Образы Лизы и Эраста в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. М. Карамзина
работы неизв. художника. Нач. 1780-х гг.
 
 
О. А. Кипренский. Бедная Лиза.
1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
(1766 – 1826)


«БЕДНАЯ ЛИЗА»
4 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Урок 18. Образы Лизы и Эраста.

Урок 19. Авторская позиция и способы её воплощения в повести.

* Урок 20. Письменная работа о персонажах и проблематике повести.[2]


УРОК 18
Образы Лизы и Эраста

Задачи:
раскрыть сущность многоплановых характеров и определить приёмы их создания в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», продемонстрировать психологизм повести; выявить основной конфликт, показать нравственную глубину и универсальность сюжета «Бедной Лизы».
Основные виды деятельности: комментированное чтение; беседа; устное словесное рисование; составление таблицы; письменная работа; дискуссия.
Термины: сентиментализм, конфликт, пейзаж, деталь, портрет, фольклорные элементы, финал произведения.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания.


Учащиеся отвечают на вопросы 1 и 2 к статье учебника, высказывают свои суждения о личности Н. М. Карамзина, используя планы, составленные на предыдущем уроке, комментируют высказывание Ю. И. Айхенвальда, рассказывают о круге общения писателя, опираясь на дополнительные источники.

Руководящая роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы создать позитивный настрой на беседу о новаторском произведении Н. М. Карамзина — повести «Бедная Лиза».

II. Во вступительном слове
учитель сообщает основную тему урока — анализ образов Лизы и Эраста и уже на этом вводном этапе использует приём устного словесного рисования, стимулируя воспроизводящее и творческое воображение учащихся: повесть Карамзина волновала сердца читателей из самых разных сословий, своей поэтичностью она вдохновляла поэтов и художников.

Один из залов Третьяковской галереи украшает изумительная картина Ореста Кипренского, которая так и называется — «Бедная Лиза», как будто героиня Карамзина была для знаменитого портретиста реальным лицом.

Демонстрируя репродукцию работы живописца, учитель обращается к ученикам с вопросом, так ли они представляют себе юную Лизу, и предлагает им описать портреты героини и героя повести.

Ученик, выполнявший индивидуальное задание 3, сообщает классу, что имена главных персонажей означают следующее:

Елизавета (др.-евр.) — Божья клятва, обет Богу;
Эраст (греч.) — любимый.

Эти сведения позволяют учителю поставить ключевые вопросы урока,
выводящие класс на проблему характеров героев и направляющие беседу:

Случаен ли выбор имён?

Являются ли они «говорящими»?

Соответствуют ли героям повести?

III. Комментированное чтение и анализ
повести «Бедная Лиза»

основывается на вопросах 1, 3, 4, 5, 7, индивидуальных заданиях 1, 3, 4.

Дополнительные вопросы
способствуют последовательному и детальному анализу текста:

— Почему повествование о трагической любви Карамзин начинает с пейзажа?
(Автор погружает нас в атмосферу русской жизни, создает настроение печали, а главное, с помощью пейзажа он обозначает суть конфликта повести — конфликта между естественными, истинными ценностями, которые связаны с «пастушеской» жизнью на природе, и мнимыми ценностями цивилизации, которые здесь символизирует «ужасная громада домов и церквей» Москвы.)

— Какие детали в описании первой встречи героев кажутся символическими?
Образ Эраста сразу же соотносится с деньгами, то есть с материальными, ложными ценностями, образ Лизы — с ландышами.

— Какую смысловую нагрузку несёт эта деталь?
(Как и эти цветы, Лиза — часть природы; её любовь к Эрасту так же естественна, как и появление ландышей весной. Позже подобную мысль изумительно выразит А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин»:

Пора пришла; она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.)

— Почему прохожие, наблюдая первую встречу Эраста и Лизы, «коварно усмехались»?

— Осознаёт ли Лиза, что её подстерегает беда, что она, возможно, совершает ошибку?
(Конечно, она с грустью сожалеет, что её возлюбленный не «рождён был простым крестьянином», но в то же время безоговорочно верит Эрасту: любовь оказывается сильнее сомнений, однако после грехопадения её дурные предчувствия усиливаются: «Ах, Эраст! Уверь меня, что мы будем по-прежнему счастливы!»)

— Каковы побудительные причины увлечения Эраста прелестной крестьянкой? Можем ли мы назвать чувства героя противоречивыми?
Важно, чтобы ответ на этот вопрос не оказался однозначным: Карамзин впервые в русской литературе создаёт многоплановый характер, исследует сложные мотивы поведения человека.

— Какое качество характера Эраста сыграло роковую роль?
(Этот вопрос также выводит нас на проблему многозначности характера и мотивов поведения героя: то ли это «довольно живое воображение», которое позволяет герою заниматься самообманом, то ли склонность к компромиссу: «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет».)

Читая и комментируя повесть, необходимо продемонстрировать, что Карамзин показывает чувства героев в эволюции, в динамике.

— Как развиваются чувства героев? Какую роль играет пейзаж в изображении внутреннего состояния Лизы? Какая картина природы соответствует кульминации отношений влюблённых? Является ли она символичной?
(Учитывая, что символ всегда многозначен, буря, гроза в момент Лизиного грехопадения — это и воплощение всепоглощающей силы чувств, и знак судьбы, угрозы, разрушительности страсти.)

— Знал ли Эраст, что пылкие отношения с Лизой завершатся охлаждением с его стороны, а для Лизы обернутся бедой? Какие качества его характера проявились в его поведении по отношению к целиком доверившейся ему девушке?

— Чем отличается любовь Лизы от влюблённости Эраста? Какую роль в характеристике героини играют фольклорные элементы, включённые в её речь? Почему её переживания и поступки постоянно соотносятся автором с природой?

— Какое значение в повести имеет образ матери?

В итоге работы над этими вопросами мы приходим к выводу, что Лиза — часть того мира, который можно назвать естественным, неотделимым от «натуры»; так же как её мать, она любит безоговорочно, преданно: «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь».

— Если представить всё происходящее в повести как спектакль, то героиня появляется на сцене с букетом ландышей в руках, а покидает её с положенными в её карман, помимо её воли, ста рублями и с единственным желанием умереть (индивидуальное задание 4). Что побуждает Лизу к самоубийству?
(Предательство, крушение любви и, что очень важно, чувство собственного достоинства. Позже героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерина, оказавшаяся в сходной ситуации, с горечью скажет: «Всё равно, что смерть придёт, что сама... а жить нельзя! Грех!» Вслед за Карамзиным драматург пересмотрит категорию греха самоубийства: не умирать — грех, а жить предательством, без любви, без надежды, без верности — грех. Стоит, однако, подчеркнуть, что учитель, на наш взгляд, должен осторожно прокомментировать в подростковой аудитории проблему суицида и объяснить, что в литературном произведении автор зачастую сгущает краски для большей убедительности.)

— Повесть, однако, не заканчивается самоубийством Лизы: умирает её мать, потрясённая поступком дочери, а Эраст обречён до конца жизни испытывать чувство вины («почитал себя убийцею»). Как это характеризует его? Достоин ли он сострадания?

Необходимо дать ученикам возможность высказаться о том, как они оценивают финал повести, оправдывают ли героев, сочувствуют ли им.

Завершая дискуссию по этим вопросам,
учитель завершает работу над текстом повести на данном уроке выводами о том, что Карамзин открыл читающей публике шокирующую для глухих времён крепостничества истину: «...и крестьянки любить умеют».

Более того, он убедительно показал, что эти «низшие», с точки зрения многих, обладают чувством собственного достоинства и по своим человеческим качествам оказываются выше представителей избранной касты.

IV. Работа над таблицей
«Характеры Лизы и Эраста».


Категория характера является сложной для восьмиклассников, поэтому учитель предлагает им по ходу урока заполнить таблицу, которая позволит зримо доказать, что Карамзин разрабатывает многогранные образы, предвосхищая открытия реализма.
ТАБЛИЦА
«Характеры Лизы и Эраста»
Лиза
Эраст
Трудолюбие, чувство собственного достоинства, поэтичность, чувствительность, воображение, ум, преданность, самоотверженность, чувство долга (или чувство ответственности по отношению к матери), доверчивость
Воображение, мечтательность, влюбчивость, праздность, склонность к самообману и компромиссу, безответственность, эгоистичность, меркантильность, способность испытывать чувство вины
Обобщение: сильный, цельный характер
Обобщение: слабый, противоречивый характер

Работая над таблицей, учащиеся вносят в словарики новые слова: «компромисс», «меркантильность» и т. п.

V. Подведение итогов урока,
подготовка к письменной работе.


Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос, поставленный в начале урока: Почему Н. М. Карамзин выбирает для своих героев имена Лиза и Эраст?
(Приём «говорящих» имён использовали классицисты, однако у них имя становилось обозначением одного — и чаще всего единственного — свойства натуры героя. Карамзин же расширяет возможности этого приёма. Значение имени Эраст — «любимый» — в контексте повести указывает на его эгоизм: он позволяет себя любить, сам же способен лишь на поверхностное, быстротечное увлечение. Выбирая имя для героини — «Божья клятва», «обет Богу», Карамзин полемизирует с церковным пониманием категории греха: писатель оправдывает чувство Лизы, считая его естественным, глубоким, самоотверженным и чистым.)

VI. Домашнее задание:

1) подготовить ответ на вопрос: «Каковы причины трагедии бедной Лизы?»;

2) письменно выполнить задание 8 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 5, 6 (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 19. Авторская позиция и способы её воплощения в повести >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика