Главная |
|
|
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
3 ЧАСА
6 класс[1] |
Урок 49. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
Урок 50. Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»
Урок 51. Урок внеклассного чтения по рассказам А. П. Чехова
УРОК 49
Рассказ А. П. Чехова
«Толстый и тонкий»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества А. П. Чехова; прочитать и прокомментировать
рассказ «Толстый и тонкий»; дать начальные представления о комическом в литературе.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ
рассказа; анализ художественных деталей.
Термины: комическая ситуация, юмористическое произведение, речевая характеристика, художественная деталь, антитеза.
Этапы урока:
I. Устные сообщения учащихся
об А. П. Чехове и его творчестве,
подготовленные на основе статьи учебника и дополнительных источников.
Знакомство с личностью писателя и его эпохой может быть дополнено чтением фрагментов статьи учебника и воспоминаний современников,
а также работой с вопросами и заданиями 1, 4 учебника.
II. Чтение и анализ
рассказа «Толстый и тонкий».
Рассказ может быть прочитан учителем или заранее подготовленным учеником.
В процессе анализа произведения используются вопросы и задания 1—7 учебника.
Для облегчения понимания прочитанного шестиклассникам можно предложить записать в тетради краткую информацию о том, какие существовали в дореволюционной
России классы чиновников, дать фрагменты Табели о рангах, принятой Петром Первым и существовавшей в чеховские времена в несколько изменённом виде.
Школьникам часто будут встречаться в последующем (и уже встречались) в произведениях русской литературы наименования
штатских чинов:
1. Канцлер.
2. Действительный тайный советник.
3. Тайный советник.
4. Действительный статский советник.
5. Статский советник.
6. Коллежский советник; военный советник.
7. Надворный советник.
8. Коллежский асессор.
9. Титулярный советник.
10. Коллежский секретарь.
11. Корабельный секретарь.
12. Губернский секретарь.
13. Провинциальный секретарь; сенатский регистратор; синодский регистратор; кабинетный регистратор.
14. Коллежский регистратор.
Шестиклассникам стоит напомнить о чинах некоторых известных персонажей русской
Самую блестящую карьеру сделал Каренин, муж главной героини романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», он дослужился до тайного
советника (более высокие чины в литературе, в реальности бывшие весьма редкими, не представлены).
Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», был коллежским советником.
У Хлестакова, героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», был самый низкий чин — коллежского регистратора.
III. Сопоставительная характеристика
«толстого» и «тонкого»,
которую учащиеся проводят письменно, подбирая детали в тексте рассказа.
Итогом работы станет вывод о том, что объём характеристики очень важен для понимания авторской позиции. Писателя интересует не
столько «толстый», сколько «тонкий», который без всякой надобности (по привычке) ведёт себя с бывшим одноклассником так нелепо.
IV. Закрепление навыка
выявления в тексте художественных приёмов
с использованием материала статьи о писателе.
Учащимся предлагается начать работу над таблицей
«Художественные приёмы в рассказах А. П. Чехова»
и внести в неё примеры из текста рассказа «Толстый и тонкий», подводящие к предварительным выводам о некоторых средствах создания комического эффекта.
Данная работа может быть продолжена на следующих уроках или выполнена самостоятельно.
ТАБЛИЦА
««Художественные приёмы в рассказах А. П. Чехова» |
|
«Толстый и тонкий» |
«Хамелеон» |
(по выбору) |
Прямые обращения к читателю |
— |
— |
|
Восклицания |
«Вот сюрприз!..» и др. |
«Нынче не велено кусаться!..» и др. |
|
Экспрессивно-оценочные слова |
«Милый мой!..» и др. |
«Каждый свинья», «болван» и др. |
|
Сравнения |
«Как спелые вишни», «как китаец» |
«Как голодные пасти» |
|
Междометия и частицы |
«Ах ты Господи!..», «Хо-хо…» и др. |
«А…а!» |
|
«Говорящие» фамилии |
— |
Очумелов, Хрюкин |
|
Просторечная лексика |
— |
«Не пущай!», «цигаркой ей в харю…» |
|
Словесные штампы, шаблоны |
«Приятно ошеломлены» |
— |
|
Комические афоризмы |
— |
— |
|
|
V. Подведение итогов урока,
выводы об особенностях комического в литературе.
Здесь важно, как и на следующих уроках по произведениям А. П. Чехова, отметить,
что за внешним комизмом у писателей очень часто скрываются грустные раздумья о несовершенстве человеческих отношений.
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказ А. П. Чехова «Хамелеон».
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника (по выбору).
|
|
УРОК 50
Рассказ А. П. Чехова
«Хамелеон»
Задачи: обогатить представления учащихся о комическом и средствах его создания; развивать навыки сопоставительного
анализа произведений и персонажей.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрацией; составление цитатного плана.
Термины: заглавный образ, комическая ситуация, диалог, «говорящая» фамилия, художественная деталь.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока, на котором предполагается расширить представления шестиклассников о юмористических рассказах А. П. Чехова,
закрепить навыки анализа заглавного образа и сопоставительного анализа произведений.
II. Чтение и анализ
рассказа «Хамелеон»
(по вопросам 1, 2, 4 учебника).
Рассказ читают учащиеся, уже познакомившиеся с его содержанием.
На данном этапе проводится также словарная работа, уточняются значения неизвестных шестиклассникам слов и выражений.
III. Выполнение письменной работы
— составление цитатного плана, наглядно демонстрирующего стремительные перемены в состоянии Очумелова (задание 3 учебника).
Учащиеся должны выбрать фразы Очумелова, которые указывают на то, к какому решению он склоняется в
тот или иной момент. Перед данной фразой (или в скобках) может быть указано, после какой информации было принято такое решение.
Пример оформления записи:
1. Первая реакция: «А собаку истребить надо. Немедля!»
2. После предположения кого-то из толпы о том, что это собака Жигалова: «Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в
твою голову идея, чтоб сорвать».
3. После слов городового о том, что у генерала таких собак нет: «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить!»
4. После слов городового о том, что он видел такую собаку во дворе у генерала: «Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой
дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»
5. После слов генеральского повара Прохора о том, что таких собак у генерала отродясь не бывало: «Она бродячая! Нечего тут
долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и всё».
6. После слов Прохора о том, что это собака не генерала, а его брата: «Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её…
Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец!»
По результатам обсуждения итогов проведённой работы можно перейти к характеристике заглавного образа
рассказа и вернуться к многозначности слова «хамелеон».
Дополнительные вопросы и задания:
1. Вспомните встречу двух бывших приятелей, описанную в рассказе «Толстый и тонкий». Кого из персонажей этого рассказа можно назвать «хамелеоном»?
До какого момента он вёл себя естественно? Как изменились его поведение и речь потом?
2. Почему обычная ситуация, описанная в начале рассказа «Хамелеон», тоже стала нелепым, комическим случаем?
3. Почему для полицейского надзирателя так важно, чья это собака? Как это характеризует человека, который стоит на
страже закона, перед которым равны все? Почему так и не был составлен протокол?
4. Что вы можете сказать о позиции автора? Над кем он смеётся? Кому сочувствует? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваш ответ.
IV. Отчёты учащихся
о выполнении индивидуальных заданий
(индивидуальные задания 1 и 2 учебника) могут стать продолжением работы с текстом рассказа «Хамелеон».
Внимание шестиклассников обращается на особую функцию художественных деталей в выявлении авторской позиции
и на близость двух чеховских рассказов по тематике, образам и художественным приёмам.
В частности, сообщения учащихся дополняются примерами, которые может найти
в тексте рассказа учитель: «новая шинель», «узелок в руке», «конфискованный крыжовник», «выражение тоски
и ужаса» в глазах щенка и др.
Можно попросить шестиклассников прокомментировать фрагмент описания базарной площади и показать возможность неоднозначного толкования слов
автора: «На площади ни души».
V. Подведение итогов урока,
обсуждение вопроса о том, в каких жизненных ситуациях мы обычно вспоминаем рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», и об огромной силе смеха.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать рассказы А. П. Чехова «Злоумышленник», «Радость»;
2) завершить работу над таблицей «Художественные приёмы в рассказах А. П. Чехова».
Индивидуальные задания:
1) рекомендовать одноклассникам один из рассказов А. П. Чехова, подготовить его краткий пересказ;
2) подготовить чтение по ролям рассказа А. П. Чехова (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 51
Урок внеклассного чтения
по рассказам А. П. Чехова
Задачи: обогатить представления учащихся о юморе и юмористических рассказах А. П. Чехова; развивать интерес к творчеству писателя.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказов; краткие пересказы; чтение по ролям; самостоятельная работа с таблицей.
Термины: заглавный образ, художественная деталь.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока внеклассного чтения и об основных видах деятельности на этом уроке.
II. Чтение и анализ
рассказа «Радость».
Примерные вопросы и задания:
1. Что делает ситуацию, описанную в рассказе «Радость», комической? На каком несоответствии создаётся комический эффект?
2. Обратите внимание на время действия (после полуночи).
Разделят ли радость главного героя рассказа Макаровы и Иваницкие, к которым он побежал с номером газеты?
3. Как можно оценить позицию автора рассказа? Есть ли в произведении прямые авторские оценки происходящего? Как
оценивает автор понятное желание Мити прославиться, оказаться известным? Был ли в действительности у героя повод
для радости и торжества? Докажите, что в названии рассказа скрыта авторская ирония.
III. Чтение и анализ
рассказа «Злоумышленник».
Примерные вопросы и задание:
1. Показался ли смешным этот рассказ?
2. Объясните смысл заглавия произведения. Является ли его главный герой настоящим злоумышленником? Как описанная
в рассказе ситуация приобретает не только комический, но и драматический характер?
3. Как относится к описанной истории и её участникам автор? Сочувствует ли он кому-нибудь?
4. Какой рассказ, «Радость» или «Злоумышленник», вам больше понравился? Почему?
IV. Чтение по ролям
одного из рассказов А. П. Чехова
(«Радость», «Злоумышленник» или др.) заранее подготовленным учащимся.
На данном этапе урока повторяются сведения о выразительном чтении (в том числе и чтении
по ролям) как способе интерпретации литературного произведения.
Своеобразным интерпретатором выступает и тот,
кто пересказывает произведение: он отбирает наиболее значимые с его точки зрения фрагменты, привносит в пересказ своё личное отношение к тому, о чём рассказывает.
V. Краткие рекомендации
для самостоятельного чтения
других ранних произведений А. П. Чехова
(например, рассказов «Задачи сумасшедшего математика»,
«Случай с классиком» и др.).
Чтение фрагментов из этих рассказов может стать началом работы по теме «Нонсенс в литературе».
Следующие уроки: Урок 52. Литература нонсенса и абсурда >>>
|
|
|
|
|
Редакционный день «Будильника». 1885.
Рисунок сотрудника журнала художника М. М. Чемоданова. Слева второй стоит А. П. Чехов.
Источник: Будильник. 1885. № 12. |
|
|
|
|
|
|
|