Традиции духовной поэзии в русской литературе XX века
Литература
 
 Главная
 
Портрет И. А. Бунина
работы Е. И. Буковецкого. 1900 г.
 
 
 
А. А. Ахматова.
Фото начала 1920-х гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ТРАДИЦИИ ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА


3 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 4. Стихотворения М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина

Урок 5. Стихотворения А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р.

* Урок 6. Традиции духовной поэзии в русской литературе XX века[2]


УРОК 6*
Традиции духовной поэзии
в русской литературе XX века

Задачи:
формировать читательские интересы восьмиклассников; представить дополнительный материал для обобщений о важной роли традиции духовной поэзии в русской литературе; развивать навыки выразительного чтения лирического стихотворения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение лирических стихотворений наизусть; презентации иллюстративного материала; письменный ответ на вопрос.
Термины: духовная поэзия, идеал, вечный образ.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого русской духовной поэзии XX века, выразительному чтению стихотворений.

II. Отчёты учащихся
о выполнении домашнего задания:


а) презентации иллюстративного материала, подобранного к стихотворению А. К. Толстого «Благовест»;

б) чтение и комментарий к стихотворениям русских поэтов, имеющих название «Молитва» (например, М. Ю. Лермонтова, Я. П. Полонского, А. А. Ахматовой и др.);

в) отчёты о выполнении индивидуальных заданий 2—3.

III. Выразительное чтение наизусть
стихотворений, включённых в обзор
«Духовная традиция в русской литературе».

IV. Выразительное чтение стихотворений

И. А. Бунина «Христос воскрес! Опять с зарёю...», «За всё Тебя, Господь, благодарю...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» и
А. А. Ахматовой «Под крышей промёрзшей пустого жилья...», «Распятие».

При подготовке к этому уроку и выборе художественных текстов можно использовать стихотворения С. А. Есенина, Н. С. Гумилёва, Д. С. Мережковского и других поэтов XX века.

Более подробную информацию о духовной поэзии учащиеся найдут на сайтах
«Русская духовная поэзия» (составитель епископ Александр), «Песни русского воскресения. Православная музыка и поэзия» и др.,
а также в недавно изданных антологиях:
Русская духовная поэзия. В 2 кн. / cост. В. А. Кожевников. — М., 2007. Мой ангел. Русская духовная поэзия. — М., 2008.

V. Письменные ответы на вопросы,
подготовленные учащимися друг другу на материале прочитанных стихотворений.

Эти вопросы можно разделить на две группы:

а) по одному из стихотворений,
б) по двум или нескольким стихотворениям.

Примерные вопросы:

1. Как связано в стихотворении «Христос воскрес! Опять с зарёю...» восклицание «Христос воскрес!» с описанием наступления нового дня?

2. Что необычного в признании лирического героя стихотворения «За всё Тебя, Господь, благодарю...» о том, что он «счастлив... печальною судьбой»?

3. Что в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» напоминает нам о традиции духовной поэзии?

4. Что общего можно отметить в настроении и психологическом состоянии лирического героя прочитанных стихотворений И. А. Бунина (или лирической героини прочитанных стихотворений А. А. Ахматовой)?

5. С каким событием в жизни лирического героя (или в истории страны) могло быть связано стихотворение И. А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» (или А. А. Ахматовой «Под крышей промёрзшей пустого жилья...»)? Как это событие повлияло на героя, его мысли и чувства?

VI. Заключительное слово учителя
о традиции духовной поэзии в современной русской литературе (материал об этом учитель найдёт на многочисленных сайтах в Интернете).

VII. Домашнее задание:

прочитайте рассказ И. А. Бунина «Книга» и рассказ С. Цвейга «Благодарность книгам».

Следующие уроки: Урок 7. Сочинение-эссе на литературную тему >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)
________________

Ахматова А. А.

10
РАСПЯТИЕ
[3]

«Не рыдай Мене, Мати,
во гробе сущу».[4]

I
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене...»

II
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
1940-1943
(вернуться к уроку)

3. «Распятие» — в главе «Распятие» из поэмы «Реквием» Ахматова переосмысляет библейскую ситуацию распятия. Эта история представляется Ахматовой не только как трагедия Христа, но и трагедия матери, о которой в Библии не сказано ни слова.
Трагедия лирической героини изображена реалистично – это трагедия самой Ахматовой. Трагедия матери становится общечеловеческой, частная история получает национальное звучание. Параллельное построение поэмы (сравнение частного и общечеловеческого) обусловлено темой эпиграфа:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был… (вернуться)

4. «Не рыдай Мене, Мати, во гробе сущу». — слова из богослужения (ирмос 9-й песни канона Великой Субботы) «Не рыдай мене, Мати, зрящи во гробе, его же во чреве без семени зачала еси сына; восстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непристанно, яко Бог, верою и любовию тя величающая».
В день Великой Субботы Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика