Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Урок 18. Образы Лизы и Эраста.
Урок 19. Авторская позиция и способы её воплощения в повести.
* Урок 20. Письменная работа о персонажах и проблематике повести.[2]
УРОК 18
Образы Лизы и Эраста
Задачи: раскрыть сущность многоплановых характеров и определить приёмы их создания в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», продемонстрировать
психологизм повести; выявить основной конфликт, показать нравственную глубину и универсальность сюжета «Бедной Лизы».
Основные виды деятельности: комментированное чтение; беседа; устное словесное рисование; составление таблицы; письменная работа;
дискуссия.
Термины: сентиментализм, конфликт, пейзаж, деталь, портрет, фольклорные элементы, финал произведения.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся отвечают на вопросы 1 и 2 к статье учебника, высказывают свои суждения о личности Н. М. Карамзина,
используя планы, составленные на предыдущем уроке, комментируют высказывание Ю. И. Айхенвальда, рассказывают о круге общения писателя,
опираясь на дополнительные источники.
Руководящая роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы создать позитивный настрой на беседу
о новаторском произведении Н. М. Карамзина — повести «Бедная Лиза».
II. Во вступительном слове
учитель сообщает основную тему урока — анализ образов Лизы и Эраста и уже на этом вводном этапе использует приём
устного словесного рисования, стимулируя воспроизводящее и творческое воображение учащихся:
повесть Карамзина волновала сердца читателей из самых разных сословий, своей поэтичностью она вдохновляла поэтов и художников.
Один из залов Третьяковской галереи украшает изумительная картина Ореста Кипренского, которая так и называется —
«Бедная Лиза», как будто героиня Карамзина
была для знаменитого портретиста реальным лицом.
Демонстрируя репродукцию работы живописца, учитель обращается к ученикам с вопросом, так ли они представляют себе юную Лизу, и предлагает им
описать портреты героини и героя повести.
Ученик, выполнявший индивидуальное задание 3, сообщает классу, что имена главных персонажей означают следующее:
Елизавета (др.-евр.) — Божья клятва, обет Богу;
Эраст (греч.) — любимый.
Эти сведения позволяют учителю поставить ключевые вопросы урока,
выводящие класс на проблему характеров героев и направляющие беседу:
Случаен ли выбор имён?
Являются ли они «говорящими»?
Соответствуют ли героям повести?
III. Комментированное чтение и анализ
повести «Бедная Лиза»
основывается на вопросах 1, 3, 4, 5, 7, индивидуальных заданиях 1, 3, 4.
Дополнительные вопросы
способствуют последовательному и детальному анализу текста:
— Почему повествование о трагической любви Карамзин начинает с пейзажа?
(Автор погружает нас в атмосферу русской жизни, создает настроение печали, а главное, с помощью пейзажа он обозначает
суть конфликта повести — конфликта между естественными, истинными ценностями, которые связаны с «пастушеской» жизнью
на природе, и мнимыми ценностями цивилизации, которые здесь символизирует «ужасная громада домов и церквей» Москвы.)
— Какие детали в описании первой встречи героев кажутся символическими?
Образ Эраста сразу же соотносится с деньгами, то есть с материальными, ложными ценностями, образ Лизы — с ландышами.
— Какую смысловую нагрузку несёт эта деталь?
(Как и эти цветы, Лиза — часть природы; её любовь к Эрасту так же естественна, как и появление ландышей весной. Позже
подобную мысль изумительно выразит А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин»:
Пора пришла; она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.)
— Почему прохожие, наблюдая первую встречу Эраста и Лизы, «коварно усмехались»?
— Осознаёт ли Лиза, что её подстерегает беда, что она, возможно, совершает ошибку?
(Конечно, она с грустью сожалеет, что её возлюбленный не «рождён был простым крестьянином», но в то же время безоговорочно верит Эрасту: любовь
оказывается сильнее сомнений, однако после грехопадения её дурные предчувствия усиливаются: «Ах, Эраст! Уверь меня, что мы будем по-прежнему счастливы!»)
— Каковы побудительные причины увлечения Эраста прелестной крестьянкой? Можем ли мы назвать чувства героя противоречивыми?
