Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
Исповедь Мцыри. 1939 г.
Иллюстрация А. Заславского
к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


8 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».

Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».

Урок 34. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Образ Мцыри.

* Урок 36. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы «Мцыри».[2]

* Урок 37. Письменная характеристика Мцыри.

* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».

* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».


УРОК 34
Сюжет и композиция
поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Задачи:
на примере анализа поэмы «Мцыри» выявить особенности бунтарского романтизма М. Ю. Лермонтова; раскрыть идейно-художественные функции названия, эпиграфа, конфликта, сюжета, композиции произведения, определить роль этих художественных средств в воплощении авторской позиции.
Основные виды деятельности: работа с учебником; слово учителя; выборочное комментированное чтение; анализ текста; беседа; индивидуальные сообщения; презентация; записи в тетрадь и в учебный словарик; письменная работа.
Термины: романтизм, эпиграф, конфликт, сюжет (экспозиция, завязка, развитие действия, развязка), композиция («вершинная», «кольцевая», «обратная»), исповедь, психологизм, общечеловеческий смысл, экспрессивность.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

учащиеся прослушивают и обсуждают сообщение одного из учеников по индивидуальному заданию 1 учебника.

Выполнение этой работы позволяет поднять восприятие изученных стихотворений М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» и «Сон» на новый уровень и подчеркнуть основные особенности его творчества: философскую глубину и тонкий психологизм.

Кроме того, необходимость обосновать или опровергнуть чьё-либо высказывание развивает у учеников способность интерпретировать текст художественного произведения.

Проверка домашних заданий позволит учителю перейти к новому материалу: учащиеся рассказывают о роли Кавказа в судьбе и творчестве поэта, читают помещённые в учебнике фрагменты из его произведений на эту тему, просматривают и обсуждают презентацию «Рисунки и живопись М. Ю. Лермонтова». Далеко не каждому восьмикласснику известно, что Лермонтов являлся не только прекрасным поэтом, но и замечательным художником.

Сообщение учителя

Любовь к рисованию проявилась у будущего поэта в раннем детстве. По воспоминаниям С. Раевского, пол в комнате маленького Мишеля был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребёнка было ползать по нему и чертить мелом. Не случайно на самом раннем портрете мальчик изображён в возрасте 2—3 лет с мелом в правой и свитком рисунков в левой руке. А. П. Шан-Гирей вспоминает: «...он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...».

Талант Лермонтова-художника раскрылся в полной мере во время и после первой ссылки на Кавказ. Почти все его лучшие произведения живописи и графики связаны с этим горным краем: и военные эпизоды, и жанровые сценки, и портреты, и, конечно же, изумительные величественные пейзажи.

На заметку учителю
Поэма — объёмное, сложное для восприятия восьмиклассниками произведение, поэтому вопросы к ней и материалы учебника дополняют друг друга. Они соотнесены таким образом, чтобы ученики могли в своём учебнике найти ответы на предложенные им задания.

II. Освоение нового материала — анализ поэмы
мы начинаем с вопроса 6, ответ на который учащиеся должны были подготовить дома.

Работу над ним учитель предваряет следующим образом: природа Кавказа влечёт Лермонтова и как человека, остро чувствующего её красоту, и как поэта, увлечённого романтизмом.

В изображении природы для поэтов-романтиков характерно стремление подчеркивать её экзотичность (вряд ли их привлекла бы неброская прелесть природы средней полосы России), её величие, отвечающее их романтическим идеалам. Пейзаж в их произведениях пронизан чувствами автора. В поэме «Мцыри» он отражает сущность характера героя.

Докажем это подобранными примерами.

Строки, которые зачитывают ученики, помогают учителю привести их к заключению: как прекрасен и величествен этот край, так же мужествен и свободен герой поэмы.

Вопрос 1 обращает наше внимание на смысл названия поэмы. Учеников увлекают рассуждения на эту тему: «мцыри» — это не имя, по-грузински это слово означает «послушник».

В чём разница между послушником и монахом (по-грузински «бэри»)? Почему первоначальному названию поэмы «Бэри» Лермонтов предпочитает окончательный вариант?

Послушник, в отличие от монаха, сознательно прошедшего обряд посвящения (пострига), ещё может вернуться к прежней жизни, и его поступок не будет восприниматься как предательство. Герой лермонтовской поэмы формально (как послушник) имеет право выбора, фактически же его лишён (не случайно монастырь воспринимается им как «тюрьма»). Тема свободы, в частности свободы выбора, становится одной из основных в поэме.

Вопросы 2 и 10 весьма сложны: они направлены на истолкование эпиграфа к поэме, взятого Лермонтовым из Ветхого Завета (из Первой Книги Царств).

Сжатое изложение притчи о царе Сауле, ведущем войну с филистимлянами, и сыне его Ионафане ученик найдёт в учебнике, подробнее о заложенном в ней смысле учитель может прочитать, к примеру, в «Библейской энциклопедии» (М.; Олма-пресс, 2002).

Заменяя первоначальный вариант эпиграфа на французском языке («Родина бывает только одна»), который сужал смысл поэмы до одной темы — патриотической, и выбирая эпиграф из Библии, Лермонтов, во-первых, придаёт изображаемому общечеловеческий смысл, во-вторых, подчёркивает и патриотический, и героический, и тираноборческий пафос поэмы (см. материалы учебника). Как Ионафан, Мцыри совершает подвиг во имя своего народа.

Однако его судьба не в пример трагичней: в отличие от Ионафана, которого спасают воины, восставшие в знак справедливости против воли наместника Бога на земле царя Саула, Мцыри умирает, так и не достигнув того, о чём мечтал.

III. Приступая к выборочному
комментированному чтению поэмы,

читая первые её строки, учитель обращается к «Википедии» и демонстрирует фотокадры монастырей Светицховели, возведённого в XI веке на месте, считавшемся святым ещё в IV столетии, и Джвари, построенного в VII веке.

Их величественная красота, древность их стен создают у учащихся на уровне эмоций представление и об исключительности сюжетной ситуации, и об универсальности сюжета поэмы.

Учитель сообщает своим ученикам, что первые две главки являются и экспозицией (в них даётся объяснение, почему и как попал Мцыри в монастырь), и сжатым, беспристрастным изложением его судьбы.

Этому эпическому (отстранённо-созерцательному) повествованию противопоставлена основная часть поэмы, представляющая собой исповедь героя. Записываем в словарик слово «исповедь» и пояснения к нему: исповедь в христианской традиции — смиренное покаяние перед Богом в своих грехах в надежде обрести прощение; в светской традиции слово это означает предельно искреннее признание в своих как благих, так и низменных помыслах и поступках.

Учитель поясняет, что поэма — это лиро-эпический жанр, в поэме Лермонтова «Мцыри» преобладает лирическое начало. Это связано с её романтической сущностью: романтизму присущ субъективизм — экспрессивное, страстное отношение к изображаемому, воплощение жизни-мечты.

3 и 4 главки поэмы представляют собой начало исповеди героя старику-монаху и в то же время финал истории его побега. Усложнённость композиции характерна для творчества Лермонтова (вопрос 4).

В данном случае мы сталкиваемся с «обратной» композицией: финал и начало действия меняются местами.

Измождённый, потрясённый бессмысленностью своего пути, но не изменивший своей мечте, Мцыри объясняет свои намерения, мотивы и цели. Каковы они?

Учитель выразительно читает эти строки.

Главное в них, как отмечают учащиеся, это стремление к жизни-борьбе («Я мало жил, и жил в плену...») и мечта обрести единение со своим народом:

Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.

Поэт-романтик создаёт образ исключительного героя, «странного человека»: в его цели не входит объяснение того, как в стенах монастыря, в которых Мцыри провёл не один год, мог сформироваться такой бунтарь. Побег героя из монастыря (главка 8) является завязкой сюжета, и в этом эпизоде с полной очевидностью проявляется один из основных художественных принципов романтизма — двоемирие: резкое противопоставление мира покорности и страха миру страстей и борьбы. В этой сцене Мцыри предстаёт как герой-титан, способный бросить вызов и силам общества, и силам природы.

