Сонет в русской поэзии
Литература
 
 Главная
 
Портрет И. Ф. Анненского
работы А. Н. Курбатова. ГЛМ[3]
 
В. Я. Брюсов.
Фото, 1910-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ФОРМА СОНЕТА
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


3 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 93. Сонет в зарубежной поэзии

Урок 94. Сонет в русской поэзии

* Урок 95. Выразительное чтение наизусть сонетов[2]


УРОК 94
Сонет в русской поэзии

Задачи:
обогатить представления учащихся о форме сонета на материале русской поэзии; познакомить с отдельными фактами биографии и творчества И. Ф. Анненского, В. Я. Брюсова.
Основные виды деятельности: рассказы о поэтах; чтение сонетов; беседа по вопросам учебника.
Термины: сонет, строфика, катрен, терцет.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
об истории русского сонета по примерному плану.


История русского сонета насчитывает уже два с половиной столетия. Первый сонет в России написан В. К. Тредиаковским. Это был перевод французского классического сонета Жака де Барро о раскаявшемся грешнике.

С тех пор сонет стал неотъемлемой частью русской поэзии. Сонеты писали А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Я. П. Полонский. В XX веке к жанру сонета обращались К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Вяч. И. Иванов, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилёв, И. Ф. Анненский, А. А. Ахматова и др.

Русский сонет вместил в себя разнообразные тематические мотивы:
признания в любви и дружбе, философские обобщения, пейзажную живопись, бытовые зарисовки, социально-политические декларации, элегические медитации, гражданские лозунги, портреты знаменитых творцов сонета, художников, музыкантов, государственных деятелей, юмор, сатиру.

За два с половиной века существования в русской поэзии сонета отмечают периоды взлётов и падения интереса к нему. Два главных пика приходятся на Золотой и Серебряный век русской поэзии.

Золотым веком русской поэзии в строгом смысле называют 20—30-е годы XIX века (время расцвета пушкинского гения и творчества поэтов его окружения). Серебряный век русской поэзии — это конец XIX века и первые два десятилетия XX века.

Самым виртуозным автором сонетов Серебряного века признан И. Ф. Анненский, о котором его ученик Н. С. Гумилёв скажет:

К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.

II. Проверка домашнего задания,
сообщения учащихся о жизни и творчестве И. Ф. Анненского.

III. Чтение и анализ сонета И. Ф. Анненского
«Третий мучительный сонет»

с использованием комментариев, вопросов и заданий учебника.

Учитель отмечает, что единственная непреходящая ценность для Анненского-поэта — это творчество. «Оно способно противостоять смерти, тревожным состояниям духа, жестокостям быта и безобразной действительности» (Фёдоров А. В. Иннокентий Анненский — лирик и драматург // Анненский И. Стихотворения и трагедии. — Л., 1990. — С. 35).

Можно познакомить учащихся с фрагментом письма И. Ф. Анненского к А. Бородиной, в котором описывается творческий процесс:
«...Как иногда тяжёл этот наплыв мыслей, настроений, желаний — эти минуты полного отождествления души с внешним миром...»

Л. Гинзбург так комментирует это признание:
«Поэт, носитель этого процесса, не выражает сам себя. Он не выше всех и не отъединён от всех; он — тот, кто „с призрачной страстностью готов жить решительно за всех“» (Гинзбург Л. О лирике. — Л., 1974. — С. 318).

В наброске 1903 г. «Что такое поэзия?» Анненский пишет:
«...Новая поэзия ищет точных символов для ощущений, то есть реального субстрата жизни, и для настроений, то есть той формы душевной жизни, которая более всего роднит людей между собой, входя в психологию толпы с таким же правом, как в индивидуальную психологию».

В письме к Е. Мухиной он называет поэта человеком, «который закрепляет своим именем невидную работу поколений и масс».

Подводя итоги аналитической работы,
следует указать на отличительное свойство поэтического дара И. Ф. Анненского — «естественность интонаций, которая простиралась столь далеко, что неловкость самовыражения от первого лица поэт стремился сгладить деликатной иронией, обращённой на себя самого. Надо ли говорить, какой безупречной техники владения стихом требовала такая позиция...» (Федотов О. И. Сонет серебряного века // Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX — начала XX века. — М., 1990. — С. 16).

«Образцом», «идеальной формой поэтического произведения вообще» считал сонет другой поэт Серебряного века — В. Я. Брюсов.

IV. Проверка домашнего задания,
сообщения учащихся о жизни и творчестве В. Я. Брюсова.

V. Чтение и анализ
сонета В. Я. Брюсова «Сонет к форме»

с использованием вопросов и заданий учебника, а также комментариев, которые могут быть дополнены.

Неизданный сборник «Juvenilia» («Юношеское», 1892—1894) открывался прологом, которому был предпослан эпиграф из книги французского поэта С. Малларме «Уклоны»:
«Обыденная речь имеет лишь практическое отношение к сущности вещей». Смысл фразы состоит в том, что литературный язык, в отличие от обыденной речи, должен стремиться к аллюзии (от лат. allusion — намёк на реальное литературное, историческое, политическое явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется), а не ограничиваться практическим наименованием предметов.

VI. Подведение итогов и обобщение.

Учащимся можно предложить установить, к какому типу сонета относятся прочитанные сонеты И. Ф. Анненского и В. Я. Брюсова.

VII. Домашнее задание:

выполнить одно из заданий:
задание 3 после статьи о Данте Алигьери, задание 3 после статьи о Ф. Петрарке, задание 4 после статьи о Ш. Бодлере.

Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальные задания 3 и 4 учебника;
2) подготовить выразительное чтение наизусть одного из сонетов зарубежных поэтов, выбрав наиболее удачный перевод, или одного из русских сонетов с обоснованием исполнительской задачи.

Учащимся можно рекомендовать обратиться к
памятке «Как подготовиться к выразительному чтению»
в книге Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей» (М., 1990. — С. 55):

1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение.
2. Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.

Следующие уроки: * Урок 95. Выразительное чтение наизусть сонетов >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Автор портрета – Антон Николаевич Курбатов (1865–?) – О своём прижизненном портрете И. Ф. Анненский с иронией высказался сам в экспромте:

К портрету Анненского работы Курбатова
Мундирный фрак и лавр артиста
Внести хотел он в свой девиз,
И в наказанье он повис
Немою жертвой трубочиста.
Источник: И. Анненский. Стихотворения и трагедии. – Л.: Советский писатель, 1990.

Созерцание собственного портрета в экспромте оборачивается переживанием нелепости внешнего облика, что стало следствием дисгармоничного в контексте жанрового задания желания, чтобы в официальном портрете сквозь черты чиновника (мундирный фрак) проступила внутренняя суть поэта (лавр артиста).
Об экспромте известно по письму Д. С. Усова к Е. Я. Архиппову (апрель 1925 г.), в котором отмечается, что это "неудачный официальный портрет", И. Ф. Анненский его "не любил и повесил в какой-то темный угол за печкой". Там же говорится о передаче его в ГЛМ вдовой В. И Анненского (Кривича). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика