Художественный мир Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
Хлестаков.
Иллюстрация К. Рудакова
к «Ревизору» Н. В. Гоголя
.
Хлестаков: Я не виноват... (Действие 2, явл. VIII)
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)


9 ЧАСОВ

8 класс[1]


Урок 40. Художественный мир Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор».

Урок 41. Изображение жизни уездного города.

Урок 42. Образы чиновников. Понятие о социальной сатире.

* Урок 43. Чтение по ролям отдельных сцен комедии.[2]

Урок 44. Образ Хлестакова.

* Урок 45. Анализ эпизода драматического произведения.

Урок 46. Смысл финала комедии.

* Урок 47. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Урок 48. Урок внеклассного чтения по комедии Н. В. Гоголя «Женитьба».


УРОК 40
Художественный мир Н. В. Гоголя.
Комедия «Ревизор»

Задачи:
обогатить знания учащихся о биографии и творчестве, особенностях художественного мира Н. В. Гоголя; выделить проблему соотношения в его произведениях реального и фантастического; развить представления учащихся о специфике драматических произведений; рассмотреть вопрос о значении театра в понимании Н. В. Гоголя; создать установку на восприятие и анализ пьесы «Ревизор».
Основные виды деятельности: монологический ответ; сопоставительный анализ; слово учителя; работа над статьёй учебника; обсуждение вопросов, предложенных в учебнике; комментированное чтение; выразительное чтение; чтение по ролям; устное словесное рисование; просмотр фрагментов художественных фильмов по пьесе Н. В. Гоголя и их обсуждение.
Термины: художественный мир, гротеск, фантастическое и реальное, драматическое произведение, комедия, ремарки, список действующих лиц, эпиграф, экспозиция, завязка.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

в начале урока учитель обращается к вопросам и заданиям, которые способствуют объединению разнородного материала, изученного на предыдущих уроках, и помогают ввести отдельные произведения М. Ю. Лермонтова в контекст его художественного мира.

Учащиеся выступают с монологическим ответом
на тему «Тип героя-бунтаря в поэмах
М. Ю. Лермонтова „Мцыри“ и „Песня... про купца Калашникова“»,

подготовленным ими по материалам, предложенным в учебнике.

Это задание выводит нас не только на рассмотрение характерного для творчества Лермонтова типа героя, особенностей конфликта в этих его поэмах, но и на своеобразие трактовки поэтом темы поколения, «дремлющего в бездействии» (В. Г. Белинский).

Прослушав сообщение по индивидуальному заданию 4 (в нём предлагается сопоставить изученные в 8 классе стихотворения и поэму М. Ю. Лермонтова с прочитанными ранее), учащиеся включаются в обсуждение этого вопроса, который направлен на установление типологической общности столь разных произведений поэта.

Подготовленный дома ответ на вопрос 9 (черты романтизма в поэме «Мцыри») позволяет обобщить сложный теоретический материал и рассмотреть его на конкретных примерах.

II. Следующая часть урока —
объяснение нового материала.


Перейти к нему учителю поможет рассуждение о самобытности художественного мира каждого большого писателя.

По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, художник такого масштаба, как Пушкин, Лермонтов или Гоголь, создаёт «сокращённую вселенную» — целый мир, существующий по своим законам. И если вселенная Пушкина обладает центростремительной силой сближения противоречий, у Лермонтова она соткана из парадоксов, конфликтов, антитез и пронизана скепсисом, то у Гоголя в её основе лежит гротеск — умышленное искажение границ правдоподобия, смешение реального и фантастического, доведение изображаемого до абсурда с целью выявления уродливо-комических форм жизни и осмеяния нравственных и социальных пороков (определение записывается в словарик).

Работа над статьёй учебника
и свободная беседа по ходу её чтения
может быть разделена на три части:


1. Роль фантастики в художественном мире Н. В. Гоголя.
2. Гоголь и театр.
3. История создания и постановки пьесы «Ревизор».

1. Рассмотрение первого вопроса предполагает некую динамику: учитель должен показать, как видоизменяются фантастические элементы в произведениях Гоголя, какую роль они начинают играть на том или ином этапе его творчества.

В первом сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» использование фантастики обусловлено романтической традицией: противопоставляя обыденность мечте, Гоголь погружает читателя в романтический, сказочный мир легенд и преданий. Мир этот населён не только «вольными козаками» и гордыми статными дивчинами — с ними соседствуют образы народной демонологии: русалки, ведьмы, лешие, черти.

Учащиеся вспоминают повесть «Ночь перед Рождеством», которую они изучали в 5 классе: весь её сюжет замешан на столкновении светлых намерений человека (борьба кузнеца Вакулы за любовь неприступной Оксаны) и сил зла. Поединок кузнеца и чёрта завершается победным торжеством удалого парубка над бесовской силой: хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, приказывает ему везти себя «в Петербург, прямо к царице», чтобы доставить от неё черевички для своей возлюбленной.

