Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
10 ЧАСОВ

8 класс[1]



Уроки 21–29. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».[2]


УРОК 30*
Урок внеклассного чтения
по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»

Задачи:
расширить круг чтения восьмиклассников; формировать первоначальные навыки анализа литературного произведения в контексте творчества писателя.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам; просмотр фрагментов кинофильма; сопоставление художественных интерпретаций повести.
Термины: повесть, повествователь, эпиграф, интерпретация.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя,

знакомство с историей создания повести «Пиковая дама», рассказ о прототипах образа старой графини.

Повесть «Пиковая дама» была написана в Болдине осенью 1833 года, то есть уже в тот период творчества Пушкина, который был связан с его работой над «Историей Пугачёва» и началом работы над «Капитанской дочкой».

В этой повести, как и в «Повестях Белкина» и цикле «маленьких трагедий», Пушкин обращается к необычной сюжетной ситуации, по-новому представляющей губительную силу страсти и роль случая в судьбе человека.

II. Анализ эпиграфов в повести «Пиковая дама»
могут направить следующие вопросы и задания:


1. Есть предположение, что эпиграф к первой главе принадлежит самому Пушкину. Как вы думаете, почему повести предпослан эпиграф, заимствованный из «гадательной книги», а сразу после него помещён эпиграф к первой главе, завершающийся весьма иронично: «Занимались они / Делом»?

2. Сопоставьте источники, из которых заимствованы эпиграфы к последующим главам повести. Почему в данном случае мы не находим ни одного «авторитетного» источника (отрывка из произведения известного философа, писателя)? Почему преобладают фрагменты «светских разговоров» и частной «переписки»?

III. Чтение и анализ фрагментов
повести «Пиковая дама»
можно провести по такому плану:


1. Какой ход событий в повести предсказали эпиграфы?

2. Что в самом начале повести напомнило вам о приёме иронии, который широко использовался Пушкиным в «Повестях Белкина»?

3. Какие детали в описании Германна особенно важны для характеристики этого образа? Как вы прокомментируете слова Томского о том, что у Германна «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»?

4. Что можно сказать о воле случая в судьбах главных героев повести?

IV. Просмотр и обсуждение кинофрагментов
(могут быть выбраны фрагменты кинофильмов:

«Пиковая дама», режиссёр Р. Тихомиров, 1960;
«Пиковая дама», режиссёр И. Масленников, 1982;
телеспектакля «Пиковая дама», режиссёр П. Фоменко, 1985).

На уроке могут также прозвучать фрагменты оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1890):
арии Германна «Прости, небесное созданье...» и «Что наша жизнь? Игра!».

V. Заключительное слово учителя
о поздней прозе А. С. Пушкина,

демонстрирующей мастерство сюжетосложения и стоящей у истоков русской реалистической прозы.

VI. Домашнее задание:
написать отзыв об одном из просмотренных кинофильмов или спектаклей, интерпретаций повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Следующие уроки: Урок 31. Анализ проблематики литературного произведения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика