Художественный мир литературного произведения
Литература
 
 Главная
 
 
ПРАКТИКУМЫ
в 8 классе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 
Урок 1

1 ЧАС

8 класс[1]



УРОК 1
Художественный мир
литературного произведения

Задачи:
ознакомить восьмиклассников с учебником, его основными разделами и рубриками; обобщить имеющиеся у учащихся представления о художественном мире литературного произведения и литературных жанрах.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями; анкетирование.
Термины: художественный образ, художественный вымысел, художественный мир, литературный род, литературный жанр.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о художественном мире литературного произведения и об основных задачах курса литературы в 8 классе:
читать и анализировать литературные произведения, находить в тексте необходимую информацию об особенностях художественного мира, образной системы, сюжета и композиции, давать устную и письменную характеристику художественных картин, изображённых в произведении, делать первые выводы об особенностях художественного мира литературного произведения (писателя).

II. Знакомство с учебником.
Представление обложки, форзацев, оглавления учебника. Внимание учащихся обращается на справочный аппарат учебника (комментарии, сноски, рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»).

III. Чтение вступительной статьи учебника
«Художественный мир литературного произведения»,

в которой особенно важно выделить ключевые моменты, связанные с особенностями художественного мира как вторичной, вымышленной реальности.

Восьмиклассникам предлагается вспомнить значения слова «мир» (этот материал был представлен в рубрике «Мир в слове» в учебнике для 5 класса под редакцией В. Ф. Чертова) и ответить на вопросы:

1. В каком значении (или в каких значениях) используется слово «мир» в выражении «художественный мир литературного произведения»?

2. Прокомментируйте слова М. Горького: «Толстой — это целый мир».

3. Как вы думаете, что имеют в виду литературные критики, литературоведы, когда говорят о «поэтической вселенной» А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, других поэтов?

IV. Беседа по вопросам 1—4 учебника,
которая проводится с целью закрепления материала вступительной статьи, может быть дополнена анкетированием или выполнением тестовых заданий.

Цель анкеты — не только выяснить, какие литературные произведения входят в круг чтения учащихся, что они предпочитают (в том числе и формы общения по поводу прочитанного), но и проверить знания по теории литературы (в частности, о литературных родах и жанрах).

Примеры заданий:

1. Какие литературные произведения вы предпочитаете:

а) построенные на изображении реальных событий;
б) уводящие в фантастический, нереальный мир?

2. Какой способ общения с художественным текстом вы чаще используете:
а) чтение книги;
б) чтение с экрана компьютера;
в) прослушивание аудиокниги?

3. Какая форма общения по поводу прочитанного более всего для вас предпочтительна:
а) обсуждение с одноклассниками на уроке;
б) обсуждение с одноклассниками вне урока;
в) обсуждение с родителями;
г) общение на форуме;
д) другие формы письменной фиксации впечатлений?

4. Назовите три самых запомнившихся вам литературных произведения из тех, что вы недавно прочитали (по собственному выбору или по школьной программе).

5. Укажите жанр приведённых ниже групп литературных произведений:
а) «Узник» А. С. Пушкина, «Фонтан» Ф. И. Тютчева, «Гроза идёт» Н. А. Заболоцкого;
б) «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Живёт такой парень» В. М. Шукшина;
в) «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Уроки французского» В. Г. Распутина.

6. Отметьте литературное произведение, которое не принадлежит к драматическому роду литературы:
а) «Ромео и Джульетта» У. Шекспира;
б) «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя;
в) «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
г) «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака.

Подвести итоги
можно на этом же уроке, создав группу по обработке материалов, которая представит количественные показатели, в том числе рейтинг наиболее запомнившихся учащимся художественных произведений.

При оценке результатов анкеты
и в последующей работе следует учесть, что восьмиклассники часто предпочитают не чтение, а прослушивание аудиокниг, что многие из них имеют опыт общения по поводу прочитанного на различных форумах.

Уточнения, касающиеся роли художественного вымысла в литературных произведениях, могут быть дополнены информацией о том, что существуют не только группы почитателей fiction (в переводе с английского языка — вымысел, художественная литература), но и поклонники так называемой «литературы non fiction». Школьники чаще всего посещают форумы, связанные с литературой fiction, участвуют в создании и обсуждении фанфиков (от английских слов fan — поклонник и fiction — вымысел, художественная литература) — литературных произведений, созданных на основе сюжетов, образов и мотивов уже существующих произведений (например, фанфики о Гарри Поттере, фанфики о Наруто и др.). Этот опыт общения стоит учесть при работе с художественным текстом, обсуждении вопроса о его интерпретации, при обращении к стилизациям, подражаниям, пародиям, а также при выборе образовательных технологий, соответствующих интересам учащихся. Определения рода и жанра литературного произведения требуют современные нормативные документы, посвящённые итоговому контролю по литературе.

Это одна из непростых для школьников задач, для решения которой необходим не только читательский опыт, но и сумма знаний по теории и истории литературы. Вполне возможно, что некоторые восьмиклассники не смогут определить жанр указанных выше лирических стихотворений, а к драматическим произведениям не отнесут комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» (иначе понимая значение слова «драматический»).

В 8—9 классах следует чаще использовать на уроках таблицы и схемы, помогающие систематизировать материал о литературных родах и жанрах, и помнить о том, что сведения по теории литературы являются лишь инструментом для постижения художественного мира литературного произведения, его идейно-эмоционального содержания, а также для квалифицированной его оценки.

V. Устные рассуждения,
посвящённые художественному миру произведений одного из литературных жанров (или жанровых разновидностей), можно провести в форме отчётов о выполнении групповых заданий.

Варианты групповых заданий:


1. Подготовьте устное рассуждение на одну из предложенных ниже тем:
а) Художественный мир новеллы — это ...
б) Художественный мир фантастической новеллы — это ...
в) Художественный мир баллады — это ...
г) Художественный мир немецкой баллады — это ...
д) Художественный мир рассказа — это ...
е) Художественный мир детективного рассказа — это ...

2. При подготовке устного рассуждения используйте материалы вступительной статьи. Не забудьте сказать об особенностях системы образов (людей, событий, природы, вещей, времени и пространства) в произведениях данного жанра (или жанровой разновидности).

3. Обязательно проиллюстрируйте своё рассуждение примерами.

VI. Подведение итогов урока,
возвращение к его теме и выводы о художественном мире литературного произведения как вторичной, вымышленной реальности.

VII. Домашнее задание:
прочитать статью «Древнерусская литература» в учебнике и выполнить устно задания 1, 2 после статьи.

Индивидуальное задание:
выполнить индивидуальное задание 1 после статьи «Художественный мир литературного произведения»
или задание 3 после статьи «Древнерусская литература» (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 2. «Житие Сергия Радонежского» >>>




ДРЕНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Художественный мир литературы Древней Руси, с которым вы уже отчасти знакомы, это мир русских летописей, сказаний и повестей об исторических событиях, жизнеописаний виднейших наших государственных и религиозных деятелей, почитаемых как святые.

Средневековая русская литература XI–XVII веков, особенно на этапе становления, была литературой преимущественно повествовательной. Она опиралась на документы, была связана с реальными событиями русской истории. Вспомните труд летописца, тщательно отбиравшего материалы для погодных записей и стремившегося к точности в изложении фактов, лишь изредка прибегавшего к художественным образам и картинам.

Древние писатели были сосредоточены на описании героических, благих деяний своих современников. Вот как об этом говорит летописец Пимен - персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»:

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за тёмные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Уже в самых древних воинских повестях, похвальных словах, поучениях и произведениях житийной литературы древнерусские писатели обращались к разнообразным средствам воздействия на читателя, его разум и чувства. Художественные картины, представленные в этих произведениях, не очень привычные для нашего восприятия, могут показаться слишком бедными, неяркими. Древние писатели только подходили к тем художественным открытиям, которые будут совершены в литературе Нового времени.

В произведениях литературы Древней Руси вы не найдёте, например, ярких портретных зарисовок и пейзажных описаний, подробной характеристики внутреннего мира человека, живых диалогов. Правда, в замечательном памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», знакомство с которым вам ещё предстоит, есть удивительные художественные описания, напоминающие нам о языке и ритме лирического стихотворения:

Долго ночь меркнет.
Заря свет уронила,
мгла поля покрыла.
Щёкот соловьиный уснул,
говор галок пробудился. Русичи великие поля червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.

