«Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
Исповедь Мцыри. 1939 г.
Иллюстрация А. Заславского
к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


8 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».

Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».

Урок 34. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Образ Мцыри.

* Урок 36. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы «Мцыри».[2]

* Урок 37. Письменная характеристика Мцыри.

* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».

* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».


УРОК 35
«Мцыри» М. Ю. Лермонтова
как романтическая поэма. Образ Мцыри

Задачи:
выявить нравственную проблематику поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»; рассмотреть особенности романтического героя на примере главного персонажа поэмы; продемонстрировать идейную функцию художественных приёмов воплощения образа Мцыри; обобщить изученный материал.
Основные виды деятельности: освоение теоретико-литературных понятий, соотнесение их с текстом, использование их как инструмента познания произведения; анализ текста; беседа; записи в тетрадь и учебный словарик; составление плана; подбор цитат; выразительное чтение; чтение наизусть; работа с иллюстрациями; сопоставительный анализ двух поэтических текстов; интерпретация прочитанного; составление плана-теста.
Термины: романтизм мистический и романтизм бунтарский, двоемирие, сюжет, конфликт, финал произведения, тема, идея, символ, антитеза, ритм, рифма, мужская рифма, риторические фигуры, повтор, инверсия, субъективно-окрашенные эпитеты, метафоры, сравнения.

Этапы урока

I. Эпиграфом к данному уроку

могут стать слова известного критика, приведённые в учебнике:

«Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» (В. Г. Белинский).

Проверка домашнего задания:
к домашнему заданию, выполненному к этому уроку, мы не раз вернёмся по ходу работы.

Сейчас же обратимся к вопросу 3 учебника, который позволит ещё раз вчитаться в текст поэмы и сконцентрировать внимание учащихся на анализе образа главного героя.

Чуждый Мцыри мир православного монастыря порождает в его душе мечту об отчем крае, где «люди вольны, как орлы», мечту о свободе. Вопрос, который не оставляет его в покое, принципиально важен, он отражает суть его бескомпромиссной (записываем в словарике) натуры: «Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Антитеза «воля — тюрьма» подчёркивает и воплощает максимализм (записываем в словарик) характера героя: ему чужд конформизм (ещё одна запись в словаре), примирение с обстоятельствами — он натура цельная, сильная, лишённая сомнений.

II. Анализ образа Мцыри
как романтического героя.


Прежде всего поясним истоки и суть романтизма: художники-романтики (писатели, поэты, живописцы, композиторы, архитекторы), не принимая обыденную действительность, основанную на лицемерии, ханжестве, лжи, противопоставляли ей в своих произведениях мир мечты (двоемирие романтизма).

Одни из них представляли его мистическим, они уводили читателя в воображаемую реальность, полную загадок и тайн (известный учащимся мир произведений X. К. Андерсена, Э. Т. A. Гофмана или братьев Гримм).

Другие видели его как мир бурь и битв. Романтизм Лермонтова — романтизм бунтарский: герой его поэмы «Мцыри» бросает вызов судьбе.

1. Итак, первое, что мы отмечаем, Мцыри — исключительный герой, представленный автором в исключительных обстоятельствах. Можем ли мы это доказать?

Поэт-романтик не объясняет (не мотивирует) того, как в стенах монастыря мог сложиться такой непримиримый характер; напротив, бунтарская натура Мцыри сформировалась вопреки обстоятельствам, а не под их воздействием. Герой поэмы бросает вызов судьбе, миру и даже Богу, потому что воспринимает стены его обители как «тюрьму».

Учащиеся дома подбирали цитаты, на их взгляд, характеризующие героя (вопрос 3), необходимо использовать результаты их работы в подтверждение этой мысли.

2. Романтизм предполагает изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах. Как это понимают ученики?

Содержание предыдущего урока даёт им материал для ответа: не случайно композицию поэмы называют «вершинной». Мцыри показан автором не в протяжённом процессе обыденной жизни в монастыре, а в короткий миг высшего проявления его личности. В сцене побега особенно ярко и зримо проявляется его мощная и страстная натура, с полной очевидностью реализуется романтический принцип двоемирия — противопоставления смирения и бунта (цитаты подбирают учащиеся).

3. Конфликт, в который вступает герой, характерен для романтизма: это конфликт с миром, основанном на страхе, повиновении, слепой вере.

4. Цель героя — обрести свободу, но не только абсолютную свободу от всего и вся, которую воспевали и другие поэты-романтики, и сам Лермонтов в поэме «Демон». Свобода необходима Мцыри для того, чтобы восстановить связь со своим народом (предлагаем учащимся подобрать цитату) и добиться своего права самому вершить свою судьбу.

5. Романтики для воплощения своих общечеловеческих, универсальных идей нередко используют образы-символы. Символичны и те испытания, которые выпадают на долю Мцыри. По материалам предыдущего урока учащиеся называют эти сцены, сейчас важно прокомментировать, как ведёт себя Мцыри, сталкиваясь с опасностью или искушением.

Максимально полно и глубоко помогает рассмотреть это задание 11 учебника.

Учащиеся читают наизусть отрывки из поэмы, которые на предыдущем уроке были предложены учителем. Если при этом учитель выстроит в определённой последовательности выступления учеников, то они своим выразительным чтением невольно проиллюстрируют каждый из рассматриваемых этапов развития действия и смогут самостоятельно ответить на вопрос: какие качества характера Мцыри проявляются в той или иной сцене?

Понятия-характеристики подбирают учащиеся: «могущество воли», «целеустремлённость», «способность противостоять искушениям», «бунтарство», «презрение к покою», «терпению и смирению».

Обращаемся к индивидуальному заданию 5.

Одно из искушений героя — искушение покоем. В стихотворении «Русалка» и во фрагменте поэмы совпадают намерения русалки и рыбки заворожить героя, совпадает даже форма: строфика и разноска стиха; но два этих текста находятся в «зеркальном», обратном соотношении.

В стихотворении русалка томится оттого, что не может околдовать героя («Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем, / Остаётся он хладен и нем; / Он спит, — и склонившись на перси ко мне, / Он не дышит, не шепчет во сне»). Во фрагменте поэмы герой сопротивляется сладостному забытью покоя, который для него неприемлем.

6. Ещё одним, самым трагичным, испытанием, выпавшим на долю Мцыри, становится то, что он движется по замкнутому кругу.

Лермонтов таким образом воплощает характерную для романтизма тему судьбы: её власть непреодолима, но сила духа человека проявляется в стремлении противостоять ей. Мцыри обладает внутренней свободой, которая дана далеко не каждому.

Понятие «внутренняя свобода» (записываем в словарик) является очень сложным для понимания восьмиклассниками, необходимо его пояснить: в жизни нередко бывает так, что обстоятельства оказываются сильнее нас, и внутренняя свобода проявляется в способности человека не позволить им сломить себя, пасть духом, изменить своим принципам и убеждениям. Мцыри, без сомнения, внутренне свободен: даже перед лицом смерти он не изменяет своей мечте и не испытывает зла к тем, кто удерживал его в неволе:

...И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отёр внимательной рукой
С лица кончины хладный пот,
И что вполголоса поёт
Он мне про милую страну...
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!

7. Каким образом стиль поэмы, её язык передают сущность натуры Мцыри (вопрос 7 учебника)?

Для ответа на этот вопрос обратимся к началу исповеди героя старику монаху («Старик, я слышал много раз...»). Вместе с учениками обнаруживаем в нём обилие

— фигур поэтического языка: риторические обращения, восклицания и вопросы, инверсии, стилистические антитезы («Душой дитя, судьбой монах», «милых душ — могил»), градацию («Отчизну, дом, друзей, родных...»);

— тропов: метафор, субъективно окрашенных эпитетов («угрюм и одинок», «сумрачных», «священных», «сладостных», «милых» и т. п.).

