Урок 58. М. Горький и его рассказ «Челкаш».
* Урок 59. Художественный мир рассказа «Челкаш».[2]
Урок 60. Образы Челкаша и Гаврилы.
Урок 61. Урок внеклассного чтения по ранним произведениям М. Горького.
УРОК 61
Урок внеклассного чтения
по ранним произведениям М. Горького
Задачи: обогатить представления учащихся о художественном мире ранних произведений М. Горького и о романтических традициях в творчестве
писателя; расширить круг чтения восьмиклассников, развивать интерес к произведениям русских писателей.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказов; обмен впечатлениями о прочитанном; просмотр кинофрагментов.
Термины: сюжет, герой, символ, романтизм.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока внеклассного чтения, завершающего изучение темы «М. Горький».
На вступительном занятии по теме уже звучали фрагменты из ранних произведений писателя. Задачи урока внеклассного чтения — обогатить представления
учащихся о героях ранних романтических произведений М. Горького, объяснить причины обращения писателя к необычным (экзотическим)
сюжетам, героям, традициям романтической литературы, жанру легенды.
II. Просмотр кинофрагментов
(из фильма «Табор уходит в небо», режиссёр Э. Лотяну, композитор
Е. Дога, 1975) и обмен впечатлениями о воссозданных в фильме образах Рады, Лойко Зобара, Макара Чудры и старухи Изергиль.
III. Обсуждение самостоятельно прочитанных
рассказов М. Горького по примерному плану:
1. Чем необычны сюжеты этих рассказов? Почему писатель обращается к таким сюжетам?
2. Какие герои привлекают писателя? Почему чаще всего это бродяги, цыгане, лица без определённого места жительства?
3. Какая литературная традиция связана с изображением юга России, вольных степей, Молдавии, побережья Чёрного моря? Назовите известные вам литературные
произведения, посвящённые описанию этих мест.
На уроке могут прозвучать строки из поэмы
А. С. Пушкина «Цыганы» (начало и финальные строки):
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами...
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Кроме того, на уроках по романтическим произведениям М. Горького уместно обратиться к знакомой учащимся повести А. С. Грина «Алые паруса»,
созданной также в русле романтической традиции и на основе впечатлений писателя от черноморских пейзажей.
IV. Рассказы учащихся о Ларре и Данко могут
стать началом работы над композицией рассказа
«Старуха Изергиль».
Восьмиклассники вспоминают оценку рассказов М. Горького другим русским писателем — В. В. Набоковым, отметившим такую их особенность, как
схематизм и некоторая прямолинейность в обрисовке характеров. Однако в этой прямолинейности можно увидеть и следование романтической традиции.
Известна характеристика
трёх частей рассказа:
1. История Ларры (жизнь без людей, жизнь для себя), история эгоцентриста.
2. История старухи Изергиль (жизнь с людьми, жизнь для себя), история эгоиста.
3. История Данко (жизнь с людьми, жизнь для людей), история альтруиста.
Два героя рассказа «Старуха Изергиль», Ларра и Данко, во многом похожи друг на друга. Это яркие, исключительные герои, обречённые на трагический
финал.
Композиция помогает выявить вполне определённую авторскую позицию: в завершающей произведение части рассказывается о Данко. Именно
подвиг Данко венчает композицию рассказа, является его логическим завершением.
V. Домашнее задание:
1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. А. Блока;
2) выполнить задания 1 и 2, помещённые после статьи о поэте.
Следующие уроки: Урок 62. Стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре...» и «Россия» >>>
|