Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок 22. Гринёв и его родители. Своеобразие построения сюжета романа «Капитанская дочка».
Урок 23. Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.
Урок 24. Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.
* Урок 25. Описание Пугачёва в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке».[2]
Урок 26. Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.
* Урок 27. Нравственная проблематика романа.
Урок 28. Роль сопоставлений в романе «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ Маши Мироновой.
Урок 29. Смысл названия романа. Подготовка к сочинению.
* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
УРОК 26
Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.
Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин
Задачи: рассмотреть сюжет и композицию романа как способы воплощения авторской позиции; углубить представления учащихся о конфликте
произведения; выявить моральные основы поведения героев, их нравственные качества; поставить проблему соотношения исторического факта и художественного
вымысла в «Капитанской дочке».
Основные виды деятельности: эвристическая беседа; дискуссия; устное словесное рисование; пересказ с домысливанием психологического состояния героя;
чтение по ролям.
Термины: сюжет, кульминация, фольклорные традиции, исторический факт и образ исторического события, предание.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
ученики под руководством учителя обсуждают результаты работы с таблицей, кратко пересказывают содержание прочитанных дома глав, высказываются по поводу роли
эпиграфов к ним (эта деятельность необходима для того, чтобы в сжатом виде представить обширное содержание глав, структурировать представленные
в них события, которые из-за лаконичности пушкинской прозы не всегда представляются восьмиклассникам важными, а иногда вообще упускаются
из виду).
II. Анализ текста в форме беседы.
Вернёмся к содержанию 10 главы «Осада города», обсудим вопросы, предложенные учеником, выполнявшим индивидуальное задание 7, и таким образом освежим
в памяти её содержание. Это необходимо для объяснения мотивации дальнейших поступков Гринёва — его самовольного отъезда из Оренбурга и то ли
случайной, то ли умышленной встречи с Пугачёвым во имя спасения Маши.
Используя приём устного словесного рисования,
домысливаем картину встречи Гринёва с генералом.
Как учащиеся представляют себе этого военачальника?
Почему встреча Гринёва с ним происходит в саду? В какое время года происходит действие?
Предлагаем ученикам описать пейзаж и приходим к удивительному открытию: природа в реалистическом романе, как в сказке, меняет своё обличье в зависимости
от обстоятельств. Дворянский мир соотносится с покоем осени, мир взбунтовавшегося народа — с бесприютными снегами, вихрем бурана.
Глава «Осада города» заканчивается беседой Гринёва с генералом, в следующей главе («Мятежная слобода») путь молодого влюблённого лежит через
снега («Прямая дорога занесена была снегом...») в Белогорскую крепость, однако сама судьба (или случай — подручный судьбы?) заводит его в Бердскую слободу
— пристанище Пугачёва.
С какой целью автор сближает две сцены: беседу с генералом и беседу с Пугачёвым по поводу спасения Маши?
Как вы оцениваете реакцию генерала?
(Выделение боевого отряда, о котором просил Гринёв, в состоянии осады города было бы со стороны генерала нарушением всех законов и правил. Однако цинизм
его рассуждений о сироте — дочери погибшего героя — не может не возмущать: «...лучше ей быть покамест женою Швабрина: он теперь может
оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки».)
Какова реакция Пугачёва на рассказ Гринёва о Машиной участи?
Размышляя над этим эпизодом, следует особо подчеркнуть молниеносную, идущую из глубины души реакцию Пугачёва: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?»
В этой сцене очень выразительны глаголы, подчёркивающие искренность гнева Пугачёва: глаза его «засверкали», он «закричал». Иными словами,
в желании спасти невесту Гринёва, избавить сироту от домогательств Швабрина проявляется истинно народная позиция Пугачёва, высокие этические нормы
этого «злодея».
Становится понятным и то, что, используя приём сопоставления, Пушкин показывает, как милосердие оказывается выше закона, и побуждает читателя сочувствовать
мятежнику.
Сбывается пророческий сон Гринёва: Пугачёв оказывается человеком, готовым подарить счастье Маше и Гринёву, он фактически берёт на себя роль
их посажёного отца. Это ещё более укрепляет и углубляет взаимные симпатии двух героев, и Пугачёв в порыве доверия к Гринёву раскрывает ему самые свои
сокровенные думы (вопрос 26).
Кульминацией отношений Гринёва и Пугачёва становится эпизод поездки в Белогорскую крепость, анализу которого следует уделить самое пристальное внимание:
здесь раскрывается суть героического характера Пугачёва: его бунтарские начала («...чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там
что Бог даст!»); его дальновидность, способность трезво оценить своих соратников и конечный результат восстания; его поэтичность (склонность к иносказаниям,
образность речи). В то же время ему присущ истинно крестьянский — стихийный — подход к решению вопроса о свободе, стремление вопреки логике идти в своей
борьбе до конца: «Авось и удастся!»
Выполняя домашнее задание — пересказ с домысливанием психологического состояния героя и сосредоточиваясь на второй его части, ученики с помощью учителя
должны прийти к следующим выводам: Пугачёв открывает Гринёву душу, делится с ним самым сокровенным, но реакция Гринёва на
рассказанную «с каким-то диким вдохновением» притчу кажется скептической, даже осуждающей и свидетельствует о том, что он не понял и не принял позицию
Пугачёва. Более того, для Гринёва смысл сказки противоположен: «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину».
Что чувствует Пугачёв? Отчуждение? Разочарование? Горечь? Боль от того, что Гринёв, к которому он испытывает искреннюю симпатию и абсолютное доверие, не
может и не хочет его понять?
Невозможно прийти к однозначному ответу, важно понять: данный эпизод особенно ярко подчёркивает непримиримость конфликта двух мировоззрений, двух жизненных
позиций (народа и дворянства), выявляет трагизм разобщённости, наличие двух правд, каждая из которых недостаточна:
«Примером размышлений Пушкина над русской историей и взаимодействующими в ней общественными силами может служить сказка об орле и вороне, — пишет Н. Н. Петрунина. —
Традиционный народно-поэтический символ не только проливает свет на обоих героев — мужика и дворянина. Он высвечивает
неполноту той правды, которая звучит в их толкованиях притчи».
Как понимают это высказывание учащиеся? К каким выводам приходят?
III. Чтение по ролям и анализ эпизода
вызволения Маши, встречи со Швабриным.
Чтение по ролям позволит не только понять, но и прочувствовать роль каждого в этой полной драматизма сцене.
Перед чтением разберёмся в следующих вопросах:
1. Как выглядит теперь Швабрин?
2. Как это характеризует его?
3. Почему его поведение придаёт особую напряжённость встрече?
4. Что в его поведении кажется вам наиболее отталкивающим?
5. Меняется ли настроение Пугачёва в течение этого эпизода и почему?
6. Какие качества характера Гринёва проявляются здесь наиболее ярко?
Ответы учащихся настраивают их на продуманное и прочувствованное чтение своих «ролей».
После чтения обратимся к учащимся с вопросом о том, какой фрагмент из прочитанного показался им наиболее напряжённым, драматичным. Конечно
же, это момент предательства Швабриным Маши, которую он якобы любит:
«Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнён при взятии здешней крепости».
Капитанская дочка и её любимый оказываются на волоске от смерти: не ожидавший обмана со стороны Гринёва, Пугачёв и страшен в своём гневе,
и растерян от неожиданности происходящего. Как герою удаётся преодолеть возникшее недоверие Пугачёва?
Честность, рассудительность и прямодушие Гринёва побеждают изворотливость и подлость Швабрина; милосердие Пугачёва в очередной раз одерживает верх
над той социальной ролью, которую он для себя избрал: он не карает Гринёва и Машу — представителей враждебного сословия, напротив, он дарует им
свободу, а значит, и право на личное счастье: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой
обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь и совет!»
Анализируя эту сцену, важно подчеркнуть, что Пушкин и здесь использует композиционную параллель, основанную на принципе «зеркальной отражённости»;
она призвана подчеркнуть противоречивость личности и поведения Пугачёва, сложность его натуры: по его повелению вершится казнь родителей Маши, по
его воле Машу минует беда — он спасает её.
Безмерная благодарность Гринёва Пугачёву неотделима от его неколебимого представления о чести и долге:
«...Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно
чести моей и христианской совести».
IV. Анализ последней встречи Гринёва и Пугачёва
(финал романа, глава «Суд»),
которая скупо изложена «издателем» и поэтому предполагает активную работу воображения читателя. Правда, сам писатель помогает нам понять, что мог чувствовать
Гринёв, присутствуя на казни Пугачёва, куда его привело, конечно же, не праздное любопытство.
Предлагаем учащимся найти в тексте эту «подсказку» (вопрос 31). В конце предпоследней главы читаем размышления Гринёва о предстоящей Пугачёву
каре за бунтарство:
«...мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле:
„Емеля, Емеля! — думал я с досадою, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать“».
Важно, чтобы учащиеся, анализируя эти слова и домысливая психологическое состояние Гринёва, поняли, что оценки Гринёва противоречивы: как
дворянин, он осуждает Пугачёва за кровопролитие; как внесословный, «частный» человек, он сочувствует ему и испытывает к нему чувство глубокой
благодарности.
V. Анализ последней главы «Суд».
Пушкин выстраивает здесь очередные сюжетно-композиционные параллели, и, чтобы разобраться в них, надо
ответить на ряд вопросов:
1. Как реагирует отец Гринёва на обвинения, предъявленные его сыну? (Индивидуальное задание 9.)
Работая над этим вопросом, важно напомнить учащимся, что отец Гринёва состоит в оппозиции двору Екатерины, но возможный переход сына на
сторону мятежника, возглавившего бунт против власти Екатерины, для него смертельный позор. Такая реакция старшего Гринёва ещё раз выводит нас
на проблему чести и долга и, что важнее, лишний раз выявляет сущность конфликта, приведшего к «русскому бунту».
2. Почему Гринёв отказывается давать показания в свою пользу? (Индивидуальное задание 10.) Что в итоге спасает Гринёва?
Деятельная любовь «трусихи» Маши, отправившейся ко двору просить милости у самой императрицы.
3. Почему Пушкин сближает суд над Гринёвым и казнь Пугачёва? (Вопрос 32.)
По принципу «зеркальной отражённости» сопоставляя сцену «суда» Пугачёва над Гринёвым и Швабриным, в которой побеждает милосердие и
честность (глава «Сирота»), со сценой суда государственного, обнаруживаем, что решение Гринёва на допросах «объявить сущую правду, полагая сей способ
оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным», оказывается невыполнимым: в обществе, где всё ложно, порочно, несправедливо, где к искренности относятся
лишь формально, правда не может победить. Испытывая «непреодолимое отвращение», Гринёв не может себе представить Машу на суде в качестве свидетеля
среди злодеев типа Швабрина, не может позволить «впутать имя её между гнусными изветами», отказывается защищаться, и только случайность
спасает его: Екатерина решает снизойти к просьбе Маши и помогает влюблённым.
В финале этой главы упоминается казнь Пугачёва, и, хотя по делу мятежника работала следственная комиссия, автор не воспроизводит её работу
в романе. Возможно, таким образом Пушкин косвенно выражает своё отношение к изображаемому:
тень формального и бесчеловечного суда над Гринёвым витает и над Пугачёвым — самодержавная Россия готова уничтожить и того и другого.
VI. Отчёты о выполнении индивидуальных заданий 11, 12.
К главе «Суд» Пушкин выбирает эпиграфом народную пословицу «Мирская молва — морская волна». Как она соотносится с содержанием главы?
Используя в романе множество фольклорных элементов, обращаясь к традициям устного народного творчества, он возводит образ Пугачёва и события
крестьянской войны под его предводительством в ранг предания. Постановка этой проблемы вынуждает нас задуматься о соотношении исторической
правды и художественного вымысла в романе.
Почему Пушкин, глубоко изучивший, проанализировавший и изложивший исторические факты в «Истории Пугачёва», практически не использует их
в «Капитанской дочке»? Почему, к примеру, так несходны сцены казни в историческом труде и в романе?
Материал по этому вопросу представлен выше (см. предыдущий урок), его рассмотрение позволит
учителю завершить урок дискуссией по поводу парадоксального высказывания М. И. Цветаевой, взятого эпиграфом к пятому уроку (вопрос 33).
VII. Домашнее задание:
1) ответить на вопрос, почему далеко не всегда совпадают исторические факты и художественный вымысел в романе
А. С. Пушкина «Капитанская дочка»;
2) подобрать из текста романа детали, сцены и образы, отражающие ход народного бунта, его истоки и противоречия;
3) продумать ответы на вопросы 10, 22; 4) составить план и разработать содержание монологического ответа на тему «Образ Швабрина и его роль
в романе».
Следующие уроки: * Урок 27. Нравственная проблематика романа >>>
|