Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».
Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».
Урок 34. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Образ Мцыри.
* Урок 36. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы «Мцыри».[2]
* Урок 37. Письменная характеристика Мцыри.
* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».
* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».
УРОК 34
Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Задачи: на примере анализа поэмы «Мцыри» выявить особенности бунтарского романтизма М. Ю. Лермонтова; раскрыть идейно-художественные функции названия,
эпиграфа, конфликта, сюжета, композиции произведения, определить роль этих художественных средств в воплощении авторской позиции.
Основные виды деятельности: работа с учебником; слово учителя; выборочное комментированное чтение; анализ текста; беседа; индивидуальные
сообщения; презентация; записи в тетрадь и в учебный словарик; письменная работа.
Термины: романтизм, эпиграф, конфликт, сюжет (экспозиция, завязка, развитие действия, развязка), композиция («вершинная», «кольцевая»,
«обратная»), исповедь, психологизм, общечеловеческий смысл, экспрессивность.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
учащиеся прослушивают и обсуждают сообщение одного из учеников по индивидуальному заданию 1 учебника.
Выполнение этой работы позволяет поднять восприятие изученных стихотворений М. Ю. Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива...» и «Сон» на новый уровень и подчеркнуть основные особенности
его творчества: философскую глубину и тонкий психологизм.
Кроме того, необходимость обосновать или опровергнуть чьё-либо высказывание развивает у учеников способность интерпретировать текст художественного произведения.
Проверка домашних заданий позволит учителю перейти к новому материалу: учащиеся рассказывают о роли Кавказа в судьбе и творчестве поэта, читают помещённые
в учебнике фрагменты из его произведений на эту тему, просматривают и обсуждают презентацию «Рисунки и живопись М. Ю. Лермонтова».
Далеко не каждому восьмикласснику известно, что Лермонтов являлся не только прекрасным поэтом, но и замечательным художником.
Сообщение учителя
Любовь к рисованию проявилась у будущего поэта в раннем детстве. По воспоминаниям С. Раевского, пол в комнате маленького Мишеля был
покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребёнка было ползать по нему и чертить мелом. Не случайно на самом раннем портрете мальчик изображён в
возрасте 2—3 лет с мелом в правой и свитком рисунков в левой руке. А. П. Шан-Гирей вспоминает: «...он был счастливо одарён способностями к искусствам;
уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...».
Талант Лермонтова-художника раскрылся в полной мере во время и после первой ссылки на Кавказ. Почти все его лучшие произведения живописи и графики связаны
с этим горным краем: и военные эпизоды, и жанровые сценки, и портреты, и, конечно же, изумительные величественные пейзажи.
На заметку учителю
Поэма — объёмное, сложное для восприятия восьмиклассниками произведение, поэтому вопросы к ней и материалы учебника дополняют друг друга.
Они соотнесены таким образом, чтобы ученики могли в своём учебнике найти ответы на предложенные им задания.
II. Освоение нового материала — анализ поэмы —
мы начинаем с вопроса 6, ответ на который учащиеся должны были подготовить дома.
Работу над ним учитель предваряет следующим образом: природа Кавказа влечёт Лермонтова и как человека, остро чувствующего её красоту, и как поэта, увлечённого
романтизмом.
В изображении природы для поэтов-романтиков характерно стремление подчеркивать её экзотичность (вряд ли их привлекла бы неброская прелесть
природы средней полосы России), её величие, отвечающее их романтическим идеалам. Пейзаж в их произведениях пронизан чувствами автора. В поэме
«Мцыри» он отражает сущность характера героя.
Докажем это подобранными примерами.
Строки, которые зачитывают ученики, помогают учителю привести их к заключению: как прекрасен и величествен этот край, так же мужествен и свободен герой поэмы.
Вопрос 1 обращает наше внимание на смысл названия поэмы. Учеников увлекают рассуждения на эту тему: «мцыри» — это не имя, по-грузински это
слово означает «послушник».