Весь дальнейший путь героя — это путь испытаний силы духа и верности избранной цели. Как поэт-романтик, Лермонтов придаёт всем последующим картинам, всем последующим этапам развития действия символическое значение: и пьянящее чувство восхищения природой, которая завораживает, дурманит своей красотой (главки 9, 10, 11); и встреча с девушкой-грузинкой — это испытание любовью, которой он предпочитает «цель одну, пройти в родимую страну» (главки 12, 13, 14); и столкновение с неизведанной тайной девственного леса — испытание непознанностью жизни (главки 15, 16); и схватка с барсом — испытание силы духа и целеустремлённости героя (главки 16, 17, 18, 19); и испытание поражением — крахом надежд (главки 20, 21, 22); и испытание покоем (главка 23); и, наконец, испытание неизбежностью смерти (главки 4, 5, 26).

«Песня рыбки» (главка 23) — один из самых загадочных и важных фрагментов поэмы. Сон-забытьё, сон — искушение покоем погружает Мцыри в «предсмертный бред», в видение, которому противится вся его деятельная, целеустремлённая натура.

«Холоду и покою» бесстрастного, смиренного существования Мцыри предпочитает смерть. В своей исповеди он с горечью обращается к старику монаху:

И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой...
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной, вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.

IV. После комментированного чтения поэмы
учитель вновь переходит к эвристической беседе

обобщающим, аналитическим вопросам, связанным с сюжетом и композицией поэмы.

Какую сцену можно считать кульминацией сюжета поэмы?

Ответы учеников разноречивы: некоторые считают кульминацией сцену схватки с барсом, другие — осознание героем своего поражения. Однако и те и другие развязку конфликта видят в отказе героя от смиренного существования (реакция на песню рыбки).

Вопрос 5 учебника: с какой целью Лермонтов выстраивает сюжет таким образом, что его герой в своём стремлении обрести родину движется по замкнутому кругу и вновь оказывается у стен монастыря?

Учитель обобщает ответы учеников: одной из центральных в произведениях романтиков является тема предопределения. От судьбы не уйти, показывает Лермонтов, но сила характера его героя проявляется в сопротивлении ей до последней минуты его жизни.

Уже только поэтому композицию поэмы можно считать «кольцевой». Сколько раз замыкается это кольцо?

Лермонтов усиливает мысль о неизбежности и холодной власти судьбы, трижды замыкая его: по замкнутому кругу движется герой в своих поисках свободы; по кругу идёт повествование — исповедь героя начинается с момента его поражения и заканчивается признанием неизбежности смерти; наконец, гибнет герой, но угасает и монастырь, в котором он был обречён на заточение (индивидуальное задание 3).

Кроме того, композицию поэмы нередко называют «вершинной»: здесь перед нами предстают всего «три дня» из жизни героя, самых трагических, но и самых ярких, в которых в полной мере реализовалась его мощная, страстная, целеустремлённая натура.

«Вершиной» его судьбы становится, пусть на миг, обретение СВОБОДЫ, о которой он мечтал долгие годы.

V. Подведение итогов данного урока
сводится к составлению двух планов

(под руководством учителя или как самостоятельная письменная работа):

1) «Испытания, выпавшие на долю Мцыри» (составление этого плана позволяет ещё раз обозреть сюжет, выявить этапы развития действия);

2) «Особенности композиции поэмы».

VI. Домашнее задание:

1) ответить на вопросы 3, 7 учебника;

2) выучить фрагмент поэмы «Мцыри» наизусть (несколько фрагментов на выбор предлагает учитель).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 5 (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
М. Ю. Лермонтов. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). 1837.
Картон, масло. Институт русской литературы. Санкт-Петербург.
Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловыми и оставлен при монастыре.
Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает места, описанные в поэме "Мцыри". Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место, "где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры".
В правой части полотна изображён Мцхетский монастырь ("из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод..."), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. На то, что происходит на земле, поэт словно бы смотрит с высоты небес ("Кто близ небес, тот не сражён земным!"). На картине изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы "Мцыри".
 
Пастернак Л. О. Исповедь Мцыри. 1891 г.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика