Главная |
|
|
|
|
|
|
|
Портрет В. Скотта
работы Г. Рэйберна, 1822 г. |
|
|
Портрет А. В. Кольцова
работы К. А. Горбунова, 1838 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уроки литературы в 6 классе[ 1] |
|
|
Примерное планирование
уроков литературы в 6 классе |
|
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
32 урока / 48 уроков[2]
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ (1/1)
Урок 1. Образ человека в литературе.
МИФОЛОГИЯ (1/2)
Урок 2. Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.
* Урок 3. Троянский цикл и его герои.[3]
ГОМЕР (2/3)
Урок 4. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора.
Урок 5. Образ Одиссея.
* Урок 6. Герои мифов разных народов в литературе.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА (2/3)
Урок 7. Героический эпос. Образ Роланда.
Урок 8. Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах».
* Урок 9. Герои финского эпоса «Калевала».
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2/3)
Урок 10. Народная песня и её виды.
Урок 11. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
* Урок 12. Урок внеклассного чтения по русским былинам.
«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (1/2)
Урок 13. Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
* Урок 14. Рассказ об одном из героев древнерусской литературы.
ЖАНР БАЛЛАДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (3/3)
Урок 15. Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка»
Урок 16. Баллада В. Скотта «Клятва Мойны»
Урок 17. Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
В. А. ЖУКОВСКИЙ (2/2)
Урок 18. Баллада В. А. Жуковского «Светлана»
Урок 19. Образ Светланы и средства его создания
П Р А К Т И К У М.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ (1/2)
Урок 20. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации
* Урок 21. Выразительное чтение баллад В. А. Жуковского
А. С. ПУШКИН (7/10)
Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
* Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»
Урок 24. Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»
Урок 25. Владимир Дубровский в родительском доме
Урок 26. Владимир Дубровский в доме Троекурова
* Урок 27. Краткое изложение эпизода
Урок 28. Финал романа «Дубровский»
Урок 29. История Владимира Дубровского
Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
У р о к 3 1. Р е з е р в н ы й у р о к.
П Р А К Т И К У М.
ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (1/2)
Урок 32. Портрет в литературном произведении
* Урок 33. Описание портрета литературного персонажа
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2/3)
Урок 34. Стихотворени М. Ю. Лермонтова «Парус»
Урок 35. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок»», «Утёс»
* Урок 36. Урок внеклассного чтения по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец»
А. В. КОЛЬЦОВ (1/2)
Урок 37. Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь…»
* Урок 38. Образ России в поэзии А. В. Кольцова
Ф. И. ТЮТЧЕВ (1/1)
Урок 39. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С поляны коршун поднялся…»
А. А. ФЕТ (1/2)
Урок 40. Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у берёзы…»
* Урок 41. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века
Н. С. ЛЕСКОВ (3/4)
Урок 42. Сказ Н. С. Лескова «Левша».
Урок 43. Образы русских умельцев.
Урок 44. Авторская позиция в сказе «Левша».
Урок 45. Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах».
П Р А К Т И К У М.
СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ (1/3)
Урок 46. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
* Урок 47. Анализ творческих работ.
У р о к 4 8. Р е з е р в н ы й у р о к.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
36 уроков / 54 урока
А. П. ЧЕХОВ (3/3)
Урок 49. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий».
Урок 50. Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон».
Урок 51. Урок внеклассного чтения по рассказам А. П. Чехова.
ЛИТЕРАТУРА НОНСЕНСА И АБСУРДА (1/1)
Урок 52. Литература нонсенса и абсурда.
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (6/8)
Урок 53. Повесть Л. Н. Толстого «Детство».
Урок 54. Образ Николеньки Иртеньева.
Урок 55. Образы родителей.
Урок 56. Повесть М. Горького «Детство»
Урок 57. Образы бабушки и деда Каширина
Урок 58. Образ Алёши
* Урок 59. Повесть Ф. А. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда»
* Урок 60. Урок внеклассного чтения по автобиографическим произведениям русских писателей
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
А. И. КУПРИН (1/2)
Урок 61. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».
* Урок 62. Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор».
П Р А К Т И К У М.
СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (1/2)
Урок 63. Сочинение о персонаже литературного произведения.
* Урок 64. Анализ сочинений.
А. А. БЛОК (1/2)
Урок 65. Стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» и «Встану я в утро туманное…».
* Урок 66. Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока.
В. В. МАЯКОВСКИЙ (1/2)
Урок 67. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
* Урок 68. Образ лирического героя в стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского.
П Р А К Т И К У М.
ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ
СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ (1/2)
Урок 69. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.
* Урок 70. Урок внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии».
Н. М. РУБЦОВ (1/2)
Урок 71. Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и
«Листья осенние».
* Урок 72. Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова.
В. Г. РАСПУТИН (4/6)
Урок 73. Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».
Урок 74. Образ главного героя рассказа.
Урок 75. Образ учительницы в рассказе.
* Урок 76. Нравственная проблематика в рассказе «Уроки французского».
Урок 77. Анализ письменных работ.
Урок 78. Р е з е р в н ы й у р о к.
П Р А К Т И К У М.
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЕРСОНАЖЕЙ (2/3)
Урок 79. Подготовка к сочинению, посвящённому сопоставительной характеристике персонажей.
Урок 80. Сочинение, посвящённое сопоставительной характеристике персонажей.
* Урок 81. Анализ сочинений.
ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2/3)
Урок 82. Жанр песни в русской поэзии XIX века.
Урок 83. Жанр песни в русской поэзии XX века.
Урок 84. Урок внеклассного чтения, посвящённый русскому романсу.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЖ. ЛОНДОН (2/3)
Урок 85. Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».
Урок 86. Человек и природа в рассказе.
Урок 87.* Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (4/6)
Урок 88. Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
* Урок 89. Философская проблематика повести-сказки.
Урок 90. Образы «взрослых» в произведении.
Урок 91. Символическое значение образа Маленького принца.
Урок 92. Письменное сочинение-миниатюра.
* Урок 93. Урок внеклассного чтения по произведениям А. де Сент-Экзюпери.
ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (6/9)
Урок 94. Повесть Н. В. Гоголя «Вий».
Урок 95. История Хомы Брута.
* Урок 96. Сопоставительная характеристика образов кузнеца Вакулы и Хомы Брута.
Урок 97. Повесть В. М. Шукшина «Живёт такой парень».
Урок 98. История Пашки Колокольникова.
* Урок 99. Смысл названия повести.
* Урок 100. Письменные отзывы о прочитанных повестях.
У р о к 1 0 1. И т о г о в ы й у р о к. Рекомендации книг для внеклассного чтения.
У р о к 1 0 2. Р е з е р в н ы й у р о к.
Основные виды деятельности
1. Чтение:
– чтение литературных произведений, включённых в программу;
– выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений или фрагментов эпических произведений;
– внеклассное чтение произведений одного автора.
2. Анализ:
– разграничение главных и второстепенных (эпизодических) персонажей;
– общая характеристика системы персонажей в произведении и отношений между ними;
– характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, в том числе портрета, описания поступков, речевой характеристики, «говорящей»
фамилии, художественной детали;
– сопоставительная характеристика персонажей и средств создания их образов;
– выявление нравственного содержания в образе персонажа;
– соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта;
– анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции;
– определение черт национального характера в образе персонажа;
– выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении;
– наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической системы стихосложения;
– определение типа строфы (двустишие, четверостишие, восьмистишие).
3. Развитие устной и письменной речи:
– написание изложения с элементами сочинения — характеристики литературного персонажа;
– устный и письменный ответы на вопрос о главном герое прочитанного произведения;
– составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей;
– сочинение — описание портрета литературного героя с использованием цитат;
– диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему;
– сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения).
Термины
Система персонажей.
Герой и антигерой.
Тип.
Характер.
Лирический герой. Лирический адресат.
Прототип.
Портрет.
Речевая характеристика.
«Говорящая» фамилия.
Художественная деталь.
Образ предмета.
«Вечные» образы.
Автор.
Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.
Идейное содержание литературного произведения.
Фольклорные жанры (сказка, песня, былина).
Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, сказ).
Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, антитеза).
Строфа (двустишие, четверостишие, восьмистишие).
Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Дольник (в народной песне). Белый стих. Вольный стих.
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021.
( вернуться)
2. Перед чертой указано количество часов на изучение литературы (и изучение отдельных тем) в
обычных классах (68 часов), а после черты — в классах с углублённым изучением литературы (102 часа). ( вернуться)
3. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|