Главная |
|
|
«Песнь о Нибелунгах»
Das Nibelungenlied
Конец второй и начало третьей авентюры "Песни о Нибелунгах"[ 3] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА |
|
ОБРАЗ ЗИГФРИДА
в «Песни о нибелунгах»
3 ЧАСА
6 класс[1] |
Урок 7. Героический эпос. Образ Роланда
Урок 8. Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах»
* Урок 9. Герои финского эпоса «Калевала»[2]
УРОК 8
Образ Зигфрида
в «Песни о нибелунгах»
Задачи: обогатить представления шестиклассников о средневековом героическом эпосе; развивать навыки анализа художественных средств создания
героического характера; закрепить навыки выразительного чтения.
Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ фрагментов поэтического текста; выразительное чтение
фрагментов; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: рыцарский героический эпос, герой, культурный герой.
Этапы урока:
I. Вводная беседа
на выявление особенностей восприятия учащимися отрывков из «Песни о нибелунгах».
Можно использовать вопросы 1 и 2 учебника, обращающие шестиклассников к описанию средневекового замка и главных героев.
Дополнительные вопросы:
1. Понравились ли вам отрывки из «Песни о Роланде», которые вы самостоятельно прочитали дома?
Возникли ли сложности при чтении? Что было непонятно?
Учащимся следует сказать о том, что отрывки из «Песни о Роланде» даны в современном переводе, поэтому язык поэмы им в
основном понятен и не вызывает особых затруднений при чтении.
2. Что вам показалось особенно интересным в описании жизни средневековых рыцарей?
3. Что вам известно об эпохе Средневековья? Каково ваше представление об этом историческом времени? Каким оно было?
4. Кто из персонажей «Песни о нибелунгах» вызвал ваши симпатии? Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой
создатели произведений героического эпоса?
II. Комментированное чтение и анализ фрагмента
«О том, как Зигфрид был убит» (см.: Авентюра XVI. О том, как Зигфрид был убит)
с использованием вопросов и заданий 3—5 учебника,
а также дополнительных вопросов и заданий:
1. В описании Зигфрида особо подчёркивается, причём неоднократно, его красота. Однако можно ли представить себе
внешний облик героя? Докажите, что и в этом произведении героического эпоса отсутствуют портретные описания.
2. Что общего в описании «неистового» Роланда и «рьяного» Зигфрида? Чем отличаются друг от друга эти герои?
3. Какие сложности, противоречия отмечены в характеристике Зигфрида? Сделайте вывод о том, чем отличается этот герой
от фольклорных (сказочных) персонажей. Приведите примеры из текста, подтверждающие ваш вывод.
Шестиклассники уже сопоставляли персонажей фольклорных и литературных сказок (например, при изучении
сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» в 5 классе).
В «Песни о нибелунгах» они могут найти краткие психологические характеристики Зигфрида, отличающие этого героя от фольклорных персонажей,
и даже небольшой внутренний монолог:
<…> Взор Зигфрида туманили то счастье, то слеза.
Он сокрушённо думал: «Напрасные мечты!
Меня своей любовью не осчастливишь ты,
А без тебя в могилу сведёт меня тоска».
То в жар, то в дрожь от этих дум бросало смельчака.
III. Выразительное чтение фрагментов «Песни о нибелунгах»
(по выбору учащихся) с учётом основной исполнительской задачи — передать при чтении любование героем, восхищение его красотой и мужеством, отвагой и благородством.
IV. Работа с иллюстрацией к «Песни о нибелунгах»,
помещённой в учебнике (репродукция картины К. Васильева «Зигфрид»; см. репродукцию ниже).
Шестиклассникам предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Таким ли вы себе представляли Зигфрида? Как бы вы нарисовали его? Нарисуйте его портрет словами.
2. Какое воинское снаряжение было у Зигфрида? Найдите примеры из текста, которые помогли бы вам нарисовать портрет «воителя».
Можно предложить шестиклассникам нарисовать свои иллюстрации к «Песни о нибелунгах».
V. Домашнее задание:
прочитать фрагменты из карело-финского эпоса «Калевала» («Создание Сампо кузнецом Ильмариненом», «Бой за Сампо»).
Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальные задания 5, 6 учебника (по выбору);
2) подобрать или подготовить собственные иллюстрации к «Калевале».
Следующие уроки: Урок 9. Герои финского эпоса «Калевала» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова.
– М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3. Авентюра — слово (германизм), которым обозначаются главы в «Песне о Нибелунгах», состоящей из
39 авентюрр. ( вернуться)
4. В 1910–1911 годах Артур Рэкхем нарисовал большую серию иллюстраций к
«Кольцу нибелунга» Рихарда Вагнера и получил золотую медаль на международной выставке в Барселоне.
«Кольцо нибелунга» (нем. Der Ring des Nibelungen, Nibelungen – дети тумана) – название цикла из четырёх эпических опер, основанных на реконструкциях германской
мифологии, на исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах»:
Золото Рейна (Das Rheingold),
Валькирия (Die Walküre),
Зигфрид (Siegfried),
Сумерки богов (Götterdämmerung). ( вернуться)
|
|
|
Зигфрид. Иллюстрация К. А. Васильева к тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».
Р. Вагнер в этой музыкальной драме взял за основу «Сагу о Вользунгах», повествующую о пределах Зигфрида, древненемецкую «Песнь о Нибелунгах» и
сборник древних германских поэм «Книгу о героях».
Третью оперу цикла «Кольцо нибелунга», «Зигфрид», Васильев проиллюстрировал графическим портретом главного героя.
В величественной фигуре Зигфрида мы видим силу и красоту возрожденного героического язычества. Зигфрид звонко трубит в свой рог, вызывая достойного
соперника на бой. На плечах его волчья шкура, в правой руке обнаженный меч, выкованный им из обломков Зигмундова меча — священная память об отце.
Этот портрет, являясь единственной иллюстрацией к опере «Зигфрид», завершает всю серию из семи графических работ Васильева, посвященную
тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».
( вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Брунгильда. «Кольцо нибелунга»
Иллюстрация А. Рэкхема[ 4] |
|
|
|
|
|
|