выше положение позволяет перейти к выполнению учащимися (в форме плана) следующей логической задачи, связанной с работой над статьёй
учебника: выявлению с помощью учителя литературно-художественных принципов Карамзина, которые послужили утверждению в русской литературе
сентиментализма.
Во-первых, это кардинальный пересмотр стилистики художественных произведений:
Сперва попыткою искусства
На новый лад настроив речь,
Успел он мысль свою и чувство
Прозрачной прелестью облечь.
Россия речью сей пленилась
И с новой грамотой в руке
Читать и мыслить научилась
На карамзинском языке, —
с удивительной поэтической лёгкостью писал об этом достижении Карамзина один из его последователей и учеников П. А. Вяземский.
«Отвергая „гром слов“, „бомбаст“ (англ. bombast — напыщенность, помпезность) классицистов, Карамзин открывал новые семантические оттенки в старых,
часто книжно-славянских словах, обогащая, по существу, русский язык новыми идеями и практической возможностью их выразить („потребность“, „развитие“, „образ“ —
применительно к искусству и т. п.)», — отмечает Г. П. Макогоненко.
Учащимся интересно будет узнать и то, что Карамзин создал немало новых слов (неологизмов), которые прочно вошли в нашу речь:
«промышленность», «общественность», «человечный» и многие другие. В. Г. Белинский подчёркивал,
что Карамзин «преобразовал русский язык... приблизив к живой, естественной, разговорной русской речи» тексты художественной литературы.
Во-вторых, это стремление Карамзина-художника проникнуть во внутренний мир человека, исследовать сложность, неоднозначность его мыслей и
побуждений, текучесть, переходность его чувств.
Подтверждением тому может послужить выразительное чтение и краткий анализ фрагмента стихотворения «Меланхолия».
Учитель объясняет значение нового слова (ученики заносят его в словарик) и рассказывает школьникам, почему именно это состояние души
так привлекало сентименталистов, в том числе и Карамзина, который, в сущности, и открыл русскому читателю,
насколько противоречивы его чувства и в какой высокохудожественной форме можно о них размышлять.
После прочтения стихотворного отрывка учитель предлагает ученикам парами выписать те абстрактные существительные, которые, по мнению поэта,
характеризуют такое состояние души (скорбь, тоска — «утехи наслажденья»; веселье — мученье; отчаянье — радость; радость — печаль).
Как называются подобные переживания? Какие слова, обозначающие их, вам известны?
Вместе с учителем ученики подбирают и записывают в рабочую тетрадь понятия, которые и в дальнейшем, особенно
при изучении творчества М. Ю. Лермонтова, им будут крайне необходимы: «неоднозначность», «противоречивость», «антитетичность», «амбивалентность»
переживаний, суждений, чувств и продиктованных ими поступков.
Второй вопрос, который необходимо поставить перед учениками, читая строки из «Меланхолии», выводит нас на важнейший принцип поэтики Карамзина:
какое словосочетание является здесь ключевым, объединяющим все эти разнородные переживания, связывающим их в единое целое? «Нежнейший перелив» —
это не только прекрасная метафора: изображение внутреннего мира человека в движении, в динамике — новаторство Карамзина, его заслуга перед
всей русской литературой.
В-третьих, работая над статьёй учебника, отмечаем, что Карамзин в своих произведениях стремился изобразить жизнь в её многообразии и в этом он
тоже явился предтечей русской реалистической школы. Примером тому может послужить прославившее Карамзина произведение — «Письма русского путешественника»
(1791—1792), которые насыщены разнообразными картинами политической, культурной, бытовой жизни Европы.
Однако важно понимать при этом, что «Письма...» — проза, пронизанная авторским лиризмом: на первый план здесь выходят впечатления, оценки, переживания
писателя. К примеру, наблюдая за отношением европейцев к другим народам, Карамзин упрекал соотечественников за унизительное преклонение перед
иностранцами: «Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?»
Постигая Европу и даже иногда критикуя особенности русской жизни, Карамзин никогда не изменял своему патриотизму. Среди самых разнообразных чувств,
которые пронизывают его «Письма...», чувство любви к Родине проявляется наиболее ярко.
«Наш лучший европеец начала XIX века, — писал критик Ю. И. Айхенвальд, — наш любознательный путешественник, с уважением к чужбине, но без робости
перед нею, верный и любящий сын своей родины, Карамзин долго являл собою живое звено между Западом и Востоком, был вестник Европы для России и
вестник России для Европы».
