1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред.
В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (
вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (
вернуться)
________________
Ахматова А. А.
10
РАСПЯТИЕ[
3]
«Не рыдай Мене, Мати,
во гробе сущу».[
4]
I
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене...»
II
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
1940-1943
(
вернуться к уроку)
3. «Распятие» — в главе «Распятие» из поэмы «Реквием» Ахматова переосмысляет библейскую ситуацию распятия.
Эта история представляется Ахматовой не только как трагедия Христа, но и трагедия матери, о которой в Библии не сказано ни слова.
Трагедия лирической героини изображена реалистично – это трагедия самой Ахматовой. Трагедия матери становится
общечеловеческой, частная история получает национальное звучание. Параллельное построение поэмы (сравнение частного и общечеловеческого) обусловлено темой
эпиграфа:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был… (
вернуться)
4. «Не рыдай Мене, Мати, во гробе сущу». — слова из богослужения (ирмос 9-й песни
канона Великой Субботы) «Не рыдай мене, Мати, зрящи во гробе, его же во чреве без семени зачала еси сына; восстану бо и прославлюся и вознесу со славою,
непристанно, яко Бог, верою и любовию тя величающая».
В день Великой Субботы Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие в ад для возвещения
там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное
Воскресение Христово. (
вернуться)