Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».
Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон».
Урок 34. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Урок 35. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Образ Мцыри.
* Урок 36. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы «Мцыри».[2]
* Урок 37. Письменная характеристика Мцыри.
* Урок 38. Урок внеклассного чтения «Сны в русской поэзии».
* Урок 39. Урок внеклассного чтения «Сны героев произведений русской литературы XIX века».
УРОК 31
Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова.
Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...»
Задачи: создать впечатление о парадоксальности, антитетичности художественного мира М. Ю. Лермонтова; проанализировать стихотворение «Когда
волнуется желтеющая нива...», на его примере
рассмотреть особенности художественного мышления поэта, продемонстрировать идейную функцию приёмов и средств художественной выразительности.
Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть выбранных учащимися стихотворений поэта; аналитическая работа со статьёй учебника;
презентация; прослушивание музыкальных фрагментов; работа с иллюстрациями; анализ поэтического текста; запись в учебный словарик;
выполнение задания интерпретационного плана.
Термины: парадокс, парадоксальность, антитеза, антитетичность, скепсис, скептицизм, эпитет, деталь, композиция, анафора, градация.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о М. Ю. Лермонтове.
Учитель настраивает учащихся на восприятие и осмысление сложного, противоречивого, насыщенного антитезами творчества поэта.
Эпиграфом к этому уроку могут стать строки из программного стихотворения юного поэта «1831-го июня 11 дня»:
Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.
На этом этапе урока, создав определённую эмоциональную, творческую атмосферу, учитель предлагает ученикам прочитать выбранные ими
стихотворения М. Ю. Лермонтова и, комментируя прочитанное, приводит восьмиклассников к первичному
осознанию парадоксальности художественного мышления поэта.
Обращаясь к ранним фактам биографии Лермонтова, учитель подтверждает эту мысль словами Ю. И. Айхенвальда: «...у Лермонтова молитва
и преступление, любовь и ненависть находят себе союз, по-видимому странный и в то же время неразлучный, как это было
и в его собственном сердце, „где так безумно, так напрасно с враждой боролася любовь“, где эта любовь жила, по его собственному сравнению, в глубине
сердечных ран, как в трещине развалин — молодая берёза, украшающая сумрачный гранит. Невольно вспоминаешь из его биографии и из его „незрелых
вдохновений“, что в детстве он одновременно был живым предметом раздора и привязанности: борьба между отцом и бабушкой
создавала вокруг него двойственную атмосферу любви и ссоры, ласки и раздражения».
Перед работой над статьей учебника учитель ставит перед учащимися задачу выявить и обосновать с помощью примеров из известных им текстов
основные черты художественного мира М. Ю. Лермонтова (вопрос 2 к статье учебника), о которых пойдёт речь на данном уроке.
По ходу чтения статьи выявляем ключевые понятия (не забываем записывать их в словарик): «антитеза» как принцип организации художественного
мира поэта, «скептицизм», «парадоксальность» — и отмечаем основные настроения, характерные для
лирического героя Лермонтова:
бунтарство и мечтательность, романтическая самоуглубленность;
ощущение одиночества и исповедальность;
внимание к конкретным деталям и склонность к философским обобщениям.
Важно, чтобы, записывая вслед за учителем пары этих понятий, ученики осмыслили контрастность этих сочетаний.
Добавим, что, даже если не всё в излагаемом материале будет понято и усвоено учащимися, впоследствии эти понятия должны
регулярно применяться и стать опорными в их суждениях о творчестве М. Ю. Лермонтова.
Работу над статьёй учебника,
как мы считаем, следует разделить на два фрагмента:
к материалу, посвящённому Кавказу в жизни и творчестве поэта, а также к заданию 1 можно обратиться на третьем
уроке: это позволит сделать более глубокой и значимой вводную часть изучения поэмы Лермонтова «Мцыри».
На первом же уроке размышления о контрастности, парадоксальности художественного мира поэта, требуя своего подтверждения, дают учителю
возможность естественным образом перейти к следующей части урока — анализу
стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».
II. Чтение и анализ стихотворения
«Когда волнуется желтеющая нива...»
(на основе вопросов учебника).
История создания этого стихотворения, пронизанного чувством гармонии, уже является подтверждением данных свойств художественного мышления поэта.
По свидетельству троюродного брата и друга поэта А. П. Шан-Гирея, эти прекрасные строки написаны Лермонтовым в Петербурге в феврале
1837 года, когда он находился под арестом в здании Главного штаба за созданное им в память о Пушкине
стихотворение «Смерть Поэта», прежде всего за последние его шестнадцать строк. В них Лермонтов с «горечью и злостью» обличил презренную знать,
высшие круги власти — «Свободы, Гения и Славы палачей». Как в его душе уживались столь противоположные настроения — загадка. Может быть, ненависть
требовала своего исхода в любви, а может быть, ощущение дисгармонии жизни пробуждало мечту о гармонии природы?
Таким образом, учитель создаёт у учеников эмоциональный настрой на восприятие текста стихотворения и выразительно читает его, предварительно
обратив внимание учеников на записанный на доске вопрос: «Какие художественные приёмы использует
М. Ю. Лермонтов, изображая русскую природу?»
Учащиеся отмечают, что это прежде всего детали, затем — уточняющие их эпитеты, придающие этим деталям особую выразительность, «осязаемость»,
олицетворения и динамичные глаголы.
Выписываем на доску предложенные учащимися примеры, подтверждающие это (подобную работу можно выполнять в виде таблицы) и вместе с учащимися пытаемся
объяснить причину использования поэтом именно этих художественных средств.
Стихотворение пронизано любовью к родной природе, и только подлинная любовь подмечает мелочи и подробности,
а равнодушие скользит по поверхности, не задерживаясь на них. Олицетворения и глаголы движения тоже имеют особую значимость: Лермонтов показывает тем самым,
что природа одухотворена, она не статична, её жизнь — вечное движение.
Обращаясь к вопросам 2 и 3 из учебника, подмечаем, что, несмотря на удивительную достоверность изображённых картин природы, в них есть
нечто загадочное, до конца не объяснимое и в то же время подтверждающее наше предыдущее наблюдение: Лермонтов объединяет здесь в целостную картину лето,
осень и весну, побуждает нас представить «румяный вечер» и «утра час златой», исключая из этого круговорота жизни картины зимы, которая
в поэтической традиции неизменно символизирует сон-смерть. Совмещая тёплые («желтеющая», «румяный», «златой») и холодные («малиновая», «зелёный», «серебристый»)
тона, поэт придаёт изображаемому ещё большую глубину и подчёркивает единство многообразных форм жизни.
На этапе работы с учащимися над вопросами 2 и 3 из учебника учитель может использовать презентацию картин русских пейзажистов и наиболее
известных иллюстраций к анализируемому стихотворению, лучшими из которых считаются произведения
А. М. Васнецова и Н. Г. Никифорова.
Работая над статьёй учебника, мы уже отмечали, что в лирике Лермонтова яркая предметность и тонкий психологизм сочетаются со склонностью поэта
к философским обобщениям. Предлагаем учащимся обнаружить в тексте стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» переход от изображения
конкретных картин к обобщениям, от внешнего мира к внутреннему (вопрос 4), проследить, как меняется лексический состав текста.
Восьмиклассники отмечают философскую значимость заключительной строфы, в которой преобладает абстрактная лексика.
Учитель помогает им постичь её смысл: гармония природы, её вечный круговорот и жизнеутверждающая сила есть воплощение мудрости
Творца, примиряющего человека с болью и тревогами земного существования.
Не случайно всё стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» представляет собой один синтаксический период (вопрос 5): найденная Лермонтовым
гениальная форма стихотворения последовательно раскрывает единство человека, природы и Бога. Эта мысль подчёркнута анафорическими союзами, и благодаря
этим союзам ясно ощущается градация — нарастающее медитативное чувство, приводящее к философскому осмыслению частного
и общего: конкретные пейзажи сливаются в единую картину мироздания.
Можно ли обнаружить в этом стихотворении, обладающем удивительной гармоничностью и цельностью, характерную для художественного мира Лермонтова антитезу?
Если да, то какая она — стилистическая, композиционная или смысловая? Какую идею выражает Лермонтов с помощью этой подразумеваемой антитезы?
Работая с учащимися над этим вопросом (вопрос 6 из учебника), обращаемся к последней строфе стихотворения. Создаётся впечатление, что, используя здесь
анафору («Тогда... Тогда...»), Лермонтов настойчиво добивается отклика читателя, его возможного вопроса: когда же и почему не возникает чувство единения
с Богом, когда исчезает это ощущение счастья?
Таким образом, поэт между строк (как бы за пределами текста) противопоставляет гармонии природы дисгармонию социума (общества), в котором царят ложь,
предательство, зло. Этот враждебный поэту мир привносит в его жизнь душевный разлад, тревогу, сомнения в вере.
Завершить анализ стихотворения
можно вопросом (вопрос 8) интерпретационного плана: Какая тема кажется вам наиболее значимой в этом стихотворении: тема природы, тема родины, тема веры, тема
Бога?
Мнения учащихся могут быть разными. Главное, чтобы они были обоснованными: текст художественного произведения, обладающий многозначностью,
не может не порождать разнообразных точек зрения.
III. В финале урока учитель обобщает
высказанные учащимися суждения и подводит их к прослушиванию музыкальных фрагментов примерно так:
определение темы произведения такого масштаба всегда условно, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» обладает удивительной глубиной и
многогранностью смысла. Однако вся наша работа с этим текстом приводит нас к выводу, что природа для М. Ю. Лермонтова является бесспорной духовной ценностью,
и эта мысль поэта на языке музыки выражена в прекрасных романсах Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева,
Ц. А. Кюи, С. М. Ляпунова.
Все эти музыкальные произведения отличаются медитативностью, умиротворением, преклонением перед красотой и совершенством мироздания, что, конечно же,
обусловлено изумительным лермонтовским стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива...».
IV. Домашнее задание:
1) ответить на вопросы 2, 3 к вступительной статье о поэте;
2) ответить на вопросы 7, 9 по анализу стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...».
Следующие уроки: Урок 33. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон» >>>
|