Фразы Мцыри осложнены, экспрессивны, они передают силу, страстность, неуёмную жизненную энергию героя даже перед лицом смерти.

8. Какую роль играют ритм поэмы и способ рифмовки в раскрытии образа Мцыри (вопрос 8 учебника)?

Учащиеся определяют размер стиха (четырехстопный ямб) и способ рифмовки: все рифмы парные, мужские. Они призваны подчеркнуть мужественность и непреклонность героя.

Учитель своим выразительным чтением, акцентированным на чёткости размера и твёрдости рифм, должен подтвердить, что стих поэмы, по словам В. Г. Белинского, «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего жертву. Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

9. Как вы относитесь к финалу поэмы? Согласны ли вы с автором, что бунтарство Мцыри неизбежно ведёт его к смерти?

Эти вопросы очень важны, они побуждают интерпретировать текст, выявлять в нём нравственные проблемы, которые не могут быть истолкованы однозначно.

Романтический герой не может пойти на компромисс. Лермонтов задаётся целью «прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» (Д. Е. Максимов).

Такой волнующий воображение героический и трагический текст не могли обойти стороной композиторы и художники. Фрагменты поэмы положили па музыку крупнейшие русские композиторы А. С. Аренский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский и др. Это произведение Лермонтова вдохновило множество художников на создание зримых воплощений образов поэмы. Её иллюстрировали И. С. Глазунов, Н. Н. Дубовский, Ф. Д. Константинов, П. П. Кончаловский, Л. Непомнящий, М. Н. Орлова-Мочалова, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, К. Д. Флавицкий и многие другие.

На этом этапе урока учитель может обратиться к различным иллюстрациям, чтобы ученики могли визуально представить романтического героя и ситуации, в которые он попадает. Нельзя забывать при этом, что сопоставление работ разных художников, так же как сопоставление иллюстрации и текста, побуждает интерпретировать произведения искусства, высказывать свою точку зрения на них.

10. От восприятия и истолкования образа Мцыри композиторами и художниками переходим к вопросу об отношении к нему автора. Можно ли согласиться с высказыванием В. Г. Белинского о главном герое поэмы «Мцыри»: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности» (индивидуальное задание 2, которое дано 3—4 ученикам)?

Учитель дополняет и развивает ответы учащихся, обращаясь к теории литературы: основной принцип романтизма — противопоставление мира несправедливости и обывательского страха миру мечты.

Герои произведений писателей-романтиков являются воплощением их представлений о том, каким должен быть человек и к чему он должен стремиться. Герой поэмы Лермонтова «Мцыри», безусловно, отражает устремления самого поэта, который уже в ранней юности заявил о своих предпочтениях: «Так жизнь скучна, когда боренья нет» («1831-го июня 11 дня»).

III. Подведение итогов урока.

Развивая эту мысль и одновременно обобщая изученное, мы вновь обращаемся к эпиграфу. Подтверждает ли проделанная нами на уроке работа высказывание В. Г. Белинского?

В учебнике разъясняется позиция автора, определение которой ещё очень сложно для восьмиклассников. Учитель поясняет: поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (как и прочитанная в 7 классе «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») становится уроком и упрёком своему поколению, «дремлющему в бездействии» (В. Г. Белинский), и в общечеловеческом смысле — действенной формой борьбы с миром пассивности, тирании и зла.

Если мы объединим все изученные в этот раз произведения, то поймём, что ему, этому враждебному миру, Лермонтов противопоставляет три неоспоримые ценности, которые оказываются сильнее смерти: ПРИРОДУ, ЛЮБОВЬ и СВОБОДУ (эти выводы необходимо записать в тетрадь).

IV. Домашнее задание: ответить на вопрос 9 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 4 учебника.

Следующие уроки: * Урок 36. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы «Мцыри» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Пастернак Л. О. Исповедь Мцыри. 1891 г.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика