Главная |
|
|
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея |
|
|
Л. Н. Толстой.
Фотография К. К. Буллы. 7 июля 1908 г., Ясная Поляна |
|
|
Иллюстрация И. Пчёлко
к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» |
|
|
Иллюстрация Б. Кустодиева
к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
|
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)
«ПОСЛЕ БАЛА»
3 ЧАСА
8 класс[1] |
Урок 55. Л. Н. Толстой и его рассказ «После бала».
Урок 56. Особенности сюжета и композиции рассказа.
* Урок 57. Нравственная проблематика рассказа.[2]
УРОК 55
Л. Н. Толстой
и его рассказ «После бала»
Задачи: обогатить представления школьников о биографии и творчестве Л. Н. Толстого; познакомить их с историей создания рассказа «После
бала», подготовить учащихся к восприятию и последующему анализу рассказа.
Основные виды деятельности: сообщения учащихся; демонстрация слайдов, фотографий; работа с иллюстрациями, портретами писателя;
чтение фрагментов рассказа; обмен впечатлениями о прочитанном.
Термины: рассказ, протосюжет, протособытие.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о жизни и творчестве Л. Н. Толстого
с использованием фотографий писателя, пейзажей Ясной Поляны и материалов новых изданий, подготовленных к юбилею
писателя:
Л. Н. Толстой: энциклопедия / сост. и научн. ред. Н. И. Бурнашёва. — М., 2009.
Лев Толстой и его современники: энциклопедия / под ред. Н. И. Бурнашёвой. — М., 2008.
Начало урока может пройти в форме электронной презентации учебного материала.
Рекомендуемые сайты о Л. Н. Толстом: www.levtolstoy.org.ru, www.tolstoy.ru, www.yasnayapolyana.ru.
Вступительное слово учителя дополняется сообщением ученика на тему «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников» (опережающее задание 3
после вступительной статьи о писателе).
II. Работа с портретами писателя,
сравнение портретов, запечатлевших Л. Н. Толстого в разные периоды его жизни:
портреты работы И. Н. Крамского (1873),
Н. Н. Ге (1884),
И. Е. Репина (1887),
а также картины И. Е. Репина «Пахарь (Л. Н. Толстой на пашне)» (1887)
и «Л. Н. Толстой за работой в комнате под сводами» (1891).
Учитель расскажет о том, что многие современники считали одним из лучших
портретов Л. Н. Толстого портрет работы Ивана Николаевича Крамского,
выполненный по заказу П. М. Третьякова.
Художник сумел увидеть в Толстом «великого русского писателя в эпоху средних его лет» (В. В. Стасов). Известно впечатление Крамского о писателе:
«На гения смахивает». Портрет понравился Толстому и его семье.
Было написано два портрета, один из которых, по выбору жены писателя Софьи Андреевны, остался в Ясной Поляне.
Сын Л. Н. Толстого, Сергей Львович, считал, что лучшим из всех портретов писателя является
портрет, выполненный Николаем Николаевичем Ге:
«...по сходству и выражению лица, несмотря на опущенные глаза». «Я думаю, что этот портрет особенно удачен потому, что
отец для него не позировал, а в то время, когда Ге писал его, так
углублялся в свою работу, что забывал о присутствии художника», — писал С. Л. Толстой.
При рассматривании портрета работы Ильи Ефимовича Репина, а также его картин можно познакомить учащихся с признанием художника:
«Лев Николаевич Толстой как грандиозная личность обладает поразительным свойством создавать в окружающих людях своё особое
настроение. Где бы он ни появлялся, тотчас выступает во всеоружии нравственный мир человека, и нет более места никаким низменным житейским интересам.
Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда была обуревающей, захватывающей».
III. Рассказ учителя
о мировоззрении Л. Н. Толстого.
Это один из самых сложных вопросов в толстоведении, но без уяснения этических взглядов писателя затрудняется правильное толкование авторской идеи
рассказа «После бала».
Поэтому учащимся может быть предложен материал, нацеленный на их подготовку к глубокому восприятию толстовского рассказа. Основные положения учащиеся
фиксируют в рабочих тетрадях.
В первую очередь учитель отмечает, что важнейшей категорией этики Толстого является «совесть», которую писатель называл памятью общества, усвояемой отдельным лицом.
Долгие годы Толстой старался проанализировать и понять, как люди культурные, обеспеченные могут со спокойной совестью жить праздной жизнью,
полной удовольствий и развлечений, имея излишек во всём, и не испытывают никакого чувства вины, когда другие рядом с ними живут в нищете.
Толстой говорит, что люди нередко выбирают для себя совесть «высшую», «недоступную» для себя («например, Христову — самое обыкновенное»), но
не способны жить по ней, и получается сплошная ложь. Но ещё хуже, когда кто-то выбирает для себя
совесть государственного человека (совесть «по закону»), которая предписывает исполнять неправедные, бесчеловечные законы. И, выполняя их, человек снимает
с себя всякую нравственную ответственность. «Самое нужное людям, — продолжает Толстой свою
дневниковую запись 23 ноября 1888 г., — это выработать, выяснить себе свою совесть, а потом и жить по ней».
В начале 1900-х гг. по России прокатилась волна казней, связанных с подавлением первой русской революции (причём казнили часто безвинных людей).
Толстой остро реагировал на всякое проявление бесчеловечности. В статье «Не могу молчать» он на весь
мир «прокричал» о тех преступлениях, которые совершали власти-убийцы (такими их считал Толстой).
Потребует пояснения вопрос об основном принципе мировоззрения Толстого, так называемом непротивлении злу насилием. Писатель утверждал, что
«для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен делать и чего не должен делать». Он был
убеждён, что ответы на эти вопросы даны в учениях многих пророков и мудрецов, но наиболее обстоятельно раскрыты в христианском учении. В нём выражены
вечные идеалы любви и добра, к которым свойственно стремиться людям.
Толстой настаивал на том, что суть непротивления не сводится к соглашательству со злом, пассивному и равнодушному его восприятию. Он доказывал, что
человек должен стремиться исполнять закон и в отношениях с природой, придерживаясь принципа «непричинения вреда всему живому».
Человек не всегда может устранить зло, неизбежно существующее в этой жизни.
Поэтому человек, который хочет служить добру, то есть подлинно нравственной («правильной») цели, должен посвятить себя своей внутренней жизни,
самосовершенствованию, на пути к которому главным является
исполнение евангельской заповеди: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
В любви к людям и есть настоящая, «правильная» жизнь. Подлинно нравственным (должным, «правильным») поведением признавался отказ от
личного ради любви ко всем. Так к концу жизни прояснилось для Толстого его любимое с юности изречение: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».
Последние месяцы жизни Толстой страдал от невозможности привести свою жизнь в согласие со своей совестью. Уход из Ясной Поляны стал для
Толстого актом мужества и высшим проявлением его совестливости — это была победа его совести над
обстоятельствами жизни (Л. Н. Толстой: энциклопедия / сост. и науч. ред. Н. И. Бурнашёва. — М., 2009. — С. 495—496, 483).
После изложения этого материала учащимся
предлагается ответить на вопросы:
1. Что вас особенно заинтересовало во взглядах Л. Н. Толстого?
2. Как вы поняли толстовский принцип непротивления злу насилием? Означает ли он принятие и прощение зла?
IV. Знакомство с комментариями к рассказу и
чтение начала рассказа «После бала»
(читается учителем).
V. Беседа о прочитанном
с использованием вопросов 3, 4, учебника и дополнительных вопросов:
1. Что мы узнаём об Иване Васильевиче?
2. Что вы можете сказать о слушателях Ивана Васильевича? В чём они согласны с Иваном Васильевичем, а что вызывает их несогласие?
3. Не кажется ли вам, что автор намеренно затягивает начало рассказа?
Подводя итоги беседы,
учитель отмечает, что рассказ Л. Н. Толстого построен так, что в спор на тему «Случай или среда меняют человеческую жизнь?»
вместе с героями погружается и читатель, который начинает поиск своего ответа на поставленный вопрос.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать вступительную статью учебника о писателе и устно ответить на вопрос 1 после этой статьи;
2) дочитать (перечитать) рассказ Л. Н. Толстого «После бала» и подготовить его краткий пересказ;
3) составить вопросы по рассказу «После бала», которые хотелось бы обсудить с одноклассниками.
Индивидуальные задания:
1) прочитать выразительно сцену бала и сцену экзекуции;
2) провести наблюдение по следующему плану:
1. В сценах на балу и экзекуции измените форму повествования от первого лица на повествование от третьего лица.
2. Что вы можете сказать о положении (точке зрения) рассказчика?
3) сопоставить рукописный и окончательный варианты второй части рассказа Л. Н. Толстого «После бала»:
1. Какие изменения внёс писатель в текст рассказа?
2. Как вы думаете, с какой целью?
3. Изменился ли образ рассказчика? Если изменился, то в чём это проявилось?
|
|
УРОК 56
Особенности сюжета и композиции
рассказа «После бала»
Задачи: обогатить представления учащихся о сюжете литературного произведения; выявить особенности сюжета и композиции рассказа
Л. Н. Толстого «После бала»; совершенствовать навыки характеристики сюжета.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника; сопоставление черновых редакций текста с окончательным
вариантом; характеристика сюжета и композиции рассказа; работа с иллюстрациями.
Термины: сюжет, композиция, контраст, «рассказ в рассказе», образ рассказчика.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания
(рассказы учащихся о писателе)
позволит задать необходимый угол зрения на рассмотрение рассказа «После бала».
II. Сообщение темы, задач урока.
Учитель говорит о том, что рассказ «После бала» считается одним из шедевров позднего Толстого. Известно, что писатель, строго оценивавший собственные сочинения,
остался доволен тем, как у него получился рассказ.
Отсюда основная задача, стоящая перед классом, — определить мастерство Толстого в построении рассказа.
Взаимное расположение и соотнесённость элементов литературного текста, т. е. построение произведения, называют композицией (от лат. composition — соединение,
составление). Это определение фиксируется на доске и в тетрадях.
III. Краткий пересказ
рассказа «После бала»
позволит выделить основные события рассказа, затем выявить особенности восприятия прочитанного текста (используются вопросы 1, 2 учебника) и перейти
к анализу сюжета и композиции произведения.
Учащиеся знакомят друг друга с вопросами, которые им хотелось бы обсудить в классе (домашнее задание 3). На этом этапе урока могут быть
предложены дополнительные вопросы и задания:
1. Что побудило писателя к созданию рассказа «После бала»?
2. Вспомните, что такое протосюжет и протособытие. Как переосмыслены в рассказе Л. Н. Толстого реальные события?
3. Какие эпизоды рассказа больше всего запомнились и почему?
4. Почему рассказ называется «После бала»?
IV. Анализ сюжета и композиции
рассказа «После бала».
Анализ произведения можно начать с его заглавия, так как именно оно обусловливает композицию сюжета: описание бала — событие после бала.
В ходе изучения рассказа необходимо установить особенности композиции сюжета и композиции повествования, определить сильные позиции текста и
ведущий принцип построения рассказа. Эта работа проводится в соответствии с вопросами и заданиями 5—9 учебника.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие ключевые моменты в произведении связаны с завязкой, кульминацией и развязкой?
2. Какую роль играет вступительный диалог рассказа?
Поскольку с характеристикой композиции сюжета пересекается композиция повествования — организация точки зрения на изображаемый мир, в первую очередь
следует обратить внимание учащихся на количество рассказчиков в произведении и их связь между собой (Иван Васильевич, главный рассказчик и участник событий,
и повествователь — один из слушателей).
На уроке читается сцена бала
(её читает заранее подготовленный ученик).
При её анализе важно обратить внимание на описание внутреннего состояния Ивана Васильевича («Обнимал... весь мир своей
любовью»), а также портретные описания Вареньки и её отца (акцент на одних и тех же деталях: глаза,
улыбка, белый цвет). В восприятии Ивана Васильевича отец и дочь объединены в одно целое, что в какой-то мере объясняет причину охлаждения
Ивана Васильевича к Вареньке после увиденной на плацу сцены экзекуции.
На этом этапе можно предложить учащимся начать составление таблицы, заполнение которой будет продолжено по ходу урока. В таблицу нужно
выписать цитаты из текста.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Сопоставление сцены бала и сцены экзекуции
из рассказа «После бала» |
Параметры сравнения |
Сцена бала |
Сцена экзекуции |
Описание внешности и поведения полковника |
|
|
Описание внутреннего состояния Ивана Васильевича |
|
|
Языковые средства в описании цветовой гаммы |
|
|
Языковые средства в описании музыки |
|
|
|
Сопоставление сцены бала и сцены экзекуции позволяет выделить основной композиционный приём — приём контраста, который обнаруживается и на
лексическом уровне.
Внимание учащихся следует обратить на роль эпизода приезда героя домой (вопрос 7 учебника).
Дополнительные вопросы к анализу этого эпизода:
1. Мог ли автор обойтись без этого эпизода?
2. С какой целью здесь упоминается о брате героя, о лакее?
