Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».
Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».
Уроки 34–37. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».
* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».
УРОК 33
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»
Задачи: создать у учащихся впечатление о философской глубине и художественном совершенстве
лирических произведений М. Ю. Лермонтова и рассмотреть проблему трагического мировосприятия поэта на примере анализа стихотворения «Сон»
Основные виды деятельности: выразительное чтение; чтение наизусть; прослушивание и обсуждение музыкальных фрагментов; работа
с иллюстрациями; аудирование; беседа; анализ текста; сопоставительный анализ.
Термины: антитеза, композиция, сюжет, баллада, звукопись (ассонанс, аллитерация), мотив, символ.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
учащиеся рассказывают об особенностях художественного мира М. Ю. Лермонтова, используя выписанные в учебный словарик понятия («парадоксальность»,
«стремление к философским обобщениям», «ощущение одиночества» и т. п.).
В подтверждение своих рассуждений они приводят примеры из ранее изученных произведений и из тех, которые сами выбрали и выучили наизусть к предыдущему уроку.
Особое внимание учитель и ученики обращают на примеры использования антитезы в стихотворениях поэта.
Далее восьмиклассники выразительно читают
наизусть стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...»,
размышляют над вопросами 7, 8.
Результаты их деятельности позволяют учителю постепенно перейти к новому материалу:
Какую роль в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» играет образ сна? Какой смысл вкладывает в него автор? Какую антитезу использует (третья
строфа)?
Поэт противопоставляет здесь мысль, разум, рассудок — «смутному сну», тревогу — забытью, которое дарует природа: её гармония и красота увлекают лирического
героя в мир, далёкий от обыденности, подобный «таинственной саге».
Подводя итог этим размышлениям, учитель сообщает учащимся, что образ сна и шире — мотив сна в творчестве Лермонтова — является одним из центральных; это
связано, с одной стороны, с традициями мировой литературы, которую он блестяще знал, а с другой — с особенностями его мировосприятия. И каждый раз этот ёмкий
образ-символ обретал в очередном его произведении новые грани смысла.
II. Эпиграфом ко второй части урока можно
взять строки из монолога Гамлета
(перевод Б. Л. Пастернака):
Быть или не быть, вот в чём вопрос...
Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят? —
эти слова, находясь на грани между жизнью и смертью, произносит принц датский, потрясённый жестокой несправедливостью жизни, которая зиждется на
предательстве и лжи.
Этот эпиграф и дальнейшие пояснения учителя позволяют создать необходимые установки
на восприятие и анализ
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».
Стихотворение «Сон» написано поэтом между маем и началом июля 1841 года (точнее неясно),
и если сопоставить эту дату с датой гибели Лермонтова на дуэли (15 июля 1841 года), станет понятным, каким трагическим даром предвидения обладал поэт.
Почти буквально совпадают воображаемая и реальная картины гибели Лермонтова: пуля Мартынова пронзила навылет его грудь на Кавказе, разве что вместо
жгучей жары в природе бушевала не раз воспетая поэтом буря...
Перед выразительным чтением учитель предлагает учащимся, прослушав стихотворение, сформулировать, какое настроение оно у них вызывает.
Как правило, это произведение Лермонтова оказывает сильное эмоциональное воздействие, поэтому после прочтения к аналитической работе следует
переходить плавно: от впечатлений к мыслям.
Обращаемся к вопросу 1 из учебника: это стихотворение Лермонтова является одним из самых загадочных произведений русской литературы.
Как можно охарактеризовать его общую тональность, настроение? Достаточно ли при этом обойтись одним словом
или, как это свойственно самому поэту, необходимо найти парадоксальное сочетание противоположных понятий?
Ответ на этот вопрос дается восьмиклассникам непросто, и это связано прежде всего с недостаточностью понятийного тезауруса: учащиеся этого возраста ещё
слабо владеют понятиями, характеризующими внутреннее состояние человека. Учитель должен помочь им сформулировать свои противоречивые
впечатления: в стихотворении ощущается трагическая обречённость и призрачная мечта о любви;
томительная грусть и светлые воспоминания о «родимой стороне»; безнадёжность и надежда на сострадание — на то, что любящее сердце откликнется
на твою боль.
Вопрос 2 поможет учащимся осмыслить
парадоксальную глубину этого стихотворения:
тема времени (в стихотворении объединены прошлое, настоящее и будущее),
тема расширяющегося пространства (здесь сосуществуют одновременно «долина Дагестана» и «родимая сторона»)
и, конечно же, в первую очередь сопрягающиеся тема любви и тема смерти.
Обрамлённые темой сна, словно погружённые в него, любовь и смерть предстают здесь как явления мистические,
неподвластные воле и пониманию человека.
Вопрос 3 выводит нас на истолкование образа-символа сна в этом стихотворении. Учащиеся с помощью учителя предлагают варианты его истолкования, руководствуясь
тем, что символ всегда многозначен: сон — смерть, сон — мечта, сон — преодоление времени и пространства. Наконец, этот
сон — любовь, которая, по убеждению Лермонтова, так же иллюзорна, как сон.
Невольно возникает ещё один вопрос: и мечта, и любовь предстают в стихотворении как нечто ускользающее, существующее лишь в воображении
поэта, причём свою особую значимость они приобретают на грани жизни и смерти. Почему же у нас не возникает ощущения трагической безысходности?
Какими художественными приёмами и средствами поэт добивается этого?
Если рассмотреть эпитеты и метафоры, обнаружится, что они не обладают какой-то оригинальностью и являются общеупотребимыми (нужно привести примеры). Классический
размер — ямб — тоже не оригинален. Особое, гипнотическое (суггестивное) звучание стихотворению
придаёт его ритм: анафоры, повторы (нужно привести примеры) и поразительная звукопись:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я...
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом...
Вопрос 4 из учебника выводит нас на рассмотрение жанра стихотворения, который литературоведы
определяют как балладу, и своеобразия его сюжета.
Вспомним с учащимися, что баллада — это стихотворение, в котором объединены два начала: лирическое (переживания, чувства и мысли автора) и эпическое
(сюжет), поэтому балладу называют лиро-эпическим жанром. Предлагаем ученикам определить особенности сюжета стихотворения.
Сюжет «Сна» строится по принципу «зеркальной отражённости»: лирический герой в своём сне видит печальную «младую»
деву, грустящую о нём, — она в своём «грустном сне» видит погибшего возлюбленного. Стихотворение, таким образом, обладает кольцевой композицией.
Идею, заключённую в этом, мы постигнем, ответив на вопрос 5:
Какие антитезы (стилистические, композиционные, смысловые) мы обнаруживаем в этом стихотворении?
Учащиеся обнаруживают в тексте и стилистические, и композиционные (ответ на предыдущий вопрос) антитезы.
Антитезу философского уровня им понять сложнее. В стихотворении противопоставляются два плана — реальный и воображаемый (иными словами,
реальность и сон). Реальный план — это война или дуэль, безжалостный жар солнца, жестокость,
враждебность, губительность, смерть. Воображаемый план (сон) — воспоминание о минувшем, любовь, светлая грусть, цветущая юность, духовное
взаимное тяготение двух сердец.
(Все эти наблюдения следует записывать, так как подобного рода формулировки сложны для восьмиклассников, но
необходимы для их развития.)
Реальность разлучает, сон сближает две любящие души, воспринимается как преодоление времени и расстояния.
III. Сопоставляя два изученных
произведения Лермонтова,
мы обнаруживаем, что в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» образ
сна несёт в себе идею усыпления рассудка, зачарованности гармонией и красотой.
Здесь же, в стихотворении «Сон», он является и синонимом смерти, и в то же время, как это ни парадоксально звучит, синонимом подлинной реальности,
ибо является воплощением жизни души. Если в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» поэт
утверждает, что для него безусловной ценностью является природа, то в стихотворении «Сон» такую же значимость приобретает любовь.
IV. Обладая какой-то мистической силой, это
стихотворение завораживает, волнует, не оставляет в покое.
Не случайно, что оно вдохновило многих художников и композиторов на создание оригинальных произведений.
«Сон» иллюстрировали Г. Г. Гагарин, С. В. Иванов, Д. Н. Кардовский, К. А. Коровин, П. Литвиненко, Д. И. Митрохин;
положили на музыку более 20 композиторов, в том числе М. А. Балакирев, Я. Ф. Пригожий, С. Н. Василенко, А. Н. Дроздов, В. М. Иванов-Корсунский.
С середины XIX века «Сон» прочно вошёл в народно-песенный репертуар.
В 1915 году на сцене Мариинского театра М. М. Фокин поставил балет «Сон» (музыка М. И. Глинки).
Учитель может предложить учащимся прослушать музыкальные фрагменты из перечисленных выше произведений и обсудить иллюстрации к стихотворению М. Ю. Лермонтова.
V. Домашнее задание:
ответить на вопросы 1, 2, 6, 10 учебника.
Индивидуальные задания:
1) подготовить презентацию «Рисунки и живопись М. Ю. Лермонтова»;
2) выполнить индивидуальные задания 1 или 3 (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 34. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» >>>
|