В сборнике «Миргород» (повесть «Вий») и в «Петербургских повестях» фантастика начинает играть иную роль: она способствует философским обобщениям (в повести «Вий» с её помощью Гоголь воплощает мысль о власти искушений и слабости человеческой веры: ни стены церкви, ни магический круг, ни молитва не спасают Хому Брута от его же любопытства, и силы зла оказываются непобедимыми) или становится средством социальной сатиры (фрагмент статьи учебника о повести «Шинель»).

Особое внимание этой проблеме следует уделить в связи с двумя произведениями Н. В. Гоголя — пьесой «Ревизор» и поэмой «Мёртвые души». На первый взгляд создаётся впечатление, что в них нет ничего фантастического. Следует подчеркнуть, что учащиеся именно так и воспринимают эти гоголевские тексты, в которых видят зачастую лишь обличение чиновничества и крепостничества. Однако и в «Ревизоре», и в «Мёртвых душах» фантастика уходит в глубь текста: сама идея этих произведений — разоблачить мир мёртвых душ — выходит за рамки обыденной реальности, становится фантастической. Не случайно, размышляя об этих произведениях Гоголя, Ю. В. Манн называет фантастику в них «завуалированной», «неявной», «нефантастической» (Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. — М., 1996. — С. 54—121).

Завершая размышления над этой проблемой, учитель может наметить перспективу дальнейшей работы с классом: как воплощается эта скрытая фантастика в комедии «Ревизор» и какой цели она служит, нам предстоит выяснить в дальнейшем. Но для этого необходимо понять, какое значение Гоголь придавал театру.

2. Из статьи учебника учащиеся узнают о том, что Гоголь рассматривает театр как кафедру, с которой писатель может напрямую обратиться к людям, вовлечь всех в действие, превратить сцену в зеркало, в котором каждый, если вглядится, увидит себя. Причём задачу свою он воспринимает двояко: устремить человечество к идеалу и указать ему на его пороки. В строках из «Выбранных мест из переписки с друзьями» заключено гоголевское кредо: «Нельзя иначе устремить общество или даже всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

3. Историю создания и постановки комедии можно представить в оригинальной форме — своего рода театральной: письмо Гоголя Пушкину, отрывок из письма губернатора Бутурлина, фрагменты из мемуаров Каратыгина и Урусова можно выразительно прочитать по ролям. Это внесёт в учебную деятельность элемент театрализации и невольно настроит учащихся на дальнейшую работу с текстом пьесы.

III. Следующий этап урока
непосредственно предваряет
чтение текста пьесы.


Учитель и ученики обсуждают
особенности драмы как рода литературы:

1. Что нам известно о драматическом произведении?

2. В чём его отличие от произведений эпических и лирических?

Необходимый материал для ответов на вопросы ученики могут найти в учебнике.

IV. Чтение и анализ афиши и первого действия
комедии «Ревизор» на основе вопросов учебника.


Приступая к анализу текста комедии, учитель создаёт у учащихся установку на заинтересованное, активное участие в этой учебной деятельности.

Итак, сегодня для нас открывается занавес, и мы оказываемся в театре, который для нас создал Гоголь. Но мы с вами не зрители, а скорее режиссёры и актёры, которым важно разобраться в том, что же они будут представлять на сцене. Обратимся к словам Гоголя из «Авторской исповеди», которые дадут направление нашей работе и станут эпиграфом ко всем последующим урокам: «...до 36-го года я смеялся напрасно, так как смеялся над отдельными людьми. А потом понял, что Россия вся в пропасти».

Первое, на что мы обращаем внимание, когда открываем книгу, — на её название. Как вы можете истолковать название комедии Гоголя?

Конечно, пока не проанализирована пьеса, полный ответ, отражающий все грани смысла, вряд ли можно получить. Важнее на этом этапе другое: учащиеся должны зафиксировать своё внимание на том, что вопрос этот чрезвычайно важен и вся наша работа будет устремлена на то, чтобы найти на него ответ. Стоит напомнить учащимся, что символ всегда многозначен, а название комедии символично. Нельзя ограничиться в истолковании названия комедии только тем, что в основе её сюжета лежит ситуация «мнимого ревизора». Авторская позиция сложнее, и мы должны её разгадать.

Далее наше внимание привлекает эпиграф к комедии (вопрос 1). На какое восприятие изображённых событий и характеров настраивает нас этот эпиграф? К кому обращена эта пословица?

Конечно, первая мысль, которая возникает у учеников, — к героям пьесы, которые не желают в полной мере осознать свои пороки. Недаром городничий, оправдывая себя, заявляет: «Нет человека, который за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж самим Богом устроено...» Однако если мы вспомним, какую роль отводил Гоголь театру, то поймём, что эпиграф обращён и ко всем нам: пьеса становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются грехи не только героев пьесы, но и каждого, кто её читает и смотрит: писатель призывает вглядеться в жизнь вокруг нас и в нас самих...

Итак, театральная сцена — «зеркало», а пьеса — «ревизор»: такова обобщающая идея комедии. Но это нам ещё предстоит доказать.

По неписаным законам театра на первой читке пьесы режиссёр не требует от актёров вдумываться в рисунок каждой отдельной роли. Важнее понять основную интригу, осмыслить, что определяет развитие действия.

Несмотря на то что учащиеся к этому уроку прочитали первое действие комедии, осмыслить образы действующих лиц (а их немало!) они ещё, конечно, не смогли: цель комментированного чтения на этом уроке не отдельные персонажи, а движущая сила их поведения — СТРАХ.

Читая первое действие
(явления 1—3), находим множество тому подтверждений. Чем обусловлен такой панический страх чиновников? В каких формах он выражается?

Это и мистический страх городничего («...снились какие-то две необыкновенные крысы... Так уж, видно, судьба!»), и панические домыслы (п о ч т м е й с т е р: «Право, война с турками. Это всё француз гадит...»), и подозрения (г о р о д н и ч и й: «...я даже думаю, не было ли на меня какого-нибудь доноса»), и взаимные упрёки (г о р о д н и ч и й  с у д ь е: «Ну, а что из того, что вы берёте взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите»), и паника (г о р о д н и ч и й: «Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники!»), и неадекватные действия, выдающие крайнюю степень растерянности. Для подтверждения последнего Гоголь использует удивительной точности ремарку: городничий, впавший в крайнюю степень страха, «вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр».

Возникает вопрос: почему так часто герои, особенно городничий, поминают Бога? Что это, проявление веры? Ханжество (пояснить, записать в словарик)? Демагогия (пояснить, записать в словарик)? Желание оправдать себя, демонстрируя свою богобоязнь? Привычная болтовня?

Предлагаем учащимся выбрать ответ, который они считают наиболее точным, и обсуждаем их выбор.

Итак, страх — движущая сила поведения чиновников. Оно определяется первой фразой городничего, с которой начинается комедия: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Найдите в учебнике, как оценивал эту гоголевскую находку театральный режиссёр В. И. Немирович-Данченко.

Первая же реплика — и сюжет «завязан»: ясен конфликт, которому предстоит развернуться, и ясны импульсы, которые будут влиять на него.

Комментируя чтение 1-го действия,
учитель обращает внимание учащихся на два источника нарастающего как лавина беспокойства: это письмо от Андрея Ивановича Чмыхова с известием о предстоящей ревизии и принесённая запыхавшимися Бобчинским и Добчинским шокирующая новость о том, что в гостинице уже проживает «Он»: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же б быть, как не ему?»

Становится понятным, что СПЛЕТНЯ, которая, имея непременное свойство нагнетаться и обрастать подробностями, становится наряду со СТРАХОМ не менее важным «двигателем» сюжета.

Чтобы учащиеся, во-первых, настроились на самостоятельную интерпретацию текста, а во-вторых, зримо представили, о чём идёт беседа, можно предложить им просмотр и последующее сопоставление этих двух наиважнейших сцен комедии в воплощении разных режиссёров и актёров.

Учитель может предложить просмотр фрагментов из
следующих фильмов на своё усмотрение:


«Ревизор», 1952. Режиссёр В. Петров.
В ролях: Ю. Толубеев — городничий, М. Яншин — Земляника, Э. Гарин — почтмейстер Шпекин, И. Горбачёв — Хлестаков и др.

«Инкогнито из Петербурга», 1977. Режиссёр Л. Гайдай.
В ролях: А. Папанов — городничий, Н. Мордюкова — Анна Андреевна, жена городничего, С. Мигицко — Хлестаков, В. Невинный — Земляника, Л. Куравлёв — почтмейстер Шпекин, А. Ширвиндт — Гибнер, уездный врач, и др.

«Ревизор», телеспектакль, 1982. Режиссёр В. Плучек.
В ролях: А. Папанов — городничий, А. Миронов — Хлестаков, М. Державин — Бобчинский, А. Ширвиндт — Добчинский, Г. Менглет — Земляника и др.

«Ревизор», 1996. Режиссёр С. Газаров.
В ролях: Н. Михалков — городничий, А. Миронов — Хлестаков, М. Неёлова — Анна Андреевна и др.

Обсуждая предложенные эпизоды комедии в исполнении наших лучших актёров, учащиеся могут высказать свои критические замечания и предложить собственную трактовку происходящего на сцене. Главное, чтобы, сопоставляя видеофрагменты, они поняли, что драматический текст обладает большой содержательной ёмкостью и требует активного домысливания.

Проанализировав первую завязку конфликта, осознаём:
оригинальность комедии Гоголя заключается в том, что только после завязки конфликта разворачивается обширная экспозиция, позволяющая понять, чем же обусловлен такой панический страх.

Разобраться в этом — цель следующего урока.

V. Домашнее задание:

1) прочитать 2 действие комедии «Ревизор»;

2) по 1 и 2 действиям охарактеризовать содержание экспозиции в комедии;

3) ответить на вопросы 2, 3, 4, 5 учебника.

Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальное задание 1 учебника;
2) подготовить сообщение о русской провинции на основе справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: Урок 41. Изображение жизни уездного города >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика