Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Литература-8
Литература
 
 Главная
 
А. И. Солженицын.
Фото. Ноябрь 1962 г.
 
А. И. Солженицын.
Фото. Вермонт, 1978
 
Матрена Васильевна Захарова,
крестьянка из деревни Мильцево.[4]
Фото А. И. Солженицына, 1956
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ
(1918 – 2008)


4 ЧАСА

8 класс[1]


Урок 82. Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Урок 83. Изображение жизни русской деревни в рассказе.

Урок 84. Образ Матрёны.

* Урок 85. Урок внеклассного чтения по рассказам А. И. Солженицына.[2]


УРОК 82
Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Задачи:
познакомить восьмиклассников с отдельными фактами биографии и творчества А. И. Солженицына, его героями; проанализировать своеобразие сюжета рассказа «Матрёнин двор».
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; заочная экскурсия; чтение и анализ фрагментов рассказа; ответы на вопросы учебника.
Термины: рассказ, герой, тип.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о жизни и творчестве А. И. Солженицына.

II. Заочная экскурсия на родину писателя
(или по местам, связанным с его жизнью и творчеством), подготовленная группой учащихся на основе ресурсов Интернета.

III. Чтение рассказа «Матрёнин двор»,[3]
(части 1, 2),
знакомство с его сюжетом, героями, особенностями изображения народного характера.

Возможно, текст рассказа (весьма непростой для восприятия и понимания восьмиклассников) начнет читать сам учитель, который выберет, где сделать остановку, где нужно попутно прокомментировать отдельные слова и выражения, где можно задать вопрос учащимся с целью уточнения, разъяснения, оценки эмоциональной реакции.

Чтобы предупредить некоторые вопросы, следует во вступительное слово о писателе включить, например, те советизмы, которые используются в тексте. Эти слова могут быть вынесены и на доску (или экран) с объяснениями, в частности:

Облоно — областной отдел народного образования.

Колхоз — коллективное хозяйство (обычно одно село или несколько небольших деревень, объединенных в общее

Герой Социалистического Труда — звание, одна из значительных наград в советское время.

Узкоколейка — железная дорога железная дорога с шириной колеи менее стандартной (более дешевая в постройке и эксплуатации).

«Лампочка Ильича» — электрическая лампочка, названная так в честь Владимира Ильича Ульянова (Ленина), который в 1920 году приезжал в подмосковную деревню Кашино по случаю запуска местной электростанции и с которым в сознании советских людей было связано начало электрификации всей страны, особенно сельской местности.

IV. Обмен впечатлениями
о рассказе «Матрёнин двор»

может быть началом анализа его проблематики, образной системы, смысла названия.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Вы начали читать произведение, события которого происходят (и то четко обозначено в самом начале рассказа) в 1956 году.[5] Что вам известно об этом времени? Какие исторические события предшествовали этому времени? Какие события в жизни вашей семьи, ваших родных и знакомых связаны с этим годом (этим временем)?

2. Что в описании сельской местности показалось вам знакомым, понятным, а что вызвало вопросы? Попытайтесь оценить свои первые впечатления от рассказа. Как вы входили в художественный мир этого произведения? Что мешало восприятию произведения? Какие фрагменты захотелось перечитать?

3. Что вы можете сказать о рассказчике по первым главам рассказа? Что нам стало известно о его возрасте, семейном положении, профессии? Откуда он возвращался? Почему он «возвращался наугад — просто в Россию»? Как вы понимаете это признание?

V. Домашнее задание:

дочитать рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Индивидуальные задания:
1) выполнить задания 1 и 2, помещённые после статьи о писателе, или подготовить презентации «А. И. Солженицын как публицист» и «Исторические сочинения А. И. Солженицына» (по выбору учащихся);
2) выполнить индивидуальные задания 1 и 2 (по выбору учащихся).



УРОК 83
Изображение жизни русской деревни
в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Задачи:
обогатить представления учащихся о художественном мире и героях А. И. Солженицына; формировать навыки анализа нравственной проблематики литературного произведения и образа социальной группы.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; презентации иллюстративного материала; беседа по вопросам учебника.
Термины: характер, тип, нравственная проблематика.

Этапы урока

I. Отчёт о выполнении домашнего задания:

презентации «А. И. Солженицын как публицист» и «Исторические сочинения А. И. Солженицына».

II. Чтение и анализ фрагментов
рассказа «Матрёнин двор»,

особенностей его сюжета и образной системы (с использованием вопросов и заданий 1—5 и индивидуальных заданий 1—2 учебника).

III. Обсуждение смысла названия
рассказа «Матрёнин двор».


Первоначальное название, данное автором, — «Не стоит село без праведника». Но для того, чтобы в условиях цензуры можно было напечатать рассказ в журнале «Новый мир», автору пришлось заменить название на «Матрёнин двор».

Изменена и датировка событий (действие перенесено с 1956 на 1953 год, т. е. в сталинскую, а не хрущёвскую эпоху).

Поскольку смысл пословицы, послужившей названием, далеко не сразу понятен ученикам, можно пойти по пути поэтапного постижения метафорического смысла названия.

Учащимся предлагается выписать из словаря значения слова «двор» и отметить, какие эпизоды, детали раскрывают каждое из значений.

По словарю русского языка В. И. Ожегова, дом — это крестьянский двор со всеми хозяйственными постройками, отдельное крестьянское хозяйство.

Этому значению соответствует описание дома, ежедневных забот Матрёны. Кроме того, дом — это вся Россия (обобщённый образ), её глубинка, «нутряная» Россия.

Тема дома имеет особое значение в произведениях русской литературы. Дом противостоит окружающему миру, нередко враждебному по отношению к человеку. Дом олицетворяет понятия «семья», «близкие», «родные», «родина», «история».

IV. Домашнее задание:

выполнить задания 1 и 4 учебника.



УРОК 84
Образ Матрёны
в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Задачи:
закрепить представления учащихся об образах людей и образе события в литературе; совершенствовать навыки связной письменной речи.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника; письменная работа.
Термины: образ человека, образ события.

Этапы урока

I. Постановка целей урока,

посвящённого анализу образа главной героини литературного произведения.

II. Повторение сведений
о видах художественных образов,

представленных в литературных произведениях, и о заглавном образе.

Восьмиклассники вспоминают о видах образов, используя свои знания о том, какие образы чаще всего выносятся в заглавие произведения (людей, животных, явлений природы, предметов, событий и др.).

III. Беседа об образе Матрёны
в рассказе А. И. Солженицына.


1. Исторические события, выпавшие на долю России в XX веке, не стали непосредственным предметом изображения в рассказе. Но они во многом повлияли на судьбы героев, определили их характеры. Так, в годы Первой мировой войны три года пробыл в плену Фаддей, за которого Матрёна собиралась выйти замуж. Это сломало судьбу нескольких людей, включая самих Фаддея и Матрёну.

В годы Великой Отечественной войны без вести пропал её муж. Несколько лет «по лагерям да тюрьмам» в годы репрессий скитался рассказчик Игнатьич.

Если в «Одном дне Ивана Денисовича» показана судьба русского мужика, то в биографии Матрёны отражена биография страны в её «женском» варианте. Те же испытания — революции, войны, коллективизация, недолгая и непоследовательная «оттепель» — показаны через ежедневные заботы, тяжкий труд, потери (жениха, мужа, детей).

Проследите, как постепенно открывается характер Матрёны Игнатьичу. Какие эпизоды способствовали этому?

2. Поселившись у Матрёны, Игнатьич вначале видит внешнее течение её жизни, бытовую сторону.

Приход жены председателя позволяет увидеть её бескорыстие, готовность помочь. Водосвятие на Крещение раскрыло особенности её веры.

«Совсем по-новому» увидел рассказчик Матрёну в эпизоде встречи с Фаддеем и рассказа о прошлом героини. И хотя, по словам рассказчика, в тот вечер открылась ему Матрёна сполна, окончательно понял он её уже после смерти, во время похорон. Понял, что она и есть «тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» («Матрёнин двор»).

У Солженицына есть своё особое понимание сути национального характера, которое можно раскрыть понятиями «терпение», «негневливость», «добро», «открытость», «вера», «душа», «сострадание». В рассказе всеми этими качествами обладает единственная героиня — Матрёна. Она не идеальная героиня, но именно в её характере и жизни автор увидел главное, что позволяет понять настоящую, христианскую по сути своей, «нутряную» Россию. Писатель отмечал: «...я нигде не писал, будто наша земля держится на них, а лишь, что — не стоит без них... [Они] сберегают для нас же нечто, чем мы ещё воспользуемся». «Нечто» — значит истинные качества русской души.

Обратите внимание на то, как оценивают Матрёну другие персонажи (женщина, торговавшая молоком; председатель колхоза; родственники Матрёны; безымянные односельчане). Покажите, как второстепенные персонажи дополняют характеристику героини, выписав примеры из текста. Почему Матрёна одинока?

3. Найдите описание дома Матрёны, двора, внутреннего убранства избы. Как относятся к Матрёниному двору соседи? Какое впечатление произвёл он на рассказчика? Совпадают ли эти впечатления с вашим? Как характеризует дом его хозяйку?

4. Составьте рассказ об одном дне Матрёны.

5. Что можно отметить в речи Матрёны? Чем она поразила Игнатьича?

6. Выпишите примеры, показывающие, как портрет характеризует внутренний мир героини, обратите внимание на детали, подчёркивающие её духовность.

Автор отдает предпочтение изображению личностей негероических, показывая их в ситуациях обычной, повседневной жизни. Он исследует народный характер, особо выделяя качества, которые передаются из поколения в поколение. Это трудолюбие, незлобивость, бескорыстие, естественность, внутреннее достоинство. Так складывается образ праведника. Это характер достаточно редкий и теми, кто находится рядом, не всегда понятый.

В самом деле, как не осуждать Матрёну, которая за всю свою жизнь ничего нажить не сумела, кроме грязно-белой козы, колченогой кошки да фикусов? Но повествователь разглядел в своей героине другое: умение не растерять в житейских бедах общительный нрав, бескорыстное стремление помогать всем, отсутствие погони за материальным добром (противопоставленное жадности «ненасытного старика» Фаддея). «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда».

Солженицын не стремится приукрасить своих героев, он не скрывает их слабостей, отрицательных черт (например, суеверности Матрёны). Но все это, естественное в живом человеке, не может заслонить главного: герои в ладах со своей совестью.

Трактовка понятия праведности неотделима от православного мировосприятия автора. О погибшей на переезде (помогая другим!), изуродованной до неузнаваемости Матрёне соседка говорит, перекрестившись: «Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться...» Бытовая деталь имеет здесь религиозно-символическое толкование.

IV. Самостоятельная работа учащихся
(задание 4 учебника).

V. Анализ письменных работ учащихся,
чтение и обсуждение фрагментов.

VI. Домашнее задание:
прочитать один из рассказов А. И. Солженицына (по выбору).

Индивидуальные задания:
1) написать отзыв об одном из рассказов А. И. Солженицына;
2) подобрать воспоминания о А. И. Солженицыне.



УРОК 85*
Урок внеклассного чтения
по рассказам А. И. Солженицына

Задачи:
формировать читательские интересы учащихся; развивать навыки устного рассказа о герое литературного произведения и письменного отзыва о прочитанном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; рассказ о герое литературного произведения; отзывы о прочитанном произведении.
Термины: заглавный образ, герой, письменный отзыв.

Этапы урока

I. Постановка целей урока внеклассного чтения,

на котором следует широко представить творчество А. И. Солженицына:

— литературное творчество (рассказы, киносценарии, пьесы, романы);

— публицистику («Как нам обустроить Россию» и др.).

Восьмиклассники должны продемонстрировать на уроке умения
рассказать о сюжете литературного произведения,
дать устный отзыв о нём,
заинтересовать своим рассказом одноклассников.

II. Краткие сообщения учащихся
о самостоятельно прочитанных ими произведениях А. И. Солженицына (рассказы о сюжете этих произведений, с выразительным чтением фрагментов, представлением иллюстраций).

III. Литературная композиция
«Мир Солженицына»,

составленная на основе материалов, подготовленных учащимися и учителем:

1. Воспоминания о Солженицыне.

2. По страницам официального сайта А. И. Солженицына.

3. Просмотр фрагментов из телеинтервью.

4. Музыкальные фрагменты из кинофильмов.

IV. Подведение итогов работы
учащихся на уроке.

Следующие уроки: Урок 86. Сочинение об образе социальной группы >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Рассказ «Матрёнин двор» — «Матрёнин двор» был напечатан в журнале «Новый мир» (1963. № 1. С. 42—63) вместе с рассказом «Случай на станции Кочетовка» (в журнальной публикации реальная Кочетовка заменена на выдуманную Кречетовку: см. далее, с. 605) под общей шапкой «Два рассказа». Тираж 102700 экз.
Высоко отозвалась о «Матрёнином дворе» Ахматова (в передаче Чуковской): «Удивительная вещь… Удивительно, как могли напечатать… Это пострашнее “Ивана Денисовича”… Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги… Мелочи тоже удивительные… Помните — чёрные брови старика, как два моста друг другу навстречу?.. Вы заметили: у него скамьи и табуретки бывают то живые, то мёртвые… А тараканы под обоями шуршат? Запомнили? Как далёкий шум океана! и обои ходят волнами… А какая замечательная страница, когда он вдруг видит Матрёну молодой… И всю деревню видит молодою, то есть такою, какая она была до всеобщего разорения… Заметили вы, чтó древняя, древнее всех, бабка над гробом Матрёны думает: “Надоело мне вас провожать”. Вас — покойников, тех, кто моложе её, кому бы ещё жить да жить».
В августе 1963 г. на сессии Руководящего совета Европейского сообщества писателей в Ленинграде Твардовский, коснувшись «Одного дня Ивана Денисовича», продолжил: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах другого произведения Солженицына, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
В ответ А. С. пишет Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрёне, много для меня значит. Вы указали на самую суть — на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала всё время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». После отмены запрета на издание А. С. в Советском Союзе «Матрёнин двор» впервые перепечатан журналом «Огонёк» (1989. № 23.
С. 12—16; № 24. С. 20—23) с иллюстрациями Геннадия Новожилова. Тираж 3 350 000 экз. (вернуться)

4. Матрена Васильевна Захарова из деревни Мильцево — в августе 1956 года 38-летний Солженицын после ссылки приехал во Владимирскую область, где его согласились взять учителем в школу поселка Мезиновский. Поселился он в соседней деревне Мильцево, снял угол у крестьянки Матрены Захаровой.
"Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить. Увидев на себе холодный глаз объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбалась чему-то, глядя в окошко на улицу", — пишет Солженицын.
Избу Матрены «о четырех окошках», как и трагическую судьбу хозяйки, Солженицын описал в рассказе «Матренин двор». После отъезда Солженицына в 1957 году Матренину избу разобрали по бревнам и перевезли в поселок Мезиновский, где в ней до ноября 2012 года, до пожара, жила племянница Матрены Любовь Гришина с сыном Сергеем. (вернуться)

5. Через два месяца после ХХ съезда партии Хрущев распустил ссылку для осужденных по политической 58-й статье. В июне того же 1956 года Солженицын уедет в Россию: «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию...». Но до этого в Кок-Тереке он переживет онкологическое заболевание (об экзистенциальном опыте очередной встречи со смертью, как и о лечении в Ташкентской больнице, — роман "Раковый корпус»).
В поселке Мезиновский, посреди мещерских торфоразработок Владимирской области, стал учить детей физике и математике А. И. Солженицын.
Поселился он в соседней деревне Мильцево у Матрены Васильевны Захаровой. (Через полгода погибнет Матрена нелепой смертью, но вскоре постоялец своим рассказом поставит вечный памятник ей и ее двору.) В Мильцеве Солженицын «захлебно писал» роман «В круге первом», окончил первую редакцию.
Следующий учебный год он начал уже в Рязани, где пять лет, с 1957 по 1962, преподавал физику и астрономию в средней школе, а в свободное время писал тайно. Весной 1959 всего за полтора месяца написал рассказ об одном дне одного зэка, осенью — «Матрёнин двор». (вернуться)

 
Матрена Захарова у ворот своего дома. 1956 г.
Деревня Мильцево Владимирской области. Фото А. И. Солженицына.
Здесь Солженицын жил и учительствовал с августа 1956 по июнь 1957. Оригинал сделан дальномерным фотоаппаратом «Зоркий» (выпускался в СССР до 1956 года).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика