Образ человека в литературе
Литература
 
 Главная
 
 
ПРАКТИКУМЫ
в 6 классе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ
 
1 ЧАС

6 класс[1]



УРОК 1
Образ человека в литературе

Задачи:
познакомить шестиклассников с учебником; обобщить имеющиеся у учащихся представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения и об образе автора-творца.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; сопоставление художественных описаний.
Термины: герой, персонаж, заглавный образ, лирический герой, автор, аллегория.

Этапы урока:

I. Вступительное слово
об образе человека в литературе и основных задачах курса литературы в 6 классе:
читать литературные произведения,
находить в тексте необходимую информацию о героях и авторской позиции,
давать устную и письменную характеристики персонажей литературного произведения и выражать своё отношение к ним.

II. Знакомство с учебником.

Представление обложки, форзацев, оглавления учебника.

Советы по работе со справочным аппаратом учебника (комментарии, сноски, рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»),
а также с разными видами заданий (уже знакомые шестиклассникам рубрики «Поиск информации», «Точка зрения», «Публичное выступление», «Опыт исследования» и др.).

III. Чтение вступительной статьи «Образ человека в литературе».

Сопоставление двух художественных описаний (психологического состояния человека в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» и картины природы в стихотворении А. А. Фета «Печальная берёза…»).

В процессе работы над вступительной статьёй обобщаются ранее полученные представления о героях произведений фольклора и литературы (например, об образе главного героя народных и литературных сказок) и изобразительно-выразительных средствах (аллегория, метафора, сравнение, эпитет и др.).

IV. Беседа по вопросам учебника.

Для закрепления материала вступительной статьи можно использовать вопросы и задания учебника (1, 2, 3).

Попутно повторяются знания о заглавном образе литературного произведения, развивается навык различения главных и второстепенных персонажей.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека.
Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?

2. Какой вид искусства требует особенно активной работы воображения?
Прослушайте фрагмент музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Какую картину вы представили, слушая эту музыку? Какое место в этой картине отведено человеку?

3. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей.
С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?

V. Выполнение творческой работы (индивидуальное задание 3 учебника).

Выполнение этого задания, проведение небольшой творческой работы, посвящённой закреплению материала об образе человека в искусстве, можно начать на уроке и продолжить дома.

На уроке выполняется часть задания, связанная с обсуждением аллегории С. Боттичелли «Весна» (см. ниже репродукцию).

Другие примеры художественных картин-аллегорий учащиеся подбирают дома, используя справочную литературу и поисковые системы в Интернете.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать мифы «Прометей», «Яблоки Гесперид» и познакомиться с комментариями к ним;

2) ответить устно на вопросы 1, 2 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1, 3 учебника (по выбору).

Следующие уроки: Урок 2. Герои в древнегреческих мифах >>>


 
Сандро Боттичелли. Весна. 1482
Галерея Уффици, Флоренция
Одна из версий интерпретации картины
рассматривает изображение на картине
как три этапа путешествия по земному Раю:
вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.
(вернуться к уроку)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика