Уроки 21–29. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
* Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».[2]
УРОК 30*
Урок внеклассного чтения
по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»
Задачи: расширить круг чтения восьмиклассников; формировать первоначальные навыки анализа литературного произведения в контексте творчества писателя.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам; просмотр
фрагментов кинофильма; сопоставление художественных интерпретаций повести.
Термины: повесть, повествователь, эпиграф, интерпретация.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя,
знакомство с историей создания повести «Пиковая дама», рассказ о прототипах образа старой графини.
Повесть «Пиковая дама» была написана в Болдине осенью 1833 года, то есть уже в тот период творчества Пушкина, который был связан с его работой
над «Историей Пугачёва» и началом работы над «Капитанской дочкой».
В этой повести, как и в «Повестях Белкина» и цикле «маленьких трагедий», Пушкин обращается к необычной сюжетной ситуации, по-новому представляющей губительную силу
страсти и роль случая в судьбе человека.
II. Анализ эпиграфов в повести «Пиковая дама»
могут направить следующие вопросы и задания:
1. Есть предположение, что эпиграф к первой главе принадлежит самому Пушкину. Как вы думаете, почему
повести предпослан эпиграф, заимствованный из «гадательной книги», а сразу после него помещён эпиграф
к первой главе, завершающийся весьма иронично: «Занимались они / Делом»?
2. Сопоставьте источники, из которых заимствованы эпиграфы к последующим главам повести. Почему в данном случае мы не находим ни одного «авторитетного»
источника (отрывка из произведения известного философа, писателя)? Почему преобладают фрагменты «светских
разговоров» и частной «переписки»?
III. Чтение и анализ фрагментов
повести «Пиковая дама»
можно провести по такому плану:
1. Какой ход событий в повести предсказали эпиграфы?
2. Что в самом начале повести напомнило вам о приёме иронии, который широко использовался Пушкиным в «Повестях Белкина»?
3. Какие детали в описании Германна особенно важны для характеристики этого образа? Как вы прокомментируете слова Томского о том, что у
Германна «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»?
4. Что можно сказать о воле случая в судьбах главных героев повести?
IV. Просмотр и обсуждение кинофрагментов
(могут быть выбраны фрагменты кинофильмов:
«Пиковая дама», режиссёр Р. Тихомиров, 1960;
«Пиковая дама», режиссёр И. Масленников, 1982;
телеспектакля «Пиковая дама», режиссёр П. Фоменко, 1985).
На уроке могут также прозвучать фрагменты оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1890):
арии Германна «Прости, небесное созданье...» и «Что наша жизнь? Игра!».
V. Заключительное слово учителя
о поздней прозе А. С. Пушкина,
демонстрирующей мастерство сюжетосложения и стоящей у истоков русской реалистической прозы.
VI. Домашнее задание:
написать отзыв об одном из просмотренных кинофильмов или спектаклей, интерпретаций повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
Следующие уроки: Урок 31. Анализ проблематики литературного произведения >>>
|