Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка»
Литература
 
 Главная
 
Портрет И. В. Гёте
работы Йозефа Карла Штилера, 1828.
 
Портрет Ф. Шиллера
работы Антона Графа. 1790. Муниципальная галерея Дрездена
 
 
 
 
 
 
 
ЖАНР БАЛЛАДЫ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
3 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 15. Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка»

Урок 16. Баллада В. Скотта «Клятва Мойны»

Урок 17. Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»


УРОК 15
Баллады И. В. Гёте «Лесной царь»
и Ф. Шиллера «Перчатка»

Задачи:
познакомить шестиклассников с жанром баллады и его особенностями; рассмотреть на примере баллад И. В. Гёте и Ф. Шиллера интонацию и диалог как средства раскрытия настроения в балладном жанре.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; анализ сюжета баллады, особенностей интонации; сопоставительный анализ двух баллад; выразительное чтение; прослушивание музыкального произведения.
Термин: баллада.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о содержании баллад

(тематика: историческая, фантастическая, любовно-драматическая, героическая),
особенностях их сюжета и композиции.

Жанр баллады является новым для некоторых учащихся. По своей загадочности и напряжённости развития действия, непохожести на другие, ранее рассмотренные жанры литературы он притягателен и интересен для шестиклассников.

Сюжет баллады не столько акцентирует внимание читателя на действии, сколько является вместе с интонацией и диалогом средством передачи настроений, чувств и переживаний героя.

Важно остановиться на соединении в балладе черт эпического произведения (сюжетность, наличие персонажей) и ярко выраженного лирического начала (психологизм, эмоциональность, экспрессивная окрашенность происходящего), а отсюда подвести учащихся к причинам отнесения жанра баллады к лиро-эпическим произведениям.

Балладные сюжеты основываются на мифах, легендах, сказаниях, историческом или бытовом материале. Как и авторские сказки, авторские баллады имеют своим источником фольклор.

II. Чтение вступительной статьи учебника
об особенностях баллады как жанра литературы.


Учащимся предлагается вместе с учителем выписать черты балладного жанра, фамилии авторов баллад на доске и в тетради. Здесь отрабатывается умение кратко сформулировать мысль, грамотно оформить письменное высказывание.

III. Чтение вступительной статьи
или краткое слово учителя
об Иоганне Вольфганге Гёте.

Иоганн Вольфганг Гёте
(Johann Wolfgang von Goethe,
1749 — 1832)

IV. Прослушивание песни
австрийского композитора
Ф. Шуберта «Лесной царь»

до или после чтения баллады поможет настроиться на интуитивное, нелогическое постижение баллады, усилить влияние художественного текста на личность, даст возможность провести сопоставление двух художественных восприятий (психологического состояния героев в балладе И. В. Гёте «Лесной царь» и в одноимённой песне Ф. Шуберта).

V. Беседа по вопросам:

1. Где разворачивается действие баллады?
2. Кто герои баллады — участники происходящих событий? Какими вы их себе представляете?
3. Вопросы учебника 1, 2, 3.
4. Какие два мира отражены в балладе? Как они соприкасаются?
5. Почему Лесной царь забирает младенца?
6. Какие темы звучат в балладе?
7. Докажите, используя статью учебника, что «Лесной царь» И. В. Гёте — это баллада.

Последнее задание направлено на закрепление представлений об особенностях балладного жанра, развитие навыков аргументированного ответа при анализе художественного текста.

VI. Слово о поэте,
представление автора баллады
«Перчатка» Фридриха Шиллера.


Важно отметить связь имён двух великих немецких поэтов: перед зданием Национального театра в Веймаре стоит памятник поэтам, руки которых соединены общим венком славы. Вместе ими был создан трактат, посвящённый поэзии «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796), в котором говорится о существовании двух типов художников.

Первый тесно связан с природой, стремится подражать действительности, второй пытается преодолеть разрыв человека с природой, вызванный современной цивилизацией и культурой.

Первым являлся сам Гёте, вторым — Шиллер, в балладах которого более чётко звучит авторская морализирующая позиция.

VII. Выразительное чтение баллады
и её анализ

помогут учащимся увидеть подтекст происходящего, глубже погрузиться в текст произведения.

Примерные вопросы и задания:

1. Какого сражения ожидает король Франциск? Как в балладе показано настроение короля, его свиты? В чём проявляется авторское отношение к героям балладного сюжета?

Словесное рисование окружения короля поможет учащимся представить описанную в балладе картину, будет способствовать развитию творческого мышления.

2. Обратите внимание на расположение королевской свиты и зверинца. Как организовано пространство в балладе?

3. Воссоздайте (опишите) картину выхода на арену королевского зверинца. Подумайте, как через описание зверей показано, что происходящее далеко не игра и не шуточное развлечение.

4. Что вам уже известно о рыцарях эпохи Средневековья? Слышали ли вы о рыцарском кодексе чести? Почему рыцарь Делорж, видя лицемерную и колкую улыбку своей дамы, отправляется за перчаткой?

5. Что происходит в душе героя? Как и почему меняется его отношение к красавице? Подумайте, как соотносится внешнее и внутреннее в её образе.

6. О чём говорит ответ рыцаря?

Далее необходимо обратиться к вопросам учебника 1—4.

Можно также познакомить учащихся со стихотворением И.-В. Гёте «Достаток терять…» и поразмышлять над тем, как оно связано с балладой Ф. Шиллера «Перчатка» и как в нём раскрывается позиция автора:

Достаток терять —
Не перчатки терять.
А впрочем, в сей жизни суровой
Зажиток добудешь и новый.
Честь потерять —
Это много терять.
А впрочем, то, что осудится,
С годами забудется.
Вот мужество — это терять не годится:
Уж лучше тогда совсем не родиться!..

VIII. Выполнение письменного
творческого задания в рабочей тетради:

«Охарактеризуйте рыцаря, короля, королевскую свиту, красавицу (по выбору), подобрав свои сравнения, определения».

IX. Домашнее задание:

подготовить по учебнику и дополнительным источникам рассказ о В. Скотте.

Индивидуальные задания:

1) написать страшную историю (или сказку), которая разрешалась бы поучительно и оптимистично;

2) подготовить выразительное чтение одной из баллад.

Следующие уроки: Урок 16. Баллада В. Скотта «Клятва Мойны» >>>


ЖАНР БАЛЛАДЫ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(Статья учебника)

С произведениями западноевропейского героического народного эпоса, русскими былинами и народной лирической поэзией непосредственно связан жанр баллады, получивший особенно широкое распространение в литературе первой половины ХІХ века.

Баллада (от французского слова ballade – танцевальная песня) лиро-эпический жанр, стихотворение на исторические, сказочные или бытовые темы с элементами таинственности и мистики, наличием драматического диалога и напряжённого повествования.

Слово «баллада» возвращает нас к средневековой французской поэзии, а сам жанр литературной баллады зарождается на основе англо-шотландской народной поэзии XIV–ХѴІ веков, посвящённой междоусобным войнам и легендарному герою Робину Гуду.

Какие признаки характерны для жанра литературной баллады?

Во-первых, наличие особой атмосферы таинственности, загадочности, а порою даже страха.

Во-вторых, обязательное присутствие драматического диалога, который становится значимой частью напряжённого повествования о событиях.

В-третьих, интерес к таким характерным темам, как несчастная любовь, губящие человека тёмные силы, роковое преступление и т. п. Герои баллад часто вступают в поединок со злом и не всегда побеждают, однако вызывают симпатию и сочувствие автора и читателя.

Баллада близка народной лирической песне, потому что в ней также особое внимание уделяется повествованию о каком-либо сложном, напряжённом моменте в жизни героя, передаются его внутренние переживания, сомнения, страхи. Героями баллад часто становятся благородные рыцари, воины, личности яркие, незаурядные.

Сюжеты баллад связаны с народными преданиями, легендами. Драматическое действие развивается стремительно и нередко завершается трагической развязкой.

В начале ХІХ века баллады получают необычайную популярность среди поэтов и музыкантов, представлявших новое направление романтизм, интересовавшихся народным творчеством и национальным прошлым, активно участвовавших в сборе и публикации народных сказок и песен. Баллады создают в Германии И.-В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. А. Бюргер; в Англии В. Скотт, Р. Саути; в Польше – А. Мицкевич. В России к жанру баллады обращались многие известные поэты: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой.

В ХХ веке жанр баллады нередко использовался в поэзии, посвящённой событиям военного времени. В известном фильме режиссёра Г. Н. Чухрая «Баллада о солдате» (1959) нашли отражение традиции романтической баллады, в которой изображались героические характеры.

(вернуться к уроку)


Иоганн Вольфганг
ГЁТЕ
(Johann Wolfgang Goethe, 1749–1832)

(Статья учебника)

Иоганн Вольфганг Гёте – знаменитый немецкий поэт, прозаик, драматург, философ и государственный деятель. Он родился в старинном городе Франкфурте-на-Майне в богатой семье, получил прекрасное образование. Гёте серьёзно занимался медициной, анатомией, защитил диссертацию на звание доктора права. Позднее в автобиографической книге «Поэзия и правда» поэт признавался: «Расположение созвездий мне благоприятствовало».

В 1775 году Гёте по приглашению герцога Карла Августа приехал в Веймар и остался здесь на всю жизнь, лишь ненадолго покидая этот город, ставший одним из культурных центров Европы.

Гёте прожил долгую и интересную жизнь. Он написал более 1600 стихотворений, несколько поэм и драматических произведений, романы «Страдания юного Вертера», «Годы учения Вильгельма Мейстера». Всемирную известность получила трагедия Гёте «Фауст», над которой поэт работал на протяжении всего творческого пути.

В 1797 году состоялось дружеское состязание двух великих немецких поэтов Гёте и Шиллера в написании баллад, которое послужило началом возрождения этого жанра в литературе.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре
Памятник был торжественно открыт 1 сентября 1857 года
перед зданием Немецкого национального театра в честь столетия Карла Августа Саксен-Веймар-Эйзенахского. Статуи обоих поэтов были отлиты в одну высоту, хотя Шиллер в действительности был на 21 см выше Гёте.
Проект памятника: скульптор Эрнст Ритшель и его помощник Густав Адольф Киц. Литейщик: Фердинанд фон Миллер.
На обратной стороне памятника выгравированы слова: Ernst Rietschel inv. et fec. Dresden 1856, Ferd. v. Miller fudit München 1857.
Копии памятника стоят в Антинге, Сан-Франциско, Милуоки, Кливленде и Сиракузах.
 
Карл Готлиб Пешель. Лесной царь, 1840.
Фрески, написанные художником для замка Дитерсбах близ Пильница,
изображают сцены из пяти баллад Гёте.
В правом верхнем углу картины тучи и кроны складываются в странное тёмное пятно, очертания которого отдалённо напоминает обёрнутое назад мужское бородатое лицо с округлённым в крике ртом. Может быть, это воплощение мистического ужаса, который гонит от себя всадник, или будущего горя отца, которому суждено потерять своего ребёнка? Во всяком случае, это остаётся и должно оставаться загадкой для зрителя: присутствие иного в земном мире может быть лишь смутно ощутимо, угадываемо.
Лесной Царь на картине будто соткан из тумана. Он нависает над всадником и его сыном.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика