УРОК 1
Образ человека в литературе
Задачи: познакомить шестиклассников с учебником; обобщить имеющиеся у учащихся представления об образе человека в
литературе, о герое литературного произведения и об образе автора-творца.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; сопоставление художественных описаний.
Термины: герой, персонаж, заглавный образ, лирический герой, автор, аллегория.
Этапы урока:
I. Вступительное слово об образе человека в литературе и основных задачах курса литературы в 6 классе:
читать литературные произведения,
находить в тексте необходимую информацию о героях и авторской позиции,
давать устную и письменную характеристики персонажей литературного произведения и выражать своё отношение к ним.
II. Знакомство с учебником.
Представление обложки, форзацев, оглавления учебника.
Советы по работе со справочным аппаратом учебника (комментарии, сноски,
рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»),
а также с разными видами заданий (уже знакомые шестиклассникам рубрики
«Поиск информации», «Точка зрения», «Публичное выступление», «Опыт исследования» и др.).
III. Чтение вступительной статьи «Образ человека в литературе».
Сопоставление двух художественных описаний (психологического состояния человека в стихотворении М. Ю. Лермонтова
«На севере диком стоит одиноко…»
и картины природы в стихотворении А. А. Фета «Печальная берёза…»).
В процессе работы над вступительной статьёй обобщаются ранее полученные представления о героях произведений фольклора и литературы
(например, об образе главного героя народных и литературных сказок) и изобразительно-выразительных средствах (аллегория, метафора,
сравнение, эпитет и др.).
IV. Беседа по вопросам учебника.
Для закрепления материала вступительной статьи можно использовать вопросы и задания учебника (1, 2, 3).
Попутно повторяются знания о заглавном образе литературного произведения, развивается навык различения главных и второстепенных персонажей.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека.
Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?
2. Какой вид искусства требует особенно активной работы воображения?
Прослушайте фрагмент музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Какую картину вы представили, слушая эту музыку? Какое место в
этой картине отведено человеку?
3. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей.
С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?
V. Выполнение творческой работы (индивидуальное задание 3 учебника).
Выполнение этого задания, проведение небольшой творческой работы, посвящённой закреплению материала
об образе человека в искусстве, можно начать на уроке и продолжить дома.
На уроке выполняется часть задания, связанная с обсуждением аллегории С. Боттичелли «Весна» (см. ниже репродукцию).
Другие примеры художественных картин-аллегорий учащиеся подбирают дома, используя справочную литературу и поисковые системы в Интернете.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать мифы «Прометей», «Яблоки Гесперид» и познакомиться с комментариями к ним;
2) ответить устно на вопросы 1, 2 учебника.
Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1, 3 учебника (по выбору).
Следующие уроки: Урок 2. Герои в древнегреческих мифах >>>
|