3. Каково внутреннее состояние Ивана Васильевича в этот момент? Прокомментируйте фразу: «И я боялся
только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья».
Затем на уроке читается сцена экзекуции.
Заполнение таблицы идёт параллельно с обсуждением вопросов 8, 9 учебника.
На этом этапе проверяется также работа в группах (домашнее задание).
После проверки 1-го группового задания
учитель обобщает ответы школьников об особенностях повествования в рассказе.
Воспоминания Ивана Васильевича о бале достаточно объективны, поэтому без особого ущерба для замысла возможна замена формы повествования в этой сцене.
Трансформация речевой манеры рассказчика в сцене экзекуции невозможна. У читателя складывается впечатление, что Иван Васильевич не вспоминает о давно прошедших
событиях молодости, а «здесь и сейчас» наблюдает эту сцену и желает понять, что происходит. Поэтому немотивированным выглядит вопрос рассказчика:
«Что это они?» По сравнению с эпизодом описания бала изменилась точка зрения рассказчика: перед нами рассказчик-наблюдатель, субъективно
оценивающий происходящее.
Проверка 2-го группового задания
показывает, что в окончательном варианте текста сцена экзекуции дана иначе.
В рукописи сразу сказано: «...я понял, что это было». В окончательном варианте передаётся
непосредственное впечатление и переживание от увиденного. Эффект присутствия поддерживается приёмом «узнавания».
На этом этапе урока возможно также
обращение к иллюстрациям к рассказу
(Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиева и др.):
1. Какое впечатление произвели на вас иллюстрации?
2. Какие художественные средства используют художники? Какой эффект этим достигается?
Затем читается заключительный диалог
и обсуждается вопрос 11 учебника.
Учащимся предлагается для размышлений высказывание современного исследователя: «Случай лишь помог человеку понять среду,
увидеть её обнажённой. Это „что-то“, что помогает другим жить по принятым в этой среде нормам, вызвало у героя такое
психологическое потрясение, от которого он не смог оправиться и „выпал“ из общества» (Кайда Л. Г. Стилистика текста:
от теории композиции — к декодированию. — М., 2004. — С. 137—138).
V. На заключительном этапе урока
обсуждается вопрос о том, как сюжет помогает понять отношение автора к описываемым событиям и героям, формулируются
основные выводы об особенностях
композиции рассказа «После бала»,
которые фиксируются в рабочих тетрадях:
1. Главный композиционный приём — контраст. Противопоставляются не
просто два эпизода, а две жизненные позиции — любовь-добро и зло-насилие. Противопоставление наблюдается и на лексическом уровне.
2. Замыслу автора соответствует и такой композиционный приём, как «рассказ в рассказе». «После бала» включает не только рассказ-воспоминание Ивана Васильевича
о событиях его молодости (рассказ от первого лица), но и «обрамление» (повествование от третьего лица).
3. Начальный диалог и заключительные реплики взаимосвязаны (кольцевая композиция рассказа): рассказ начинается словами «Вот вы
говорите...», а заканчивается так: «А вы говорите...»
В заключительном слове учитель отметит, что «социальная значимость идеи рассказа „После бала“
предопределяется глубиной художественного воссоздания жизненного факта и активностью авторской
позиции. Толстой не предлагает реальных путей изменения общественного строя, но сила разоблачения, сила художественной правды в изображении
„случая“ такова, что идея рассказа явно не укладывается в рамки протеста против жестокого обращения с солдатами. В рассказе утверждается невозможность
примирения с существующим злом, безнравственность насилия во всех его проявлениях.
Нужно только, чтобы человек увидел это зло и задумался над своей личной ответственностью за всё, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому так
современно звучит идея рассказа Толстого» (Смелкова З. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. —
М., 1999. — С. 140—141).
VI. Домашнее задание:
выполнить письменно одно из заданий учебника: 10, 12, 13 (распределяет учитель).
Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 4 учебника.
|
|
УРОК 57*
Нравственная проблематика
рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Задачи: обобщить знания о проблематике литературного произведения; обогатить представления учащихся об этических взглядах писателя;
подвести итоги изучения рассказа.
Основные виды деятельности: обсуждение нравственных проблем, поднятых в произведении; отчёт о самостоятельно выполненном индивидуальном задании.
Термины: идея, проблематика, нравственная проблематика, авторская позиция.
Этапы урока
I. Актуализация ранее изученного материала
о проблематике литературного произведения
и о круге нравственных проблем, которые решают литературные персонажи:
1. Вспомните, что такое проблематика литературного произведения. Какие социальные, философские, нравственные и иные проблемы поднимаются в литературе?
2. Назовите произведения русской и зарубежной литературы, в которых особую роль играет нравственная проблематика.
3. Что такое нравственный выбор? Как часто человек оказывается в ситуации нравственного выбора? Приведите примеры из произведений художественной литературы,
кинематографа, реальной жизни.
II. Обсуждение нравственной проблематики
рассказа «После бала»
с проверкой самостоятельно выполненных дома заданий 10, 12, 13 учебника.
Читателя-подростка прежде всего волнуют вопросы нравственного порядка, мотивы поступков героев. Вопрос о нравственном выборе может вызвать
оживлённую дискуссию.
Дополнительные вопросы:
1. Способен ли человек противостоять среде, законам, принятым в обществе? Может ли человек сам понять, «что хорошо, что дурно»?
2. С чего нужно человеку начинать: с изменения внешних условий, среды или с себя?
3. Какова авторская оценка полковника?
4. Важно ли для понимания авторской идеи указание на время, когда произошли события (последний день Масленицы — Прощёное воскресенье, первый день Великого
поста)?
5. Ваше отношение к Ивану Васильевичу и его выбору.
Естественный вопрос, который возникает при обсуждении, — вопрос о мотивах поступка полковника. В классе может разгореться спор между учащимися
(проверка домашнего задания, вопрос 12 учебника).
Учитель углубляет представления учащихся об авторском оценочном отношении к этому герою.
Полковник — любящий отец, человек во всех отношениях милый, обаятельный в общении с людьми
своего круга. Но это не мешает ему командовать жестокой экзекуцией над солдатом, которого по его приказу забивают почти до смерти.
Он исполняет предписанное законом, а его собственное нравственное чувство при этом молчит (а может быть, его нет вовсе). Однако поступок заурядного
служаки-военного воспринимается читателем как преступление против самой человечности.
В тексте рассказа можно обратить внимание школьников на такую деталь: «Он [наказываемый] не говорил, а всхлипывал: „Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте“.
Но братцы не милосердовали...» Чья здесь звучит оценка?
Для понимания авторского замысла небезынтересно сопоставить варианты текста рассказа (проверка
домашнего задания, вопрос 10 учебника).
Обсуждение наблюдений учащихся дополняется размышлениями над вопросом: Почему у Ивана Васильевича ушла любовь к Вареньке,
если виновата не она, а её отец?
Обобщая ответы учащихся,
учитель отмечает, что Иван Васильевич — человек обострённой совести: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён
в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Этим он близок автору рассказа.
Стыд не позволил герою делать то, что спокойно делают другие, лишённые этого чувства. Иван Васильевич самостоятельно пришёл к убеждению, что
жить так, как живут другие в этом обществе, безнравственно, поэтому он отказался от карьеры и личного счастья. По-другому он не смог поступить.
Иван Васильевич — «человек всеми уважаемый», его восхищённо слушает молодёжь, и это бесспорное свидетельство не напрасно прожитой жизни.
Завершить работу над рассказом
может беседа о смысле его названия.
Анализ суждений учащихся (проверка домашнего задания, вопрос 13 учебника) позволит установить глубину их проникновения в замысел Л. Н. Толстого.
III. Отчёт о выполнении
индивидуального задания 4 учебника
позволит закрепить материал о социальных и этических взглядах писателя, отразившихся в рассказе «После бала» и
повести «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», и посмотреть на
изученное произведение под новым углом зрения.
Выполнение задания предполагает чтение и комментирование фрагментов повести (чтение сцены
наказания солдата Струменского и сравнение её с аналогичной сценой в рассказе «После бала»).
IV. Подведение итогов
можно доверить учащимся.
Им предлагается поделиться своими размышлениями на тему «В чём современность рассказа Л. Н. Толстого „После бала“»?
V. В заключительном слове
учитель отмечает, что небольшой рассказ заставляет задуматься о
нравственной ответственности за происходящее вокруг, нравственном выборе, который делает каждый человек, выстраивая свой жизненный путь.
Человек формирует самого себя и своими поступками способен влиять на общество.
VI. Домашнее задание:
1) познакомиться с биографией М. Горького, используя материалы, помещённые в учебнике, и дополнительные источники;
2) прочитать рассказ М. Горького «Челкаш».
Следующие уроки: Урок 58. Рассказ М. Горького «Челкаш» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 8 класс); под ред.
В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|