Особый художественный мир представлен в произведениях житийной, агиографической (от греческих слов agios – святой и grafo – пишу) литературы, посвящённой жизни, деяниям святых и связанным с их именами чудесам. Жития показывали читателю образец нравственного и духовного совершенствования человека, проповедовали принципы христианского учения на конкретном примере жизни святого.

Вспомните содержание известного вам произведения житийной литературы «Повести о Петре и Февронии Муромских», в котором выдерживались требования житийного канона[2]:

– трёхчастное построение: авторское вступление, собственно житие и заключение;
– идеальный образ святого, воплощающего в себе все христианские добродетели; описание жизни святого, начиная с детства, рождения от благочестивых родителей;
– подчёркнутая исключительность героя, проявляющаяся в его отрешённости от мирских благ и радостей, интересе к чтению молитв;
– описание тяжёлых испытаний, преодолевая которые он приобщался к высоким духовным ценностям, служению Богу;
– похвала святому и повествование о посмертных чудесах, связанных с его именем;
– повествование от третьего лица с непременным обращением к цитатам из Священного Писания;
– торжественный стиль изложения.

Художественный мир жития – это мир реально существовавших героев, чьи жизненные испытания и благие деяния, чьё подвижничество сделали их святыми, как это произошло, например, с Петром и Февронией Муромскими. В этом мире обязательно торжествуют добро и справедливость. Это мир светлый, возвышающий душу, дающий силы, вселяющий надежду. В отличие от других жанров древнерусской литературы житие предполагает обращение не только к фактам реальной жизни, историческим событиям, но и к миру идеальному, неизведанному, загадочному. В этом мире всегда присутствует чудесное. Описание чудес, случившихся в жизни святого и после его смерти, непременная часть житийного повествования.

В этом году вы познакомитесь с фрагментами жития, посвящённого Сергию Радонежскому (в миру Варфоломей, 1314–1392) выдающемуся церковному деятелю ХІѴ века, основателю Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы, относящийся к первой половине ХѴ века. Его авторы ученик и последователь преподобного Сергия летописец Епифаний Премудрый и автор житийных повествований и похвальных слов Пахомий Серб (Логофет), последний период жизни которого тоже был связан с Троице-Сергиевой лаврой.

В 1925 году в Париже вышла книга «Преподобный Сергий Радонежский». Её автор – известный русский писатель Борис Константинович Зайцев (1881–1972), оказавшийся после революции 1917 года в эмиграции и обратившийся там к художественному исследованию русской духовности, её истоков и смысла на примере нравственного подвига одного из самых почитаемых русских святых. Перед вами фрагмент вступления к этой книге:

«...Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушёл одной из величайших слав России.

Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нём есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность – сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала другому.

Сергий жил во времена монгольского нашествия. <...> Отшельник, он спокойно, как всё делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России.

... Все, кто бывали в Лавре, поклоняясь мощам Преподобного, всегда ощущали образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости, покоящийся здесь. Жизнь „бесталанна“ без героя. Героический дух Средневековья, породивший столько святости, дал здесь блистательное своё проявление».

Вопросы и задания

1. Публичное выступление. Подготовьте сообщение об агиографической литературе, используя справочную литературу и источники в Интернете. Каким святым посвящены наиболее известные житийные произведения, созданные средневековыми западноевропейскими и русскими писателями? Расскажите об одном из них, используя высокий стиль житийной литературы.

2. Как вы объясните смысл высказывания писателя Б. К. Зайцева: «Жизнь „бесталанна" без героя»? Для уточнения значения слова «талан» воспользуйтесь толковым словарём.

3. Публичное выступление. Подберите материалы о жизни и творчестве Б. К. Зайцева, фрагменты его произведений, посвящённых теме Святой Руси. Почему живший в эмиграции писатель обратился к этой теме? Расскажите о его поездках по святым местам, используя цитаты из книг «Афон» (1928) и «Валаам» (1936).

(вернуться)


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. (вернуться)

2. Канон – правило, обязательная норма, образец. (вернуться)

 
Крамской И. Н. Христос в пустыне. 1872.
Холст, масло. 180 × 210 см. Государственная Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика