Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


8 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».

Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».

Урок 34. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Образ Мцыри.

* Урок 36. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы «Мцыри».[2]

* Урок 37. Письменная характеристика Мцыри.

* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».

* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».


УРОК 31
Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова.
Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...»

Задачи:
создать впечатление о парадоксальности, антитетичности художественного мира М. Ю. Лермонтова; проанализировать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...», на его примере рассмотреть особенности художественного мышления поэта, продемонстрировать идейную функцию приёмов и средств художественной выразительности.
Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть выбранных учащимися стихотворений поэта; аналитическая работа со статьёй учебника; презентация; прослушивание музыкальных фрагментов; работа с иллюстрациями; анализ поэтического текста; запись в учебный словарик; выполнение задания интерпретационного плана.
Термины: парадокс, парадоксальность, антитеза, антитетичность, скепсис, скептицизм, эпитет, деталь, композиция, анафора, градация.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о М. Ю. Лермонтове.


Учитель настраивает учащихся на восприятие и осмысление сложного, противоречивого, насыщенного антитезами творчества поэта.

Эпиграфом к этому уроку могут стать строки из программного стихотворения юного поэта «1831-го июня 11 дня»:

Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.

На этом этапе урока, создав определённую эмоциональную, творческую атмосферу, учитель предлагает ученикам прочитать выбранные ими стихотворения М. Ю. Лермонтова и, комментируя прочитанное, приводит восьмиклассников к первичному осознанию парадоксальности художественного мышления поэта.

Обращаясь к ранним фактам биографии Лермонтова, учитель подтверждает эту мысль словами Ю. И. Айхенвальда: «...у Лермонтова молитва и преступление, любовь и ненависть находят себе союз, по-видимому странный и в то же время неразлучный, как это было и в его собственном сердце, „где так безумно, так напрасно с враждой боролася любовь“, где эта любовь жила, по его собственному сравнению, в глубине сердечных ран, как в трещине развалин — молодая берёза, украшающая сумрачный гранит. Невольно вспоминаешь из его биографии и из его „незрелых вдохновений“, что в детстве он одновременно был живым предметом раздора и привязанности: борьба между отцом и бабушкой создавала вокруг него двойственную атмосферу любви и ссоры, ласки и раздражения».

Перед работой над статьей учебника учитель ставит перед учащимися задачу выявить и обосновать с помощью примеров из известных им текстов основные черты художественного мира М. Ю. Лермонтова (вопрос 2 к статье учебника), о которых пойдёт речь на данном уроке.

По ходу чтения статьи выявляем ключевые понятия (не забываем записывать их в словарик): «антитеза» как принцип организации художественного мира поэта, «скептицизм», «парадоксальность» — и отмечаем основные настроения, характерные для лирического героя Лермонтова:

бунтарство и мечтательность, романтическая самоуглубленность;
ощущение одиночества и исповедальность;
внимание к конкретным деталям и склонность к философским обобщениям.

Важно, чтобы, записывая вслед за учителем пары этих понятий, ученики осмыслили контрастность этих сочетаний.

Добавим, что, даже если не всё в излагаемом материале будет понято и усвоено учащимися, впоследствии эти понятия должны регулярно применяться и стать опорными в их суждениях о творчестве М. Ю. Лермонтова.

Работу над статьёй учебника,
как мы считаем, следует разделить на два фрагмента:

к материалу, посвящённому Кавказу в жизни и творчестве поэта, а также к заданию 1 можно обратиться на третьем уроке: это позволит сделать более глубокой и значимой вводную часть изучения поэмы Лермонтова «Мцыри».

На первом же уроке размышления о контрастности, парадоксальности художественного мира поэта, требуя своего подтверждения, дают учителю возможность естественным образом перейти к следующей части урока — анализу стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».

II. Чтение и анализ стихотворения
«Когда волнуется желтеющая нива...»

(на основе вопросов учебника).

История создания этого стихотворения, пронизанного чувством гармонии, уже является подтверждением данных свойств художественного мышления поэта.

По свидетельству троюродного брата и друга поэта А. П. Шан-Гирея, эти прекрасные строки написаны Лермонтовым в Петербурге в феврале 1837 года, когда он находился под арестом в здании Главного штаба за созданное им в память о Пушкине стихотворение «Смерть Поэта», прежде всего за последние его шестнадцать строк. В них Лермонтов с «горечью и злостью» обличил презренную знать, высшие круги власти — «Свободы, Гения и Славы палачей». Как в его душе уживались столь противоположные настроения — загадка. Может быть, ненависть требовала своего исхода в любви, а может быть, ощущение дисгармонии жизни пробуждало мечту о гармонии природы?

Таким образом, учитель создаёт у учеников эмоциональный настрой на восприятие текста стихотворения и выразительно читает его, предварительно обратив внимание учеников на записанный на доске вопрос: «Какие художественные приёмы использует М. Ю. Лермонтов, изображая русскую природу?»

