Главная |
|
|
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
9 ЧАСОВ
6 класс[1] |
Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
* Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»[2]
Урок 24. Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»
Урок 25. Владимир Дубровский в родительском доме
Урок 26. Владимир Дубровский в доме Троекурова
* Урок 27. Краткое изложение эпизода
Урок 28. Финал романа «Дубровский»
Урок 29. История Владимира Дубровского
Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
УРОК 24
Образы помещиков Дубровского
и Троекурова в романе «Дубровский»
Задачи: подготовить учащихся к восприятию художественного мира романа А. С. Пушкина; провести обмен первыми впечатлениями о сюжете и героях произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; беседа по вопросам учебника; работа с текстом и комментариями к роману.
Термины: роман, повествователь, эпизод, завязка, эпиграф.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
об истории создания романа А. С. Пушкина «Дубровский»
(с использованием материалов, помещённых в комментариях) и о своеобразном художественном мире произведения, посвящённого
жизни русских дворян начала XIX века.
Здесь важно заинтересовать ребят необычным сюжетом романа и судьбой его главного героя, молодого человека, решавшего сложные жизненные вопросы.
II. Беседа по вопросам,
выявляющим особенности первоначального восприятия романа, первые впечатления.
Можно использовать вопросы 1—3 учебника
и дополнительные вопросы и задания:
1. Знакомы ли вы с сюжетом романа «Дубровский»? Из каких источников почерпнули информацию? Видели ли вы фильм, экранизацию романа?
2. Вспомните, что такое завязка в литературном произведении. Найдите и прочитайте эпизод из романа, который стал завязкой конфликта между двумя
помещиками — Дубровским и Троекуровым.
III. Чтение и анализ
фрагментов романа
(эпизод на псарне, письмо Дубровского, покровские мужики в берёзовой роще Дубровского, беседа Троекурова с Шабашкиным и др.) необходимо связать с
основной темой урока.
Важно не только подготовить устные характеристики двух помещиков, но и показать, как конфликт между ними, который можно было уладить мирным путём, привёл
к драматическим событиям, смерти одного из участников конфликта и крестьянскому бунту.
Анализ конфликта между двумя помещиками
следует предварить необходимым историческим комментарием,
предложив учащимся такие вопросы и задание:
1. Определите примерное время действия в романе, учитывая время создания произведения и указание повествователя на то,
что описываемые в романе события происходили «несколько лет тому назад».
2. Что вам известно об этом времени из уроков истории и уроков литературы?
3. Что такое крепостное право? Как складывались отношения между дворянами-помещиками и их крепостными крестьянами?
4. Мог ли крепостной крестьянин безнаказанно пошутить над своим помещиком? Мог ли он позволить себе такое же отношение к соседнему помещику?
5. Как должен был реагировать помещик на шутку в его адрес со стороны крепостного крестьянина? Понятна ли реакция
старого Дубровского на поведение одного из псарей Троекурова?
Учащиеся могут вспомнить о том, как строились отношения между барином и крепостным крестьянином, на примере повести И. С. Тургенева «Муму».
Важно показать, что у конфликта Дубровского и Троекурова были реальные основания, обусловленные историческим временем. Другое дело, что этот конфликт
не обязательно должен был привести к столь печальным последствиям.
Далее необходимо прочитать и проанализировать эпизод, обозначивший завязку конфликта, и остановиться на
описании последующих событий.
Примерные вопросы и задание:
1. Внимательно перечитайте эпизод на псарне. Почему один Дубровский не восхищался псарней Троекурова? Какое слово
объясняет его «суровую» оценку?
2. Что в словах псаря оказалось особенно обидным для Дубровского? Аргументируйте свой ответ примерами из текста
(в частности, из письма Дубровского).
3. Как вели себя после эпизода на псарне Дубровский и Троекуров? Пытался ли кто-то из них уладить дело мирным путём?
IV. Комментированное чтение главы IV
(возможно чтение романа учителем или учащимися).
Следует объяснить роль эпиграфа к этой главе, предупреждающего читателя
о скорой кончине старого Дубровского. Особо нужно остановиться на описании внутреннего состояния Троекурова,
в котором совесть «роптала» (учащиеся подбирают синонимы к этому слову: «заговорила», «возмущалась»).
