Урок 62. Стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре...» и «Россия».
* Урок 63. Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока.[2]
УРОК 62
Стихотворения А. А. Блока
«Девушка пела в церковном хоре...» и «Россия»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества, особенностями
художественного мира А. А. Блока; дать начальные представления о символизме.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; устные сообщения о поэте; работа с текстом стихотворения; конспектирование лекции учителя; беседа
по вопросам учебника.
Термины: лирическое стихотворение, символ, символизм.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о жизни и творчестве А. А. Блока,
особенностях культурно-исторической эпохи, с которой связано формирование Блока как поэта и гражданина, а также о символизме
как одном из ведущих течений поэзии русского модернизма.
II. Устные сообщения учащихся
о личности А. А. Блока
в воспоминаниях его современников
(отчёт о выполнении домашнего задания 1, помещённого после статьи о поэте), с демонстрацией портретов поэта и авторов воспоминаний
о нём (например, А. Белого, Ю. В. Анненкова, З. Н. Гиппиус, В. Ф. Ходасевича и др.).
Здесь же могут быть прочитаны наиболее известные стихотворения, посвящённые Блоку:
из цикла «Стихи к Блоку» М. И. Цветаевой,
«Я пришла к поэту в гости...» А. А. Ахматовой и др.
III. Чтение и анализ стихотворения
«Девушка пела в церковном хоре...»,
с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника.
IV. Чтение и анализ
стихотворения «Россия»,
с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника.
V. Лекция учителя о символизме,
с чётким обозначением её основных тезисов:
1. Символизм — одно из ведущих течений в поэзии русского модернизма (Д. С. Мережковский, А. А. Блок, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.).
Другие течения модернизма пришли на смену символизму:
футуризм (В. В. Маяковский, И. Северянин и др.)
и акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв и др.).
2. Символ понимался символистами как нечто большее, чем просто многозначный образ. Это, в их
представлении, художественное средство, помогающее приблизиться к идеальной сущности мира, недоступной пониманию.
3. Известна формула А. Белого: «...символизм отпечатлелся в литературе тремя существенными лозунгами:
1) символ всегда отражает действительность;
2) символ есть образ, видоизменённый переживанием;
3) форма художественного образа неотделима от содержания».
4. В творчестве поэтов-символистов центральное место занимал образ города, однако они обращались
и к образу России, в которой видели сложное двуединство, соединение Востока и Запада.
5. Особое внимание символисты уделяли в своём творчестве символике звука, света и цвета. Необычная цветовая палитра характерна и для русских
художников-символистов (см., например, картины «Вихрь» Ф. А. Малявина и «Сирень» И. С. Глазунова, репродукции которых помещены в учебнике).
V. Подведение итогов урока,
отчёты учащихся о выполнении домашнего задания 2 после статьи о поэте.
VI. Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре...» и «Россия».
Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 4 или 5 (по выбору учащихся).
|
УРОК 63*
Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока
Задачи: развивать навыки выразительного чтения как способа интерпретации лирического стихотворения; обогатить представления о художественном
мире поэзии А. А. Блока и искусства символизма.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; работа с иллюстрациями; чтение фрагментов других стихотворений поэта.
Термины: заглавный образ, символ, символизм.
Этапы урока
I. Вступительная беседа о задачах урока
выразительного чтения, посвящённого стихотворениям А. А. Блока.
II. Отчёты учащихся
о выполнении домашнего задания
(индивидуальные задания 4 и 5), рассказы по картинам («Вихрь» Ф. А. Малявина и «Сирень» И. С. Глазунова).
В качестве дополнительного материала
учитель может продемонстрировать на уроке репродукции известных художественных полотен:
«Видение отроку Варфоломею» М. В. Нестерова
(эту картину часто представляют как начало символистского движения),
«Большевик» Б. М. Кустодиева
(картины этого художника хорошо знакомы восьмиклассникам, в частности, по обложкам учебников для 5—7 классов и цветным вклейкам) и
«Купание красного коня» К. С. Петрова-Водкина
(наиболее характерное произведение эпохи расцвета русского символизма).
III. Выразительное чтение наизусть
стихотворений А. А. Блока
«Девушка пела в церковном хоре...» и «Россия».
Можно предоставить восьмиклассникам право выбора и других стихотворений поэта для выразительного чтения наизусть.
На этом уроке вполне уместным будет и выразительное чтение учителем своих любимых стихотворений А. А. Блока.
IV. Заключительная беседа
об особенностях художественного мира, тематики и поэтического языка стихотворений А. А. Блока.
V. Домашнее задание: прочитать статью учебника о биографии и творчестве М. А. Булгакова.
Следующие уроки: Урок 64. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» >>>
|