Учащиеся отмечают, что это прежде всего детали, затем — уточняющие их эпитеты, придающие этим деталям особую выразительность, «осязаемость», олицетворения и динамичные глаголы.

Выписываем на доску предложенные учащимися примеры, подтверждающие это (подобную работу можно выполнять в виде таблицы) и вместе с учащимися пытаемся объяснить причину использования поэтом именно этих художественных средств.

Стихотворение пронизано любовью к родной природе, и только подлинная любовь подмечает мелочи и подробности, а равнодушие скользит по поверхности, не задерживаясь на них. Олицетворения и глаголы движения тоже имеют особую значимость: Лермонтов показывает тем самым, что природа одухотворена, она не статична, её жизнь — вечное движение.

Обращаясь к вопросам 2 и 3 из учебника, подмечаем, что, несмотря на удивительную достоверность изображённых картин природы, в них есть нечто загадочное, до конца не объяснимое и в то же время подтверждающее наше предыдущее наблюдение: Лермонтов объединяет здесь в целостную картину лето, осень и весну, побуждает нас представить «румяный вечер» и «утра час златой», исключая из этого круговорота жизни картины зимы, которая в поэтической традиции неизменно символизирует сон-смерть. Совмещая тёплые («желтеющая», «румяный», «златой») и холодные («малиновая», «зелёный», «серебристый») тона, поэт придаёт изображаемому ещё большую глубину и подчёркивает единство многообразных форм жизни.

На этапе работы с учащимися над вопросами 2 и 3 из учебника учитель может использовать презентацию картин русских пейзажистов и наиболее известных иллюстраций к анализируемому стихотворению, лучшими из которых считаются произведения А. М. Васнецова и Н. Г. Никифорова.

Работая над статьёй учебника, мы уже отмечали, что в лирике Лермонтова яркая предметность и тонкий психологизм сочетаются со склонностью поэта к философским обобщениям. Предлагаем учащимся обнаружить в тексте стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» переход от изображения конкретных картин к обобщениям, от внешнего мира к внутреннему (вопрос 4), проследить, как меняется лексический состав текста.

Восьмиклассники отмечают философскую значимость заключительной строфы, в которой преобладает абстрактная лексика.

Учитель помогает им постичь её смысл: гармония природы, её вечный круговорот и жизнеутверждающая сила есть воплощение мудрости Творца, примиряющего человека с болью и тревогами земного существования.

Не случайно всё стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» представляет собой один синтаксический период (вопрос 5): найденная Лермонтовым гениальная форма стихотворения последовательно раскрывает единство человека, природы и Бога. Эта мысль подчёркнута анафорическими союзами, и благодаря этим союзам ясно ощущается градация — нарастающее медитативное чувство, приводящее к философскому осмыслению частного и общего: конкретные пейзажи сливаются в единую картину мироздания.

Можно ли обнаружить в этом стихотворении, обладающем удивительной гармоничностью и цельностью, характерную для художественного мира Лермонтова антитезу? Если да, то какая она — стилистическая, композиционная или смысловая? Какую идею выражает Лермонтов с помощью этой подразумеваемой антитезы?

Работая с учащимися над этим вопросом (вопрос 6 из учебника), обращаемся к последней строфе стихотворения. Создаётся впечатление, что, используя здесь анафору («Тогда... Тогда...»), Лермонтов настойчиво добивается отклика читателя, его возможного вопроса: когда же и почему не возникает чувство единения с Богом, когда исчезает это ощущение счастья?

Таким образом, поэт между строк (как бы за пределами текста) противопоставляет гармонии природы дисгармонию социума (общества), в котором царят ложь, предательство, зло. Этот враждебный поэту мир привносит в его жизнь душевный разлад, тревогу, сомнения в вере.

Завершить анализ стихотворения
можно вопросом (вопрос 8) интерпретационного плана: Какая тема кажется вам наиболее значимой в этом стихотворении: тема природы, тема родины, тема веры, тема Бога?

Мнения учащихся могут быть разными. Главное, чтобы они были обоснованными: текст художественного произведения, обладающий многозначностью, не может не порождать разнообразных точек зрения.

III. В финале урока учитель обобщает
высказанные учащимися суждения и подводит их к прослушиванию музыкальных фрагментов примерно так:

определение темы произведения такого масштаба всегда условно, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» обладает удивительной глубиной и многогранностью смысла. Однако вся наша работа с этим текстом приводит нас к выводу, что природа для М. Ю. Лермонтова является бесспорной духовной ценностью, и эта мысль поэта на языке музыки выражена в прекрасных романсах Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, С. М. Ляпунова.

Все эти музыкальные произведения отличаются медитативностью, умиротворением, преклонением перед красотой и совершенством мироздания, что, конечно же, обусловлено изумительным лермонтовским стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива...».

IV. Домашнее задание:

1) ответить на вопросы 2, 3 к вступительной статье о поэте;

2) ответить на вопросы 7, 9 по анализу стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».

Следующие уроки: Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
А. М. Васнецов. Волнующаяся нива. 1892.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика