Житие Сергия Радонежского
Литература
 
 Главная
 
 
 
 
 
 
 
 
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

1 ЧАС

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 2. «Житие Сергия Радонежского»

* Урок 3. Художественный мир житийной литературы[2]


УРОК 2
«Житие
Сергия Радонежского»

Задачи:
расширить представления учащихся о специфике древнерусской литературы и житийном жанре; познакомить с фрагментами «Жития Сергия Радонежского»; показать особенности художественного мира литературного произведения на примере жития.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов жития; отчёты о выполнении индивидуальных заданий; работа с комментариями к тексту жития; беседа по вопросам учебника; работа с таблицей; записи в тетрадях; работа с иллюстрациями.
Термины: древнерусская литература, агиографическая литература, житие, художественный мир, художественный образ.

Этапы урока

I. Отчёты учащихся
о выполнении домашнего задания, в том числе индивидуальных заданий:


1. Закрепление материала вступительной статьи «Художественный мир литературного произведения»
(определение понятия «художественный мир литературного произведения», сообщения об отдельных литературных жанрах).

Здесь же можно подвести итоги анкетирования или выполнения тестовых заданий (если это не было сделано на предыдущем уроке).

2. Сообщения об агиографической литературе
(с чтением и пересказом фрагментов житийных повествований).

3. Комментарий учащихся к словам Б. К. Зайцева:
«Жизнь „бесталанна“ без героя».

4. Сообщения о биографии и творчестве Б. К. Зайцева.

II. Вступительное слово учителя
о древнерусской литературе и об известных восьмиклассникам жанрах: летописях, поучениях и житиях.

III. Начало работы над таблицей
«Художественный мир произведений древнерусской литературы»

ТАБЛИЦА
Художественный мир произведений
древнерусской литературы
Виды образов
Примеры
Цитаты
Люди
Русские князья
Дружинники
Монахи
События
Военные походы
Охота
Беседы с близкими людьми
Речи
Природа (живая и неживая)
Лес
Степь
Сокол
Конь
Вещи
Воинское снаряжение
Книги
Перо
Время
Историческое время (время правления князя ...)
Календарное время (русская зима)
Время молитвы
Военное время
Пространство (открытое и закрытое)
Княжеский дворец
Храм
Келья
Степной простор


Таблица заполняется на уроке при помощи учителя:
столбец 1-й — на основе определения понятия «художественный мир литературного произведения» (во вступительной статье учебника),
столбец 2-й (частично) — после небольшой беседы о знакомых восьмиклассникам произведениях литературы Древней Руси (фрагменты русских летописей и «Поучения» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»).
Столбец 3-й учащиеся заполняют самостоятельно к следующему уроку, используя тексты ранее прочитанных произведений и «Жития Сергия Радонежского».

IV. Чтение и анализ фрагментов
«Жития Сергия Радонежского»

с использованием комментариев к тексту и вопросов и заданий 1—3 и 5—8 учебника.

Помещённые в учебнике фрагменты читаются полностью, с попутным объяснением незнакомых учащимся слов и словосочетаний.

Дополнительные задания для уточнения
понимания прочитанного текста:


— подберите родственные слова к возгласу священника «Вонмем» (церк.-слав. «будем внимательны»), призывающего верующих к внимательному восприятию предстоящего богослужения («внимать», «внять»);

— проанализируйте состав слова «черноризец» и определите его значение («чёрная риза»);

— объясните значения словосочетаний «стезю избрал» и «блаженный юноша», используя родственные словосочетания;

— обратите внимание на то, что в тексте жития широко используются слова, которые в словарях имеют пометки «высок.», «устар.» или «поэтич.», и выпишите примеры таких слов.

Комментарии к тексту «Жития Сергия Радонежского»
могут быть дополнены информацией о том, чем дорога нам память о святом Сергии:

— Сергий обосновался в пустыни на берегу реки Кончуры, где построил около 1335 года небольшую деревянную церковь Святой Троицы, а затем обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь (ныне Троице-Сергиева лавра).

— Он основал сам (или при помощи своих учеников) ещё несколько монастырей.

— Сергий благословил на участие и предрёк победу князя Дмитрия Донского в Куликовской битве (1380), отпустил с ним в поход двух своих иноков — Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

— В пору Смуты XVII века он трижды являлся нижегородскому мещанину Козьме Минину и призывал его к спасению Отечества.

