Главная |
|
|
В. В. Маяковский.
Фото А. Родченко. 1924 г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
|
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)
2 ЧАСА
6 класс[1] |
Урок 67. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
* Урок 68. Образ лирического героя в стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского[2]
УРОК 67
Стихотворение В. В. Маяковского
«Хорошее отношение к лошадям».
Задачи: дать представление об особенностях поэзии В. В. Маяковского; подготовить учащихся к дальнейшему знакомству
с творчеством поэта-новатора.
Основные виды деятельности: слово о поэте; чтение и анализ стихотворения; сравнительная характеристика поэтического
текста и фрагмента прозаического текста.
Термины: лирический герой, стихотворный ритм, звукопись, рифма, неологизм.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя о В. В. Маяковском,
создание установки на разговор о необычном поэте и его новаторских поисках в области русского стихосложения.
II. Устные сообщения учащихся
о жизни и творчестве В. В. Маяковского
(на материале статьи учебника и дополнительных источников с использованием известных
фотопортретов поэта).
III. Чтение и анализ стихотворения
«Хорошее отношение к лошадям» (по вопросам и заданиям 1—5 учебника).
Дополнительные вопросы и задания:
1. Прочитайте начало стихотворения. Как описывается здесь городской пейзаж?
2. Найдите слова, передающие звук копыт. Какие звуки, сочетания звуков повторяются? Какой эффект достигается в результате этого?
3. Почему каждое слово расположено на отдельной строке?
Попробуйте разместить их на одной строке и прочитайте получившийся текст. Подумайте, что изменилось.
4. Прочитайте вторую часть стихотворения (начиная со слов
«Лошадь на круп грохнулась…»).
Какое событие описано в этой части? Как на него реагируют окружающие? Как описаны эти
люди? Все ли реагируют одинаково? Чего не видят и не понимают обыватели, но видит лирический герой произведения?
Подтвердите свои наблюдения цитатами из текста.
5. Прочитайте заключительную часть стихотворения. Что помогло старой лошади подняться и пойти? Как изменилось её настроение? Какими деталями
передано это изменение? Найдите соответствующие глаголы, прилагательные. Какие необычные
слова и рифмы употребляет здесь автор? Какую роль выполняют они в произведении?
6. Сравните стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» с отрывком из очерка М. Горького «В большом городе».
Что общего и чем различаются эти произведения?
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было опубликовано в 1918 году на страницах газеты «Новая жизнь», которую выпускал М. Горький. В том же номере
Горький опубликовал очерк «В большом городе», где рассказал о реальном событии — происшествии на улицах Петрограда:
«Лошадь, истощённая трудом и голодом, упала… Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слёзы. Её окружает толпа угрюмых людей,
которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на
тумбочку, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: ”Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже“».
Таким образом, толчком для двух произведений (лирического и повествовательного) стал один и тот же реальный факт.
Важно увидеть, как преображается этот реальный факт в поэтическом тексте.
IV. Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 3, 4, 5 (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 68*
Образ лирического героя в стихотворениях
А. А. Блока и В. В. Маяковского
Задачи: обогатить представления учащихся о лирическом герое; сопоставить стихотворения А. А. Блока и В. В. Маяковского.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; работа с иллюстрациями; наблюдение над ритмом стихотворений.
Термины: герой, лирический герой.
Этапы урока:
I. Повторение сведений по теории литературы,
обращение к понятиям «герой» и «лирический герой», вступительная беседа:
1. В каких литературных произведениях герои описываются
подробно, представлен их портрет, описывается не только внутренний мир, но и внешний облик?
2. Есть ли такие подробные описания в драматических произведениях?
3. Что мы можем узнать о главном герое лирического стихотворения?
4. Если бы вы не видели портреты А. А. Блока и В. В. Маяковского, смогли бы вы догадаться об их внешнем облике по
их стихотворениям? Что вы смогли узнать о поэтах, прочитав их стихотворения?
II. Краткий рассказ учителя
об А. А. Блоке и В. В. Маяковском,
поэтах-современниках, бывших свидетелями
одних и тех же исторических событий, но очень по-разному художественно воплотивших эти события в своём творчестве.
А. А. Блок в годы создания «Стихов о Прекрасной Даме»
только начинал свой творческий путь. Его поиски были связаны с идеальным образом Прекрасной Дамы, навеянным философскими трудами и юношеской любовью
к Л. Д. Менделеевой, ставшей потом женой поэта.
Стихотворения, вошедшие в эту книгу поэта, как и многие более поздние его произведения, отличает романтическое
поклонение женщине, героические интонации в монологах лирического героя.
В. В. Маяковский после 1917 года захвачен ритмами победившей революции, голосами народных масс, улицы.
На этом мажорном фоне неожиданным кажется стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», никак не связанное с революционной тематикой. Поэт с самого начала
своего творческого пути стремился к преодолению разлада с миром, разобщённости, непонимания, неуважения к человеку. Это сближает «Хорошее отношение к лошадям»
со многими ранними стихотворениями поэта. Тот же конфликт (толпа — и «один я»), тот же мотив непонятости,
страдания и сострадания.
Маяковский в своём творчестве опирается на гуманистические традиции отечественной
классики. Стихотворение позволяет увидеть черты, характеризующие Маяковского как поэта-романтика.
III. Выразительное чтение стихотворений
А. А. Блока и В. В. Маяковского
(по выбору учащихся).
IV. Устные рассказы учащихся
о лирическом герое
(на материале поэзии А. А. Блока и В. В. Маяковского).
На данном этапе урока шестиклассникам предлагается подготовить краткие сообщения о лирическом герое стихотворений А. А. Блока (или В. В. Маяковского),
используя тот план, над которым они работали при создании характеристики героя литературного произведения.
В прочитанных лирических стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского перед нами тоже литературные
герои, имеющие свою судьбу, характер, проявляющие своё отношение к миру и окружающим людям. Однако
информация, которую мы получаем о герое из текста лирического произведения, минимальна.
Рассказ о лирическом герое может оказаться слишком кратким, состоящим только из оценки его эмоционального состояния и
предположений относительно возраста, происхождения, судьбы, социального положения, рода занятий, характера, отношения к миру и людям.
С учётом того, что лирический герой — это образ поэта, его своеобразный «двойник», можно существенным образом развернуть характеристику, обратившись
к биографии и другим произведениям поэта. Однако эта задача сложна даже для старшеклассников, зачастую прямо связывающих факты
биографии поэта и анализ художественных образов лирического стихотворения.
V. Домашнее задание:
подобрать интересные факты биографии и творчества А. А. Блока или В. В. Маяковского, используя дополнительные источники.
Следующие уроки: Урок 69. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова.
– М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|