Наконец, для истории русской литературы «Письма...» особенно важны потому, что они открывали для неё новое направление — сентиментализм.
Сентиментализм Карамзина сложился, с одной стороны, под влиянием английского писателя Л. Стерна, в своём программном произведении «Сентиментальное путешествие»
выдвинувшего на первый план идеал сострадания и чувствительности, а с другой стороны, под воздействием просветительских идей Ж.-Ж. Руссо, среди которых внимание
Карамзина особо привлекал конфликт «нравственность человеческого сердца — безнравственность общественных институтов» (Ю. М. Лотман), иными словами,
конфликт истинных и ложных ценностей.
Карамзин, безусловно, всегда оставался на стороне пылкого, порой заблуждающегося, но искреннего в своих поисках счастья сердца, обречённого на
столкновение с жестоким обществом, отнимающим у него эту призрачную надежду быть счастливым.
Именно поэтому его художественные произведения полнятся состраданием, а не осуждением или поучительством, как у классицистов. Не случайно писатель
называл себя «сердца наблюдателем по профессии». Ярчайшим подтверждением тому стало его вершинное произведение — повесть «Бедная Лиза».
Но прежде чем перейти непосредственно к ней, и в частности к истории её создания, необходимо подвести промежуточные итоги и отметить, что
практическим результатом работы на этом этапе урока становятся два плана в тетрадях учеников:
«Нравственные принципы Н. М. Карамзина»; «Художественные открытия Н. М. Карамзина».
IV. Знакомство учащихся с кругом общения
Н. М. Карамзина, его подвижническим трудом над
«Историей государства Российского»,
рассказ о его влиянии на молодое поколение литераторов и о плодотворном общении с А. С. Пушкиным, который с раннего детства почувствовал в своём будущем
учителе незаурядную личность.
«Не имея шести лет, — вспоминал отец будущего великого поэта, — он уже понимал, что Н. М. Карамзин не то, что другие. Одним вечером Н. М. был у меня,
сидел долго, во всё время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговор и не спускал с него глаз; ему был шестой год».
На этом этапе урока учитель может предложить ученикам иконографический материал «Н. М. Карамзин и его современники» и провести заочную
экскурсию «Москва времён Карамзина (Симонов монастырь, пруд бедной Лизы, Данилов монастырь, панорама Москвы конца XVII века)».
В ином варианте учитель может поручить учащимся самим подготовить презентации по этим темам к следующему уроку.
V. Рассказ об истории создания
повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Обращаясь к повести, учитель прежде всего должен создать у учеников позитивную установку на эмоциональное, личностно
значимое восприятие этого текста, с одной стороны, доступного для восьмиклассников своей идейно-содержательной «прозрачностью», даже наивностью,
а с другой — всё же весьма архаичного для читателя XXI века.
Решению этой задачи послужит рассказ об истории создания повести, о её невероятной популярности у самых разных слоев населения России и
попытка вместе с учениками, пока гипотетически, предположить, в чём же загадка такого успеха:
1) новая для читателей тема — тема любви;
2) новый жанр — повесть: повествование от первого лица придаёт тексту особую убедительность, искренность, писатель достигает тем самым эффекта
доверительной беседы с каждым из нас;
3) лиризм повести: её главный настрой не осуждение, не поучение, а сострадание, которое исходит от автора-повествователя;
4) язык повести приближен к живой разговорной речи, её стилистика покоряет своей поэтичностью и простотой;
5) демократизм повести: её персонажи не из ряда вон выходящие герои или злодеи, а обыкновенные, «частные» люди; более того, заглавная
героиня — простая крестьянка, и это является в русской литературе того времени абсолютным новаторством.
Данные положения формируются в процессе обсуждения и фиксируются на доске и в тетрадях, являясь основой выполнения домашнего задания опережающего
типа: учащиеся должны найти им подтверждение в повести и использовать в беседе с учителем на последующих уроках.
VI. Домашнее задание:
1) подготовить ответы на 1-й и 2-й вопросы к вступительной статье, используя составленные на уроке планы;
2) прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и найти в ней подтверждение выдвинутым в конце урока предположениям.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 3, 4 учебника.
Следующие уроки: Урок 18. Образы Лизы и Эраста >>>
|