Далее должны прозвучать слова известного русского историка В. О. Ключевского:

«Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее. Он вышел из нас — был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна».

Начало этого высказывания учащиеся будут использовать при выполнении индивидуального задания 5 к следующему уроку.

V. Знакомство учащихся
с репродукциями картин М. В. Нестерова
и историей их создания.


На этом уроке восьмиклассникам можно предложить несколько фактов из биографии художника, связанных с созданием картин, посвящённых Сергию Радонежскому:

Картина «Видение отроку Варфоломею» сделала имя молодого художника из Уфы известным, была замечена знаменитым московским коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым и приобретена им для галереи (ныне Третьяковская галерея).

— Эскизы к этой картине художник писал с натуры, поселившись в деревне Комякино, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, где он часто бывал.

— B церкви, построенной по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова в знаменитом имении Абрамцево, на Нестерова произвела неизгладимое впечатление икона Святого Сергия, написанная Васнецовым.

— Святого Сергия Радонежского Нестеров называл «лучшим человеком древних лет Руси».

— В основу картины «Юность преподобного Сергия» художник положил тот фрагмент из жития, который повествует о пустынножительстве преподобного Сергия.

— Одной из самых значительных работ Нестерова, посвящённых Сергию Радонежскому, стал триптих «Труды преподобного Сергия». Сам художник отмечал, что эта его работа страдает внешней иллюстративностью.

Важно провести предварительный обмен впечатлениями от произведений М. В. Нестерова, посвящённых Сергию Радонежскому и представленных (лучше — на слайдах) в контексте творчества художника, одной из основных тем которого была Святая Русь.

Восьмиклассникам уже знакома картина «На Руси (Душа народа)», на которой можно увидеть и фигуры знаменитых русских писателей — Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

На уроке следует обратиться и к другим полотнам Нестерова, демонстрирующим особенности его художественного мира («Святая Русь», «Под благовест», «Пустынник», «Молчание» и др.). Здесь уместно рассмотрение репродукций картин именно в этом аспекте, потому что художественный мир Нестерова самым тесным образом связан с традицией и художественным миром древнерусской литературы. Учащиеся легко отметят повторяющиеся образы: русская природа, храмы, русские князья, святые, странники, образ Иисуса Христа.

Это только начало работы с иллюстрациями, которая будет продолжена учащимися дома и на следующих уроках, при выполнении индивидуальных заданий и написании творческих работ.

VI. Записи в тетрадях «Художественный мир
„Жития Сергия Радонежского“» по плану:


1. Люди (идеальный образ святого, образ Христа, образ ангела, родители и братья, священнослужители, святой старец, обычные прихожане).

2. События (рождение от благочестивых родителей, чудесные знамения, смерть родителей, уход из родительского дома, чтение молитв, испытания, подвиги).

3. Природа (лес, пустынное место, река, поле, лошади, дуб, медведь).

4. Вещи, предметы (молитвенник, мошна, просфора).

5. Время (мирное время, военное время, время молитвы, время работы).

6. Пространство закрытое (родительский дом, церковь, монастырь, хижина, келья) и открытое (лес, поле, пустынное место).

Эту работу могут направить вопросы учителя,
подсказывающие направления поиска, например:

1. Какие образы людей обязательно должны быть представлены в житии?

2. Какие события здесь описываются?

3. Какую роль в житии играют описания природы?

4. Какие предметы можно назвать непременным атрибутом житийного жанра?

5. Что можно сказать об изображении времени (календарного и исторического) и пространства (открытого и закрытого) в житии?

VII. Домашнее задание:

1) прочитать фрагменты «Жития Сергия Радонежского»: «Об изгнании бесов молитвами святого», «О посещении святого Богоматерью», «О кончине святого»;
2) завершить работу над таблицей «Художественный мир произведений древнерусской литературы», дополнив её примерами из прочитанных фрагментов «Жития Сергия Радонежского».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 3, 4, 5 (по выбору учащихся).

Следующие уроки: * Урок 3. Художественный мир житийной литературы >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 классс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Нестеров В. М. Видение отроку Варфоломею. 1889—1890.
160 × 211. Холст, масло. Третьяковская галерея
 
Нестеров В. М. На Руси (Душа народа). 1914–1916 г.
204.5 х 481. Холст, масло. Третьяковская галерея, Зал 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика