Пародии Козьмы Пруткова
Литература
 
 Главная
 
Козьма Прутков.
Портрет Л. М. Жемчужникова, А. Е. Бейдемана и Л. Ф. Лагорио (1853 или 1854)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
В ЗЕРКАЛЕ ПАРОДИИ
 
3 ЧАСА

КОЗЬМА ПРУТКОВ
(1803 – 1863)


Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 96. Пародии Козьмы Пруткова.

* Урок 97. Лирическая поэзия в зеркале пародии.[2]

Урок 98. Пародии А. П. Чехова.


УРОК 96
Пародии Козьмы Пруткова

Задачи:
обобщить представления учащихся о пародии; познакомить их с удивительным художественным миром Козьмы Пруткова.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение пародий; обмен впечатлениями.
Термины: пародия, сатира.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о жанре пародии,

а также о разновидностях пародии (на материале статьи учебника).

II. Рассказ учителя о Козьме Пруткове,
его необычной истории

на основе материалов учебника и с элементами беседы:

1. Что вам уже известно о Козьме Пруткове?

2. Какие его афоризмы вам знакомы?

3. Как вы можете объяснить причину необычайной популярности афоризмов Козьмы Пруткова?

III. Чтение пародий Козьмы Пруткова
поможет вхождению учащихся в необычный художественный мир, отчасти уже знакомый им (например, по известным афоризмам, приведённым в учебнике).

IV. Чтение и анализ
пародий Козьмы Пруткова
«Помещик и садовник», «Путник», «Осень»

с использованием вопросов и заданий учебника.

Не следует стремиться к детальному сопоставительному анализу самой пародии и текста пародируемого произведения. Лучше прочитать как можно больше пародий Козьмы Пруткова на разные литературные жанры, признаки которых знакомы учащимся (басня, баллада, лирическое стихотворение).

Дополнительно для чтения можно рекомендовать пародии «Юнкер Шмидт», «Эпиграмма № 1», «Чиновник и курица», «Немецкая баллада», «Современная русская песнь».

V. Заключительное слово учителя
о художественном мире пародий Козьмы Пруткова может быть дополнено чтением стихотворения «Мой портрет», а также фрагментов «Краткого некролога», опубликованного в журнале «Современник» в № 4 за 1863 год.

VI. Домашнее задание:

1) познакомиться с биографией Д. Д. Минаева;

2) прочитать пародии Д. Д. Минаева «Поэт понимает, как плачут цветы...», «На борзом коне воевода скакал...» и др.

Индивидуальные задания:
1) подготовить сообщение «Лирическая поэзия А. А. Фета (или другого поэта) в зеркале пародии»;
2) познакомить одноклассников с собственным опытом создания пародии на известное литературное произведение.

Следующие уроки: * Урок 97. Лирическая поэзия в зеркале пародии >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поэт
Козьма Прутков с сыном.
Карикатура Н. А. Степанова.
«Искра», 1860, № 43, с. 461.
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика