Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка».
Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.
Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.
* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».[2]
Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.
* Урок 27. Нравственная проблематика романа.
Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.
Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.
* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
УРОК 21
Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Задачи: рассмотреть с опорой на прежние знания и познавательные возможности восьмиклассников проблему «художественный мир А. С. Пушкина»;
познакомить учащихся с историей создания и причинами обращения писателя к событиям крестьянской войны под предводительством Пугачёва; подвести
их к пониманию многозначности образа Пугачёва, своеобразия конфликта романа и наличия в нём двух главных героев.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; словарная работа; эвристическая беседа; устное словесное рисование.
Термины: универсальность (общечеловеческая значимость), цикличность, литературно-художественный цикл, повесть, роман, конфликт.
Этапы урока
I. Во вступительном слове
учитель создаёт позитивные установки на восприятие сложных, но при этом кажущихся такими ясными и порой даже бесхитростными произведений А. С. Пушкина: умение
разглядеть глубину за кажущейся простотой — подлинное читательское искусство.
Не случайно в своей речи на открытии памятника Пушкину в Москве драматург А. Н. Островский мудро заметил: «Через
него умнеет всё, что может поумнеть».
II. Перед работой над статьёй учебника
учитель ставит перед учащимися задачу выявить и обосновать с помощью известных им примеров основные черты художественного мира Пушкина, о которых
пойдёт речь на данном уроке.
По ходу чтения статьи
выявляются такие опорные понятия (они записываются в словарик), как протеистичность (способность объединить в художественное целое разнообразные явления жизни),
универсальность (общечеловеческий смысл), гуманизм и самобытность (преодоление литературных канонов и штампов) творчества как идейно-художественные
принципы; явная или скрытая цикличность произведений Пушкина, позволяющая рассматривать объединяющую цикл идею с разных сторон.
Даже если не всё в излагаемом материале будет сразу понято и усвоено учащимися, впоследствии эти понятия станут опорными в их суждениях о творчестве
А. С. Пушкина.
Учащиеся вспоминают
ранее изученные произведения поэта.
Что их объединяет?
Как в них проявляются выделенные на этом уроке свойства художественного мира Пушкина?
Какие циклы известны восьмиклассникам?
По какому принципу они организованы?
Ответ на последний вопрос находим в статье учебника.
III. Историческая справка и комментарий учителя
(продолжение работы над статьёй учебника).
Прежде чем перейти непосредственно к работе над текстом романа «Капитанская дочка», необходимо напомнить школьникам о том, что такое крестьянская война
под предводительством Емельяна Пугачёва, в общих чертах рассказать о её основных причинах, о том, какие территории она охватила, какие силы были
брошены правительством на её подавление.
Что же пробудило особый интерес Пушкина к этим историческим событиям, к личности
Пугачёва и побудило его создать великий роман-обобщение «Капитанская дочка»?
Учащиеся обращаются к материалам статьи учебника, которые дополняются комментариями учителя:
— 30-е годы XIX столетия — «новая пугачёвщина», холерные бунты; Пушкину важно исследовать причины народных волнений;
— после восстания декабристов — кризис идеологии, углубление конфликта народа и власти, народа и дворянства;
— главное для писателя — анализ уроков истории (учащиеся вспоминают другие произведения поэта на историческую тему): постижение
роли народа в истории, исследование причин поражения друзей, которые вышли на Сенатскую площадь во имя народа, но действовали,
не считаясь с его интересами и стремлениями.
История создания романа — от замысла к окончательному варианту сюжета — может быть представлена как работа над статьёй учебника с элементами
лекции и беседы по ранее изученным произведениям.
Первые замыслы «Капитанской дочки» возникают у Пушкина ещё в 1832 году, но путь к созданию романа оказывается долгим и сложным:
писателя увлекает история Шванвича — представителя дворянства, перешедшего на сторону Пугачёва по идейным соображениям.
Вскоре, правда, Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», в основе которого тоже лежит реальная история
дворянина Островского, рассказанная Пушкину его другом Нащокиным.
В целях повторения
зададим учащимся следующие вопросы:
1. Почему совпали интересы молодого Дубровского и его крестьян? Одна ли цель их объединяла?
2. Можно ли считать их союз надёжным?
3. Как можно доказать, что крестьянами руководит сословная ненависть? Какую роль в этом отношении играет фигура кузнеца Архипа?
4. Вспомните сцену, когда Архип поджигает избу с приказными и тут же спасает с готовой рухнуть кровли кошку. Как вы к этому относитесь?
В результате этой беседы
приходим к следующим выводам.
В «Дубровском» весьма реалистично изображены жестокий, самовластный крепостник Троекуров и расчётливый, эгоистичный дворянин князь
Верейский, резкой критике подвергаются крепостничество и дворянские нувориши без чести и совести;
большим достижением автора становится выявление социальных, сословных корней ненависти крестьян к господам; однако образ Владимира Дубровского и
его союз с крестьянами романтизированы, нетипичны. Безусловно, Пушкин, стремящийся к выявлению закономерностей истории, осознаёт это.
Роман «Дубровский» остаётся незавершённым, и уже в процессе работы над ним Пушкин начинает активно изучать материалы по делу Пугачёва: предпринимает работу
в тайных архивах по разрешению царя, изнурительную поездку в Оренбургскую и Казанскую губернии, в Нижний Новгород, Симбирск, посещение Бердской
слободы — столицы Пугачёва, везде беседует с очевидцами этих кровавых событий и тем самым постигает неоднозначную — не только официальную,
но и народную — точку зрения на крестьянскую войну, отношение казачества к Пугачёву. В результате Пушкин в 1834 году создаёт исторический труд
«История Пугачёва», по повелению Николая I переименованный в «Историю пугачёвского бунта», в том же году он пишет для царя «Замечания о бунте».
Эти два произведения отличают историзм, верность документам и реалиям описываемого времени, богатство фактического материала даже для
историка нашего времени. Все ли эти качества присущи «Капитанской дочке», мы увидим позже. Сейчас же важно то, что роман задуман в его окончательном варианте
уже в процессе работы над «Историей...» и создаётся на основе тщательного изучения исторических событий.
Уже на этом этапе можно дать индивидуальное задание опережающего типа о соотношении исторической правды и художественного вымысла в «Капитанской дочке», материалы
для выполнения которого — фрагменты из «Истории Пугачёва» — предложены в учебнике.
IV. Начало работы с текстом романа
А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
В конце статьи учебника обозначены ключевые вопросы, направляющие работу по изучению романа
«Капитанская дочка», а также обозначен возможный переход непосредственно к тексту.
На первом, вводном уроке начинать последовательное комментированное чтение романа не рационально. Важнее предъявить в «остром», парадоксальном виде
его основную коллизию, что позволит создать у учащихся активные позитивные установки на восприятие текста, пробудит у них непосредственный интерес к
его анализу, привлечёт внимание к конфликтности взаимоотношений двух главных героев и в то же время к их взаимозависимости. Для
этого обратимся к главе «Вожатый».
Предварительно можно настроить восприятие учащихся примерно так: «Погрузившись в вихрь истории, мы сейчас увидим Пугачёва таким, каким
он впервые предстал перед Гринёвым. Какое впечатление он произведёт на вас?»
Учитель выразительно
читает отрывок из главы «Вожатый»
(от слов
«Я приближался к месту моего назначения...» до слов «Я ничего не мог понять из этого воровского разговора...»).
После чтения учитель возвращается к вопросу.
Разноплановые ответы учащихся
учитель объединяет вопросами:
1. Какую символическую роль играет здесь пейзаж?
(Пугачёв подобен этому бурану: его встреча с Гринёвым — проявление воли судьбы, власти случая.)
2. Какой скрытый смысл заложен в реплике ямщика, увидевшего вдалеке в вихре метели неясную, чёрную точку: «Должно быть, или волк, или человек»?
(Действительно, встреча с мятежником может оказаться для молодого барчука роковой.)
3. He кажется ли вам, что сначала Пугачёв был готов погубить его?
(«Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет...» Сам-то он куда-то идёт, дорогу, видно, знает, да и вся кому
известно, что значит заночевать в степи в морозную ночь.)
4. Что побуждает его изменить своё решение?
(Неожиданно вспыхнувшая симпатия к наивному и доверчивому Гринёву, который сразу же поверил Пугачёву, не усмотрев
в его предложении ни толики коварства:
«Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя Божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный
сел проворно на облучок и сказал ямщику: „Ну, слава Богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай“».)
Здесь учитель может использовать приём устного словесного рисования, который поможет учащимся живо представить, каковы были выражение лица
Гринёва и его поза, ясно отразившие то, что юноша сразу же и полностью доверился дорожному.
В ходе беседы с учащимися отмечаем проявившееся по отношению к Гринёву благородство Пугачёва и восхищение Гринёва дорожным:
«Сметливость его и тонкость чутья меня изумили»; «Наружность его показалась мне замечательна».
Надо обратить внимание учащихся на сон Гринёва, предложить им высказаться по поводу того, какой смысл они в нём находят. Ученики должны
понять, что, если писатель вводит в текст сон героя, это имеет, как правило, очень большой обобщающий смысл.
Безусловно, на первом этапе учитель не может завершить работу над этим фрагментом текста, ибо его значение выявится позднее, однако
здесь важно обратить внимание учеников на заложенную в нём конфликтность и взаимозависимость двух героев романа (учитель предлагает ученику
подготовить индивидуальное задание 3 опережающего типа).
Завершают урок размышления
над смыслом названия главы «Вожатый»:
Что означает это слово?
Как в названии главы проявляется отношение Пушкина к Пугачёву?
В. Б. Шкловский заметил по этому поводу:
«...Слово „вожатый“ почти синоним слова „руководитель“, и Марина Цветаева правильно называла свой очерк о Пугачёве
„Вожатый“, усмотрев в пушкинском названии главы пушкинскую оценку героя».
Итак, рассуждения над скрытым, символическим смыслом оценки дорожного «или волк, или человек», предварительные умозаключения по поводу
роли сна Гринёва в романе и смысла названия главы «Вожатый» закладывают основу всей последующей работы по проблеме: «Какова авторская позиция в романе,
в котором повествование ведётся от лица Гринёва, и какие способы для её воплощения находит Пушкин?»
V. Домашнее задание:
1) подготовить развёрнутое монологическое высказывание о художественном мире А. С. Пушкина с подобранными самостоятельно примерами;
2) выполнить задания 1, 2, 3, которые даны после статьи учебника;
3) прочитать главы 1—2 романа «Капитанская дочка» и ответить на вопросы к ним:
1. Что вы можете рассказать о детстве Гринёва?
2. Почему Пушкин так подробно рассказывает о его воспитании, его семье, детских годах, хотя основные события происходят в период юности героя?
3. Почему рассказ о событиях крестьянской войны автор доверяет Гринёву?
Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение эпизода «Первая встреча Гринёва и Пугачёва»;
2) выполнить индивидуальное задание 3 учебника.
Следующие уроки: Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка >>>
|