Важно, чтобы ответ на этот вопрос не оказался однозначным: Карамзин впервые в русской литературе создаёт многоплановый характер, исследует
сложные мотивы поведения человека.
— Какое качество характера Эраста сыграло роковую роль?
(Этот вопрос также выводит нас на проблему многозначности характера и мотивов поведения героя: то ли это «довольно живое
воображение», которое позволяет герою заниматься самообманом, то ли склонность к компромиссу: «Натура призывает
меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет».)
Читая и комментируя повесть, необходимо продемонстрировать, что Карамзин показывает чувства героев в эволюции, в динамике.
— Как развиваются чувства героев? Какую роль играет пейзаж в изображении внутреннего состояния Лизы?
Какая картина природы соответствует кульминации отношений влюблённых? Является ли она символичной?
(Учитывая, что символ всегда многозначен, буря, гроза в момент Лизиного грехопадения — это и воплощение всепоглощающей силы чувств, и знак судьбы,
угрозы, разрушительности страсти.)
— Знал ли Эраст, что пылкие отношения с Лизой завершатся охлаждением с его стороны, а для Лизы обернутся бедой? Какие качества его характера проявились
в его поведении по отношению к целиком доверившейся ему девушке?
— Чем отличается любовь Лизы от влюблённости Эраста? Какую роль в характеристике героини играют фольклорные элементы, включённые в её речь? Почему её
переживания и поступки постоянно соотносятся автором с природой?
— Какое значение в повести имеет образ матери?
В итоге работы над этими вопросами мы приходим к выводу, что Лиза — часть того мира, который можно назвать естественным, неотделимым от «натуры»;
так же как её мать, она любит безоговорочно, преданно: «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где
нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь».
— Если представить всё происходящее в повести как спектакль, то героиня появляется на сцене с букетом ландышей в руках, а покидает её с положенными
в её карман, помимо её воли, ста рублями и с единственным желанием умереть (индивидуальное задание 4). Что побуждает Лизу к самоубийству?
(Предательство, крушение любви и, что очень важно, чувство собственного достоинства. Позже героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерина, оказавшаяся
в сходной ситуации, с горечью скажет: «Всё равно, что смерть придёт, что сама... а жить нельзя! Грех!» Вслед за Карамзиным драматург пересмотрит категорию
греха самоубийства: не умирать — грех, а жить предательством, без любви, без надежды, без верности — грех. Стоит, однако,
подчеркнуть, что учитель, на наш взгляд, должен осторожно прокомментировать в подростковой аудитории проблему суицида и
объяснить, что в литературном произведении автор зачастую сгущает краски для большей убедительности.)
— Повесть, однако, не заканчивается самоубийством Лизы: умирает её мать, потрясённая поступком дочери, а Эраст обречён до конца жизни испытывать чувство вины
(«почитал себя убийцею»). Как это характеризует его? Достоин ли он сострадания?
Необходимо дать ученикам возможность высказаться о том, как они оценивают финал повести, оправдывают ли героев, сочувствуют ли им.
Завершая дискуссию по этим вопросам,
учитель завершает работу над текстом повести на данном уроке выводами о том, что Карамзин открыл читающей публике шокирующую для глухих времён
крепостничества истину: «...и крестьянки любить умеют».
Более того, он убедительно показал, что эти «низшие», с точки зрения многих, обладают чувством собственного достоинства и по своим человеческим
качествам оказываются выше представителей избранной касты.
IV. Работа над таблицей
«Характеры Лизы и Эраста».
Категория характера является сложной для восьмиклассников, поэтому учитель предлагает
им по ходу урока заполнить таблицу, которая позволит зримо доказать, что Карамзин разрабатывает многогранные образы, предвосхищая открытия реализма.
ТАБЛИЦА
«Характеры Лизы и Эраста» |
Лиза |
Эраст |
Трудолюбие, чувство собственного достоинства, поэтичность,
чувствительность, воображение, ум, преданность, самоотверженность, чувство долга (или чувство ответственности по отношению к матери), доверчивость
|
Воображение, мечтательность, влюбчивость, праздность, склонность к
самообману и компромиссу, безответственность, эгоистичность, меркантильность, способность испытывать чувство вины |
Обобщение: сильный, цельный характер |
Обобщение: слабый, противоречивый характер |
|