Ранние произведения М. Горького
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. М. Горького
работы Н. А. Павлова. 1938 г.
 
Иллюстрация И. М. Тоидзе
к рассказу М. Горького
«Старуха Изергиль»
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)


4 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 58. М. Горький и его рассказ «Челкаш».

* Урок 59. Художественный мир рассказа «Челкаш».[2]

Урок 60. Образы Челкаша и Гаврилы.

Урок 61. Урок внеклассного чтения по ранним произведениям М. Горького.


УРОК 61
Урок внеклассного чтения
по ранним произведениям М. Горького

Задачи:
обогатить представления учащихся о художественном мире ранних произведений М. Горького и о романтических традициях в творчестве писателя; расширить круг чтения восьмиклассников, развивать интерес к произведениям русских писателей.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказов; обмен впечатлениями о прочитанном; просмотр кинофрагментов.
Термины: сюжет, герой, символ, романтизм.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о задачах урока внеклассного чтения, завершающего изучение темы «М. Горький».

На вступительном занятии по теме уже звучали фрагменты из ранних произведений писателя. Задачи урока внеклассного чтения — обогатить представления учащихся о героях ранних романтических произведений М. Горького, объяснить причины обращения писателя к необычным (экзотическим) сюжетам, героям, традициям романтической литературы, жанру легенды.

II. Просмотр кинофрагментов (из фильма «Табор уходит в небо», режиссёр Э. Лотяну, композитор Е. Дога, 1975) и обмен впечатлениями о воссозданных в фильме образах Рады, Лойко Зобара, Макара Чудры и старухи Изергиль.

III. Обсуждение самостоятельно прочитанных
рассказов М. Горького по примерному плану:


1. Чем необычны сюжеты этих рассказов? Почему писатель обращается к таким сюжетам?

2. Какие герои привлекают писателя? Почему чаще всего это бродяги, цыгане, лица без определённого места жительства?

3. Какая литературная традиция связана с изображением юга России, вольных степей, Молдавии, побережья Чёрного моря? Назовите известные вам литературные произведения, посвящённые описанию этих мест.

На уроке могут прозвучать строки из поэмы
А. С. Пушкина «Цыганы» (начало и финальные строки):


Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами...
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Кроме того, на уроках по романтическим произведениям М. Горького уместно обратиться к знакомой учащимся повести А. С. Грина «Алые паруса», созданной также в русле романтической традиции и на основе впечатлений писателя от черноморских пейзажей.

IV. Рассказы учащихся о Ларре и Данко могут
стать началом работы над композицией рассказа
«Старуха Изергиль».


Восьмиклассники вспоминают оценку рассказов М. Горького другим русским писателем — В. В. Набоковым, отметившим такую их особенность, как схематизм и некоторая прямолинейность в обрисовке характеров. Однако в этой прямолинейности можно увидеть и следование романтической традиции.

Известна характеристика
трёх частей рассказа:


1. История Ларры (жизнь без людей, жизнь для себя), история эгоцентриста.

2. История старухи Изергиль (жизнь с людьми, жизнь для себя), история эгоиста.

3. История Данко (жизнь с людьми, жизнь для людей), история альтруиста.

Два героя рассказа «Старуха Изергиль», Ларра и Данко, во многом похожи друг на друга. Это яркие, исключительные герои, обречённые на трагический финал.

Композиция помогает выявить вполне определённую авторскую позицию: в завершающей произведение части рассказывается о Данко. Именно подвиг Данко венчает композицию рассказа, является его логическим завершением.

V. Домашнее задание:

1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. А. Блока;

2) выполнить задания 1 и 2, помещённые после статьи о поэте.

Следующие уроки: Урок 62. Стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре...» и «Россия» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика