Пугачёв и его окружение
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
10 ЧАСОВ

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка».

Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.

Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.

* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».[2]

Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.

* Урок 27. Нравственная проблематика романа.

Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.

Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.

* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».


УРОК 24
Пугачёв и его окружение.
Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва

Задачи:
углубить понимание авторской позиции по отношению к Пугачёву; развить представление об основном конфликте романа; показать учащимся социальную, классовую природу жестокости Пугачёва, народного гнева; продолжить анализ встреч-испытаний Гринёва и Пугачёва, раскрывающих их человеческие качества и убеждения.
Основные виды деятельности: анализ текста; выразительное чтение; чтение по ролям; устное словесное рисование; внутритекстовое сопоставление; работа с иллюстрацией; работа с таблицей; мизансценирование.
Термины: композиция, конфликт, сюжет.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

учитель предлагает учащимся дать развёрнутый ответ на вопрос:

Как в проанализированных главах переплетаются «судьба человеческая, судьба народная»?

Эта работа позволяет структурировать многообразный материал предыдущего урока и перейти к новому материалу.

К ответам на заданные на дом вопросы можно обращаться по ходу урока.

II. Постановка ключевого проблемного вопроса,
который возвращает нас к главе «Вожатый»:


Как в изучаемых нами главах проявляется загадочная фраза ямщика о Пугачёве: «...или волк, или человек»?

Этот вопрос выводит нас на двойственность образа Пугачёва, на анализ природы его жестокости и его милосердия.

III. Анализ главы «Приступ» — нового этапа в развитии действия в романе:
события начинают развиваться с молниеносной быстротой.

Впервые Пугачёв показан Пушкиным как вождь народного бунта. Естественно начать беседу с вопросов:

1. Какие чувства вызвал у вас Пугачёв?

2. Как вы оцениваете его поведение в Белогорской крепости?

Ответы очень разноречивы, учащиеся говорят и о гуманности по отношению к Гринёву, и о жестокости по отношению к чете Мироновых, особенно к Василисе Егоровне.

IV. Выразительное чтение по ролям
отрывка из 7-й главы

(от слов «Пугачёв сидел в креслах...» до слов «Я стал смотреть на продолжение этой ужасной комедии...»), предварительно продумав с учениками, как держатся герои, каковы их интонации и почему.

По ходу чтения обращаем внимание учащихся на то, как в страшной сцене казни преломляются события сна Гринёва. После чтения пытаемся вместе с учащимися определить авторское отношение к Пугачёву:

Каким автор представляет нам в этой сцене своего героя (вопрос 18 учебника)?
(Властным, сильным, суровым человеком, но, что самое главное, умеющим помнить добро и платить за него сторицей. По воле писателя Гринёв позже записывает: «...заячий тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли». Действительно, за бескорыстие и доброту Гринёва Пугачёв одаривает его жизнью, и делает он это на виду у всех, хотя может вызвать недовольство своих соратников. Более того, он во имя доброй цели способен подняться над личной обидой, не поддаться мелочному ущемлению собственной гордыни и фактически дважды в этой сцене милует Гринёва, когда тот отказывается целовать у мятежника руку. Бесспорно, немало достоинства в его усмешке и фразе: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!»)

Какое другое высокое человеческое качество Пугачёва проявляется в этой сцене?
(Он не хочет унижать Гринёва, «давить» на него: он способен уважать чужие чувства, иную позицию, ощущает силу убеждений Гринёва, а может быть, просто симпатизирует ему.)

Интересно узнать, какая точка зрения на поведение бунтаря более близка учащимся.

Итак, мы видим, что Пушкин создаёт такую ситуацию, в которой ярко и полно проявляется благородство и великодушие Пугачёва. Такое изображение предводителя восстания, государственного преступника — проявление удивительной смелости художника. Для доказательства этой мысли можно продемонстрировать учащимся, какова была официальная точка зрения на бунтаря:
«История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце».

Работая над этим эпизодом,
предлагаем учащимся две иллюстрации
к нему
художников Д. Шмаринова и С. Герасимова, просим их ответить на вопрос о том, какая из них кажется им более убедительной, на какой из них Пугачёв в большей степени соответствует их впечатлениям.

Наконец, обращаемся ко второй составляющей вопроса 18 учебника: какие качества характера Гринёва, какие его убеждения подвергаются испытанию в этой сцене?

Рассуждая с учениками, учитель предлагает им заполнить следующую часть таблицы, касающуюся этих глав.

V. Анализ сцены расправы над Василисой Егоровной.

Пушкин не идеализирует героев и события (вопрос 19). Следующая сцена поистине ужасает. Учащиеся осуждают жестокость Пугачёва и его сподвижников, но учителю надо верно расставить акценты:

Только ли это жестокость Пугачёва или в большей степени его неорганизованных, распоясавшихся соратников?
Почему он помиловал Гринёва, но не сжалился над старой женщиной?

Сопоставим слова Василисы Егоровны, оплакивающей Ивана Кузмича, о Пугачёве («...сгинул от беглого каторжника!») и ответную реплику Пугачёва: «Унять старую ведьму!» Мог ли он позволить подрывать свой авторитет военачальника, царя (!), руководителя? Как эта и последующая сцены соотносятся с фразой ямщика (см. начало урока)?

Анализируем и сцену казни капитана Миронова.

Добрый, бесхитростный Иван Кузмич гибнет героически. Как объяснить, что в эпизод казни капитана Миронова писатель вводит «изувеченного башкирца» и именно он ладит капитану виселицу?

Используя внутритекстовое сопоставление, соотносим эту сцену со сценой несостоявшейся пытки (глава 6). Важно, чтобы учащиеся поняли социально-политическую, классовую природу жестокости Пугачёва и его соратников, непримиримое противостояние двух лагерей, «двух правд», неизбежность в такой ситуации жертв с обеих сторон. Необходимо донести до сознания учеников, что в таком диалектическом толковании событий проявляется исторический и художественный гений Пушкина.

Это задание позволяет понять идейно-художественную роль композиционных соответствий в его произведениях, в частности в «Капитанской дочке», которую Ю. И. Айхенвальд называл «геометризмом», а Д. Д. Благой«принципом зеркальной отражённости». Как убедимся далее, приём композиционных соответствий имеет в романе огромное значение.

VI. Переходя к анализу 8-й главы,
обращаемся к вопросам 20, 21 учебника.

Начнём с выяснения того, как выражается отношение Гринёва к Пугачёву. Учащиеся чаще называют негативные оценки: «самозванец», «лютое унижение» поцеловать самозванцу руку и т. п. Но меняется ли отношение Гринёва к Пугачёву на протяжении прочитанных дома глав?

Гринёв вызван к Пугачёву; встреча эта его волнует, страшит. Молодой офицер оказывается на военном совете мятежников (на наш взгляд, к этой сцене важнее обратиться позже и сопоставить её со сценой военного совета в Оренбурге).

То, что увидел и услышал Гринёв на военном совете, потрясло его «каким-то пиитическим ужасом».

Но после военного совета его ждало главное испытание: разговор с Пугачёвым «глаз на глаз», в процессе которого герой не раз балансирует между жизнью и смертью. Перед чтением этой сцены учителю предоставляется возможность провести посильный для восьмиклассников психологический анализ: чем, по их мнению, вызвано такое необычное поведение Пугачёва — он начинает смеяться, когда остаётся наедине с Гринёвым?

Чтобы учащиеся могли ответить на этот сложный и важный вопрос, используем приёмы устного словесного рисования и мизансценирования:

Что из себя представляет комната? Как в ней располагаются герои относительно друг друга?
Как сидит или стоит Гринёв?
Чем вызвано выражение «плутовства и насмешливости» в глазах Пугачёва?

Скорее всего, Гринёв напряжён, потрясён, испуган, растерян, и все эти чувства написаны на его открытом молодом лице, сам же он не замечает в облике Пугачёва «ничего свирепого». Мятежника трогает его волнение, он стремится разрядить обстановку и с большим тактом поддерживает Гринёва своим смехом.

Какими же представляет нам Пушкин Пугачёва и Гринёва в последующем диалоге? Трижды, как это бывает в сказке, подвергается испытанию верность Гринёва присяге, чести и долгу офицера служить государству и императрице, трижды, каждый раз рискуя жизнью, отказывает он Пугачёву; тот же, видя непреклонность Гринёва, в своих предложениях постепенно идёт на попятную (выразительно читаем по ролям эту сцену) и наконец вынужденно признаёт право Гринёва на твёрдость и принципиальность: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу... отпустишь меня — спасибо; казнишь — Бог тебе судья». Сколько мужества в этих сдержанных словах недавнего «недоросля» и сколько милосердия в ответе разбойника: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь»!

Честен и великодушен Пугачёв, честен и отважен Гринёв. Почему же они не могут объединиться?

Этот вопрос представляет особую важность для понимания конфликта — трагического противостояния двух сил одной нации, порождающего «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»: даже по-человечески, духовно тянущиеся друг к другу Пугачёв и Гринёв не могут до конца понять и принять интересы противоположной стороны.

Вопрос 22 учебника,
сопоставление образов Гринёва и Швабрина

позволяет ещё раз обратиться к проблеме чести и долга, а также проанализировать нравственные качества того и другого.

Анализ главы 9 развивает тему
милосердия и человечности Пугачёва,

посылающего ему лошадь и овчинный тулуп, и тему эволюции характера Гринёва, мужающего и мудреющего у нас на глазах (об этом свидетельствует изменение его отношения к Савельичу, например).

VII. Сопоставление двух сцен военных советов
(вопросы 23, 24 учебника),
которые тоже соотносятся в романе по принципу «зеркальной отражённости».

Учащиеся пересказывают их, оценивают, сравнивают и определяют отношение к ним Гринёва.

В первом случае (глава 8) — сильные, мужественные единомышленники, отважившиеся в своей отчаянной попытке добиться справедливости, идти до конца (роль песни; индивидуальное задание 7); во втором случае (глава 11) — жалкие люди, далёкие от истинного решения государственных, национальных вопросов.

Каково отношение к этим военным советам Гринёва?

Каково отношение автора к изображаемому?
(Авторская позиция проявляется здесь уже в том, что он сознательно сближает эти два эпизода, и они явно контрастируют между собой. Автор симпатизирует пугачёвцам, их стихийному мужеству, мастерски использует приём сопоставления для выражения собственных мыслей, оценок и выводов.)

VIII. Домашнее задание:

1) прочитать главы 11, 12, 13, 14;

2) продолжить заполнять таблицу;

3) подготовить пересказ сцены, в которой Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку, а Гринёв оценивает её (пересказывая, нужно домыслить, что чувствует после этого диалога Пугачёв, что кроется за его удивлением и молчанием);

4) ответить на вопросы 25, 26, 27, 28 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 8—11 (по выбору учащихся).

Следующие уроки:
* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Глава VII. Приступ
"Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома."
Иллюстрации Д. А. Шмаринова к роману А. С. Пушкина
"Капитанская дочка"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика