Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Литература
 
 Главная
 
А. Т. Твардовский.
Фото, 1936 г.
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
(1910 – 1971)


«ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»
3 ЧАСА

8 класс[1]


Урок 73. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Урок 74. Образ русского солдата в поэме.

* Урок 75. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы.[2]


УРОК 73
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Задачи:
познакомить восьмиклассников с отдельными фактами биографии и творчества А. Т. Твардовского; подготовить их к восприятию и анализу произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; рассказ о поэте; чтение фрагментов поэмы; ответы на вопросы учебника.
Термины: поэма, герой, лиро-эпическое произведение.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

об А. Т. Твардовском важно дополнить чтением и обсуждением фрагментов его статей и выступлений.

Слово учителя может сопровождаться демонстрацией фотографий писателя, иллюстраций к произведениям, пейзажей смоленской земли.

Нужно иметь в виду, что изучение творчества А. Т. Твардовского предполагается в 11 классе, где предлагается знакомство с лирикой поэта.

II. Представление учащимся
стихотворений поэта, посвящённых
событиям военного времени:

«Я убит подо Ржевом...» и др.

Важнейшей темой лирики Твардовского стала тема войны. «В тот день, когда окончилась война», наступило время подведения итогов, размышлений о павших и живых, о связи поколений. Тема войны, соединившись с чувством вины и нравственного долга перед погибшими, стала не дающей покоя «жестокой памятью».

«Я убит подо Ржевом...» (1946) — одно из первых стихотворений, открывающих тему войны в послевоенном творчестве Твардовского.

Предыстория стихотворения связана с поездкой писателя на фронт осенью 1942 г. Под Ржевом шли затяжные бои, потери были большими. Удручало бездорожье, нехватка боеприпасов и продовольствия, постоянные артналёты. Впечатления от увиденного стали одними из самых горьких за всю войну. Они вызвали мысли и чувства, которые были положены в основу целого ряда стихотворений: «Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе».

Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» написано от имени павшего воина. Форма первого лица выражала идею единства погибших и живых «ради жизни на земле». Отрывистые, почти протокольные строки, открывающие стихотворение, подчёркивают безысходность смерти конкретного человека. Но мысль автора движется от плана частного, конкретного, к обобщённо-философскому. Ради чего отдал свою жизнь воин? Что осталось после его смерти?

Погибший солдат подчёркнуто безымянен, он один из миллионов, что легли в землю без могил, стали её частью, перешли в жизнь тех, кто выжил, кто родился потом («я — где корни слепые», «я — где крик петушиный», «я — где ваши машины»). Это стихотворение — обращение к оставшимся в живых и их потомкам с единственным завещанием — жить достойно.

Мотив «связи обоюдной» звучит в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины...» (1966).

Заключённое в стихотворении отрицание, его недосказанность («речь не о том, но всё же, всё же, всё же...») создают интонацию размышления и способствуют раскрытию мысли о нравственной ответственности, долге живых перед павшими.

III. Чтение комментариев к поэме «Василий
Тёркин» и знакомство с историей её создания.


IV. Чтение и анализ главы «Переправа»
(вопросы 1—5 учебника).

V. Домашнее задание:

выполнить задания 10 и 11 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить задания 1 или 2, помещённые после статьи о поэте (по выбору учащихся).



УРОК 74
Образ русского солдата
в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Задачи:
закрепить навыки анализа образа литературного персонажа и эпизода эпического произведения; рассмотреть особенности повествования от первого лица.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов; ответы на вопросы учебника; анализ художественной детали; составление плана характеристики персонажа; работа с иллюстрациями.
Термины: герой, персонаж, портрет, художественная деталь, эпизод, речевая характеристика.

Этапы урока

I. Сообщение темы и целей урока

настроит учащихся на работу по осмыслению образа главного героя поэмы, связи его истории с историей его страны.

В ходе урока важно показать, что своеобразие произведения во многом обусловлено выбором главного героя и художественным осмыслением его истории.

II. Представление хронологии жизни
и творчества А. Т. Твардовского,

записи в тетрадях (отчёт о выполнении домашнего задания).

III. Чтение и анализ
главы «Два бойца»

(на основе вопросов 6—7, 9—11 учебника).

IV. Самостоятельная работа с текстом поэмы
может быть дана по вариантам:


а) устная характеристика главного героя поэмы;

б) представление иллюстраций к поэме и их обсуждение;

в) устные рассказы по картине Ю. М. Непринцева «Отдых после боя».

V. Обобщение и подведение итогов
работы учащихся.

VI. Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».



УРОК 75*
Выразительное чтение наизусть
фрагментов поэмы А. Т. Твардовского
«Василий Тёркин»

Задачи:
обобщить наблюдения учащихся об особенностях изображения русского солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»; совершенствовать навыки выразительного чтения и устного рассказа о герое литературного произведения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов поэмы; устные рассказы о герое литературного произведения; анализ выразительного чтения и устных рассказов одноклассников.
Термины: поэма, герои, ритм, интонация.

Этапы урока:

I. Постановка целей урока,

который может быть проведён как зачётный урок по теме «А. Т. Твардовский».

Учащиеся выступают с устными рассказами или выразительным чтением, а также оценивают выступления своих одноклассников.

II. Выразительное чтение фрагментов поэмы
А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

(по выбору учащихся).

III. Устные рассказы учащихся
о главном герое поэмы,

в том числе с использованием дополнительного материала об истории создания поэмы, фрагментов из других её глав, а также иллюстративного материала.

IV. Подведение итогов урока,
выводы об особом месте, которое занимает образ Василия Тёркина в нашей литературе, и переход к следующей теме, связанной с изображением событий Великой Отечественной войны в русской поэзии и прозе.

V. Домашнее задание:

подобрать материалы из семейного архива, посвящённые Великой Отечественной войне.

Следующие уроки: Урок 76. Поэзия времён Великой Отечественной войны >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Ю. М. Непринцев. Отдых после боя. 1955 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика