Урок 99. Образ школы в современной литературе.
Урок 100. Повесть С. В. Востокова «Высшим силам требуется помощь».
УРОК 99
Образ школы в современной литературе.
Сборник рассказов А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак
«Шекспиру и не снилось»
Задачи: расширить круг чтения учащихся; формировать интерес к чтению художественной литературы, произведений современных писателей.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов; беседа по вопросам; просмотр кинофрагментов; устные сообщения.
Термины: современный литературный процесс, литературные премии, рассказ, сборник рассказов, повествователь.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа
об образе школы
в современной литературе и кинематографе
может быть проведена в форме интервью или анкетирования.
Цель учителя не просто выяснить, какие книги читают и какие фильмы сморят восьмиклассники, но и услышать их оценки, суждения.
II. Устные сообщения учащихся
о своих читательских и кинематографических предпочтениях (с чтением фрагментов и демонстрацией кинофрагментов).
III. Рассказ учителя о литературных премиях,
которые связаны с оценкой и продвижением лучших произведений, адресованных читателю-школьнику.
Основные премии
1. Государственная премия за произведения для детей и юношества (с 1998 года).
2. Премия имени Александра Грина (с 2000 года).
3. Премия имени В. П. Крапивина (с 2006 года).
4. Премия имени Сергея Михалкова (с 2008 года).
4. «Новая детская книга» (с 2009 года).
5. «Книгуру» (с 2010 года).
IV. Краткая информация
о биографии и творчестве А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак.
V. Чтение и анализ
фрагментов сборника
«Шекспиру и не снилось»[2]
с использованием вопросов 1-3 учебника, в том числе и фрагментов по выбору восьмиклассников
Здесь важно обратить внимание на роль повествователя в этом сборнике и особенности языка, явно рассчитанного
на современного школьника.
V. Домашнее задание:
прочитать повесть С. В. Востокова «Высшим силам требуется помощь».
УРОК 100
повесть С. В. Востокова
«Высшим силам требуется помощь»
Задачи: расширить круг чтения учащихся; формировать интерес к чтению художественной литературы, произведений современных писателей.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов; беседа по вопросам; работа с иллюстрациями.
Термины: повесть, сюжет, фантастика.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвященного произведениям современного писателя, мнение о которых еще не устоялось, однако эти произведения уже нашли своих
читателей и были удостоены престижных литературных премий: имени С. Я. Маршака, имени В. П. Крапивина, «Алые паруса», «Книгуру».
II. Рассказ учителя
о жизни и творчестве С. В. Востокова
(с использованием материалов учебника и дополнительных источников, а также с представлением его книг).
В подготовке и проведении этого этапа урока могут принять участие восьмиклассники (выполнив индивидуальное задание 1 после обзора
«Образ школы в современной литературе»), а также ученики старших классов или школьный библиотекарь.
III. Чтение и анализ
фрагментов повести «Высшим силам требуется помощь» по вопросам и заданиям 1-4 учебника.
Задачей этого фрагмента урока является не столько знакомство с сюжетом повести (для этого вполне достаточно
ознакомиться с аннотацией[3] и обсудить ее), сколько анализ и обсуждение помещенного в учебнике фрагмента.
В аннотации, с которой можно начать разговор о повести «Высшим силам требуется помощь», отмечено, что читателей ждет «ждет увлекательное межвременное
приключение двух семиклассников – Иры Шмель и Макса Антохина, отправившихся
на борьбу со злом в прошлое». Ребята хотят спасти город от разрушительных экспериментов ученого-физика Ульриха Борковича Краузе и их
ждут «встречи с фантастическими животными, опасности и необыкновенные приключения».
IV. Домашнее задание:
1. Выполнить задание 4 после текста повести «Высшим силам требуется помощь» или индивидуальное задание 2 после обзора
«Образ школы в современной литературе»;
2. Подготовить презентацию новых изданий произведений фантастической и детективной литературы.
Следующие уроки: Урок 101. Итоговый урок >>>
|