В чём разница между послушником и монахом (по-грузински «бэри»)? Почему первоначальному названию поэмы «Бэри» Лермонтов предпочитает окончательный вариант?
Послушник, в отличие от монаха, сознательно прошедшего обряд посвящения (пострига), ещё может вернуться к прежней жизни, и его поступок не
будет восприниматься как предательство. Герой лермонтовской поэмы формально (как послушник) имеет право выбора, фактически же его лишён (не
случайно монастырь воспринимается им как «тюрьма»). Тема свободы, в частности свободы выбора, становится одной из основных в поэме.
Вопросы 2 и 10 весьма сложны: они направлены на истолкование эпиграфа к поэме, взятого Лермонтовым из Ветхого Завета (из Первой Книги Царств).
Сжатое изложение притчи о царе Сауле, ведущем войну с филистимлянами, и сыне его Ионафане ученик найдёт в учебнике, подробнее о заложенном
в ней смысле учитель может прочитать, к примеру, в «Библейской энциклопедии» (М.; Олма-пресс, 2002).
Заменяя первоначальный вариант эпиграфа на французском языке («Родина бывает только одна»),
который сужал смысл поэмы до одной темы — патриотической, и выбирая эпиграф из Библии, Лермонтов, во-первых, придаёт изображаемому общечеловеческий
смысл, во-вторых, подчёркивает и патриотический, и героический, и тираноборческий
пафос поэмы (см. материалы учебника). Как Ионафан, Мцыри совершает подвиг во имя своего народа.
Однако его судьба не в пример трагичней: в отличие от Ионафана, которого спасают воины, восставшие в знак справедливости против воли наместника Бога
на земле царя Саула, Мцыри умирает, так и не достигнув того, о чём мечтал.
III. Приступая к выборочному
комментированному чтению поэмы,
читая первые её строки, учитель обращается к «Википедии» и демонстрирует фотокадры монастырей Светицховели, возведённого в XI веке на месте, считавшемся святым ещё
в IV столетии, и Джвари, построенного в VII веке.
Их величественная красота, древность их стен создают у учащихся на уровне эмоций представление и об исключительности сюжетной ситуации, и об
универсальности сюжета поэмы.
Учитель сообщает своим ученикам, что первые две главки являются и экспозицией (в них даётся объяснение, почему и как попал Мцыри в монастырь), и сжатым,
беспристрастным изложением его судьбы.
Этому эпическому (отстранённо-созерцательному) повествованию противопоставлена основная часть поэмы, представляющая собой исповедь героя. Записываем в
словарик слово «исповедь» и пояснения к нему: исповедь в христианской традиции — смиренное покаяние перед Богом в своих грехах в надежде обрести прощение;
в светской традиции слово это означает предельно искреннее признание в своих как благих, так и низменных помыслах и поступках.
Учитель поясняет, что поэма — это лиро-эпический жанр, в поэме Лермонтова «Мцыри» преобладает лирическое начало. Это связано с её романтической
сущностью: романтизму присущ субъективизм — экспрессивное, страстное отношение к изображаемому, воплощение жизни-мечты.
3 и 4 главки поэмы представляют собой начало исповеди героя старику-монаху и в то же время финал истории его побега. Усложнённость композиции
характерна для творчества Лермонтова (вопрос 4).
В данном случае мы сталкиваемся с «обратной» композицией: финал и начало действия меняются местами.
Измождённый, потрясённый бессмысленностью своего пути, но не изменивший своей мечте, Мцыри объясняет свои намерения, мотивы и цели. Каковы они?
Учитель выразительно читает эти строки.
Главное в них, как отмечают учащиеся, это стремление к жизни-борьбе («Я мало жил, и жил в плену...») и мечта обрести единение со своим народом:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Поэт-романтик создаёт образ исключительного героя, «странного человека»: в его цели не входит объяснение того, как в стенах монастыря, в которых Мцыри
провёл не один год, мог сформироваться такой бунтарь. Побег героя из монастыря (главка 8) является завязкой сюжета, и в этом эпизоде
с полной очевидностью проявляется один из основных художественных принципов романтизма — двоемирие: резкое противопоставление мира покорности
и страха миру страстей и борьбы. В этой сцене Мцыри предстаёт как герой-титан, способный бросить вызов и силам общества, и силам природы.
Весь дальнейший путь героя — это путь испытаний силы духа и верности избранной цели. Как поэт-романтик, Лермонтов придаёт всем последующим
картинам, всем последующим этапам развития действия символическое значение: и пьянящее чувство восхищения природой, которая завораживает, дурманит
своей красотой (главки 9, 10, 11); и встреча с девушкой-грузинкой — это испытание любовью, которой он предпочитает «цель одну, пройти в родимую страну»
(главки 12, 13, 14); и столкновение с неизведанной тайной девственного леса — испытание непознанностью жизни (главки 15, 16); и схватка с барсом —
испытание силы духа и целеустремлённости героя (главки 16, 17, 18, 19); и испытание поражением — крахом надежд (главки 20, 21, 22);
и испытание покоем (главка 23); и, наконец, испытание неизбежностью смерти (главки 4, 5, 26).
«Песня рыбки» (главка 23) — один из самых загадочных и важных фрагментов поэмы. Сон-забытьё, сон — искушение покоем погружает Мцыри в «предсмертный бред»,
в видение, которому противится вся его деятельная, целеустремлённая натура.
«Холоду и покою» бесстрастного, смиренного существования Мцыри предпочитает смерть. В своей исповеди он с горечью обращается к старику монаху:
И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой...
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной, вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
IV. После комментированного чтения поэмы
учитель вновь переходит к эвристической беседе —
обобщающим, аналитическим вопросам, связанным с сюжетом и композицией поэмы.
Какую сцену можно считать кульминацией сюжета поэмы?
Ответы учеников разноречивы: некоторые считают кульминацией сцену схватки с барсом, другие — осознание героем своего поражения. Однако и те
и другие развязку конфликта видят в отказе героя от смиренного существования (реакция на песню рыбки).
Вопрос 5 учебника: с какой целью Лермонтов выстраивает сюжет таким образом, что его герой в своём стремлении обрести родину движется по замкнутому кругу и
вновь оказывается у стен монастыря?
Учитель обобщает ответы учеников: одной из центральных в произведениях романтиков является тема предопределения. От судьбы не уйти, показывает Лермонтов,
но сила характера его героя проявляется в сопротивлении ей до последней минуты его жизни.
Уже только поэтому композицию поэмы можно считать «кольцевой». Сколько раз замыкается это кольцо?
Лермонтов усиливает мысль о неизбежности и холодной власти судьбы, трижды замыкая его: по замкнутому кругу движется герой в своих
поисках свободы; по кругу идёт повествование — исповедь героя начинается с момента его поражения и заканчивается признанием неизбежности смерти;
наконец, гибнет герой, но угасает и монастырь, в котором он был обречён на заточение (индивидуальное задание 3).
Кроме того, композицию поэмы нередко называют «вершинной»: здесь перед нами предстают всего «три дня» из жизни героя, самых трагических, но и самых ярких,
в которых в полной мере реализовалась его мощная, страстная, целеустремлённая натура.
«Вершиной» его судьбы становится, пусть на миг, обретение СВОБОДЫ, о которой он мечтал долгие годы.
V. Подведение итогов данного урока
сводится к составлению двух планов
(под руководством учителя или как самостоятельная письменная работа):
1) «Испытания, выпавшие на долю Мцыри» (составление этого плана позволяет ещё раз обозреть сюжет, выявить этапы развития действия);
2) «Особенности композиции поэмы».
VI. Домашнее задание:
1) ответить на вопросы 3, 7 учебника;
2) выучить фрагмент поэмы «Мцыри» наизусть (несколько фрагментов на выбор предлагает учитель).
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 5 (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма >>>
|