Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Урок 18. Образы Лизы и Эраста.
Урок 19. Авторская позиция и способы её воплощения в повести.
* Урок 20. Письменная работа о персонажах и проблематике повести.[2]
УРОК 20*
Письменная работа о персонажах и проблематике повести
Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Задачи: подвести итоги изучения повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; закрепить навык устного и письменного развёрнутого высказывания
по заранее составленному плану.
Основные виды деятельности: устные монологические ответы; беседа по вопросам; комментарии к формулировкам тем сочинений; работа над
черновиком и чистовым вариантом сочинения.
Термины: авторская позиция, пейзаж, повесть.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
устные монологические ответы на тему
«Авторская позиция и способы её воплощения в повести Н. М. Карамзина „Бедная Лиза“».
Анализ монологических высказываний станет началом работы над сочинением.
Независимо от того, какую тему выберут учащиеся, они обязательно будут говорить об авторском отношении к героям и
событиям, описанным в повести.
Необходимо ещё раз вспомнить о том, что авторская позиция в литературном произведении может выражаться
прямо, непосредственно (через комментарии и оценки),
а также косвенно (через выбор имени героя, построения сюжета, финала и др.).
II. Подготовка к написанию письменной работы.
Учащимся предлагаются три темы сочинений
(по выбору), содержание и структура которых обсуждается на этом этапе:
«Как выражается отношение автора к героине повести?»
«Какую роль в раскрытии образа Лизы играет пейзаж?»
«Сочувствия или осуждения заслуживают герои провести?»
Темы подобраны таким образом, чтобы впоследствии, обсуждая сочинения учащихся, можно было
бы ещё раз в обобщённом виде рассмотреть особенности изображения человеческих характеров в литературе сентиментализма.
Учитель кратко комментирует темы.
Особое внимание учащихся обращается на то, что третья тема предполагает наибольшую свободу в проявлении их
собственной читательской оценки повести и её главных героев, что эта письменная работа может быть выполнена в форме сочинения-эссе
(попутно повторяются материалы практикума «Сочинение-эссе на литературную тему»).
III. Работа над черновым вариантом сочинения,
его проверка, корректировка.
IV. Оформление чистового варианта письменной работы.
Следующие уроки: Урок 21. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» >>>
|