V. Заключительное слово учителя
о завязке конфликта
между двумя помещиками и предположения учащихся о возможной развязке этой ссоры.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать главы IV—VII романа А. С. Пушкина «Дубровский»;
2) ответить на вопросы 7—10 учебника.
Индивидуальные задания:
подготовить краткий пересказ одного из эпизодов романа (с участием Троекурова или старого Дубровского)
и ответить на вопрос о роли этого эпизода в раскрытии образа героя.
|
|
УРОК 25
Владимир Дубровский в родительском доме
Задачи: формировать первоначальные навыки анализа эпизода
как одного из средств раскрытия образов персонажей; подготовить учащихся к неожиданному сюжетному ходу в романе.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; краткий пересказ эпизода; ответы на вопросы учебника.
Термины: роман, эпизод, сюжет.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания,
краткие пересказы эпизодов
с ответом на вопрос о том, какую роль этот эпизод играет в раскрытии образов старого Дубровского и Троекурова.
Можно дать учащимся примерный план ответа
на предложенный вопрос
(более подробный план анализа эпизода будет рассматриваться в 7 классе; см. Урок "Анализ эпизода
эпического произведения"):
1. Назовите главных участников эпизода.
2. Как ведут себя главные герои романа в этом эпизоде?
3. Что нового мы узнали о них: об их характере, отношении к другим людям?
4. Как изменилось наше отношение к этим героям после данного эпизода?
II. Чтение и анализ фрагментов романа,
связанных с образом Владимира Дубровского
(приезд Троекурова в имение Дубровского, бунт крестьян, пожар в Кистенёвке).
Работу над характеристикой героя можно начать с выполнения задания 5 учебника:
«Вспомните, когда и в связи с чем повествователь впервые упоминает о главном герое романа.
Что нового мы узнаём о Владимире Дубровском из главы III?»
Далее характеристика главного героя романа будет дополнена в ходе чтения и анализа отдельных эпизодов из
глав IV—VI.
Здесь важно отметить те черты героя, которые вызывают симпатию, сочувствие к нему, и те, которые заставляют вспомнить о характере его отца:
1. Почему Владимир приказал «выгнать со двора» Троекурова, который уже решил помириться со старым приятелем?
Какую роль здесь сыграло стечение обстоятельств?
2. Прочитайте фрагмент главы V «Владимир Дубровский в незнакомом лесу». Почему Владимир не пошёл на поминальный
обед и удалился в «чащу дерев»? Как описание природы помогает раскрыть состояние героя?
3. Почему Владимиру сначала удалось остановить взбунтовавшихся крестьян? Собирался ли он просить милости у государя, или он просто хотел успокоить мужиков?
4. Прочитайте начало главы VI и вспомните, как называется такая форма речи героя. Что нового мы узнаём о Владимире
Дубровском из его внутреннего монолога? Почему портрет матери «в белом утреннем платье» вызвал в уме героя «страшные
мысли»? Изменились ли его мысли после чтения писем матери,
или он только на время «позабыл всё на свете»? Как вы думаете, когда Владимир принял решение поджечь дом, теперь ему
уже не принадлежащий? Подтвердите примерами из текста.
III. Чтение и анализ эпизода
«Кузнец Архип во время пожара»
(финал главы VI).
Поведение кузнеца может быть непонятно современным школьникам. Архип, который запер дверь на ключ,
чтобы четыре судебных чиновника (исправник, заседатель, стряпчий и писарь) сгорели заживо, пожалел кошку, оказавшуюся на крыше. С образом Архипа связана
тема бунта, заявленная уже в I томе романа.
Внимание ребят следует обратить на несколько раз произнесённую
кузнецом фразу «Как не так!» (Можно привести более понятный школьникам вариант: «Как бы не так!») По этой
фразе учащиеся легко определят главного зачинщика бунта в сцене встречи крестьян с судебными чиновниками.
1. Что в поведении судебных чиновников сразу вызвало недовольство крестьян? Приведите примеры из текста.
2. Понимают ли крестьяне, что решение суда было несправедливым? Как характеризует крестьян то, что они сочувствуют
своему «несчастному господину»? Какие другие примеры преданности слуг, их привязанности к своему хозяину вы можете привести из литературных произведений?
3. Как вы думаете, можно ли назвать кузнеца Архипа верным слугой и человеком с добрым сердцем? Почему он не послушал Егоровну, которая просила его спасти
«окаянных»?
IV. Подведение итогов работы,
оценка работы учащихся.
V. Домашнее задание:
1) прочитать главы VIII—XII романа А. С. Пушкина «Дубровский»;
2) ответить на вопросы 12 и 13 учебника.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 5 или 6 учебника (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 26
Владимир Дубровский
в доме Троекурова
Задачи: обогатить представления учащихся о сюжете и композиции (построении) литературного произведения; закрепить
навыки составления плана и подбора цитат к письменному ответу на вопрос о литературном персонаже.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; беседа по вопросам учебника; выбор названий к главам романа;
письменный ответ на вопрос о литературном персонаже.
Термины: сюжет, композиция, эпизод, портрет.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвящённого новому этапу в жизни главного героя романа «Дубровский», ставшего «благородным разбойником».
II. Проверка техники и выразительности чтения,
чтение глав VIII и IX романа учащимися.
Главу IX заранее подготовленные шестиклассники могут прочитать по ролям,
стремясь передать при чтении интонации, характерные для повествователя, Троекурова, Антона Пафнутьича, Анны
Савишны и исправника (индивидуальное задание 5 учебника).
Анализ того, как была «исполнена» роль Троекурова, даст материал для дополнительных выводов, связанных
с выразительным чтением произведения как способом его интерпретации (в данном случае речь идёт о представлении
своего понимания характера литературного героя).
III. Беседа по вопросам учебника,
направленная на углубление понимания прочитанного, рассмотрение особенностей сюжета и композиции романа.
Работу с текстом направят вопросы и задания 11—15 учебника, а также
дополнительные вопросы и задания,
в том числе и рассчитанные на проверку знания текста:
1. Вспомните историю превращения Дубровского в Дефоржа.
Был ли настоящий Дефорж учителем? К какому роду деятельности он готовился? Почему решил стать учителем?
2. Найдите в тексте объяснение тому, что Дубровский не поджёг имение своего врага.
Почему он не совершил этот «первый… кровавый подвиг»?
3. Как характеризует состояние Троекурова после исчезновения Дефоржа (глава XII) песня «Гром победы раздавайся»?
Вспомните, когда впервые в романе упоминается об этой песне. В какой главе Троекуров снова начинает «сердито насвистывать» её (индивидуальное задание 6 учебника)?
IV. Чтение фрагментов романа
(начало главы XIII),
готовящее к анализу финала произведения о «благородном разбойнике».
Внимание учащихся обращается, в частности, на отдельные высказывания князя Верейского о «славном разбойнике» и «романтическом герое»,
которые не понравились Троекурову, как не понравился и вопрос о «погорелом строении», бывшей усадьбе Дубровских.
Здесь же можно вспомнить о жене смотрителя, ругавшей мужа, который не дал ей «хоть взглянуть» на Дубровского. Симпатии и сочувствие многих персонажей
романа явно на стороне молодого героя.
Разговор на заключительных уроках по роману будет направлен на выявление авторской позиции и отношения
читателей к главному герою, который в главе XV говорит Маше, «горько вздохнув», о своей «бедной… участи».
V. Домашнее задание:
1) прочитать главы XIII—XVI романа А. С. Пушкина «Дубровский»;
2) подготовить выразительное чтение главы XV и её подробный пересказ.
|
|
УРОК 27*
Краткое изложение эпизода
(из романа «Дубровский»)
Задачи: дать начальные представления об эпизоде литературного произведения; формировать навыки устного и письменного пересказа
эпизода с элементами анализа и оценки роли этого эпизода в произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагмента романа; беседа по вопросам; просмотр кинофрагмента; письменный пересказ эпизода.
Термины: сюжет, композиция, эпизод, диалог, пейзаж.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока, который посвящён
написанию изложения по главе XV
(эпизод «Свидание Маши и Дубровского в саду»).
Какие моменты осложняют данную работу на уроке?
Во-первых, в описании свидания героев большое место занимает их диалог. Внимание учащихся обращается на
необходимость использования в изложении предложений с прямой речью (цитатами из текста романа), а в ряде случаев — перевода прямой речи в косвенную.
Во-вторых, в этом описании очевидны признаки романтического произведения (ночной пейзаж, волнение героев, проявившееся в их поведении и речи,
вполне объяснимое их состоянием влюблённости и, возможно, мрачными предчувствиями).
В-третьих, важно в изложении эпизода подчеркнуть его особую роль в романе, обсудить с учащимися вопрос о том, почувствовали ли они, что эта история любви не
будет иметь благополучного финала.
II. Подготовка к написанию изложения
может быть проведена в несколько этапов:
1. Выразительное чтение эпизода учащимися, дополненное просмотром фрагмента из кинофильма «Дубровский» (режиссёр В. Никифоров, 1988).
2. Устные пересказы эпизода учащимися и их обсуждение.
3. Беседа о некоторых художественных деталях, которые следует учесть при изложении и анализе эпизода:
а) место и время действия;
б) участники эпизода;
в) примерная продолжительность свидания молодых людей;
г) события, предшествовавшие этому свиданию и последовавшие за ним.
Учащимся можно предложить самостоятельно озаглавить
своё изложение, однако при этом учесть, что выбранное заглавие должно соответствовать и содержанию их изложения, и
самому стилю, характеру описания эпизода и его участников.
III. Написание изложения,
работа с черновиком
и оформление изложения в рабочей тетради.
IV. Домашнее задание:
1) прочитать главы XVII—XIX романа А. С. Пушкина «Дубровский»;
2) ответить на вопросы 17—20 учебника.
Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 7 учебника.
|
|
УРОК 28
Финал романа «Дубровский»
Задачи: завершить работу с текстом романа и проанализировать его финал; проверить навык выразительного чтения;
проанализировать письменные работы учащихся.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; просмотр кинофрагментов.
Термины: роман, эпизод, авторская позиция, интерпретация.
Этапы урока:
I. Выразительное чтение фрагментов романа
(описание истории с кольцом в главе XVII, описание последней встречи Дубровского и Маши в главе XVIII).
II. Беседа по вопросам учебника
о смысле финала романа
(вопросы 18—20).
Важно обратить внимание учащихся на то, что в финале произведения образ Дубровского сохраняет черты романтического героя, благородного и вызывающего
симпатии читателя.
Для шестиклассников важной будет также информация о том, что это обычно исключительная личность с необыкновенной судьбой, чаще всего
обречённая на одиночество и даже раннюю смерть.
При изучении романа «Капитанская дочка» в 8 классе учащиеся смогут вернуться к обсуждению вопроса о том, почему автор потерял интерес к Дубровскому и обратился к
истории Петра Гринёва, типичного представителя русского дворянства, оказавшегося свидетелем и прямым участником трагических событий нашей истории — народного
восстания под предводительством Емельяна Пугачёва.
Сцена последней встречи Дубровского и Маши нуждается в комментарии и ссылке на известное высказывание
другой пушкинской героини — Татьяны Лариной:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Заключительные слова Дубровского, обращённые к разбойникам, свидетельствуют не только о том, что герой решил «навсегда оставить» их и саму идею мести
Троекурову, но и о вполне определённой авторской позиции относительно «русского бунта, бессмысленного и беспощадного»
(с этой цитатой из романа «Капитанская дочка» учащихся можно познакомить).
Шестиклассникам можно сказать о других произведениях поэта, в которых нашли отражение те же вопросы, что и в «Дубровском»:
о верности долгу («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»),
о русском бунте («Капитанская дочка», «История пугачёвского бунта»).
III. Работа с иллюстрациями
к роману (художник Б. Кустодиев)
и просмотр фрагментов кинофильма «Дубровский» (режиссёр В. Никифоров, 1988).
На данном этапе урока закрепляются представления учащихся об интерпретации литературного произведения (может быть введено
понятие «художественная интерпретация»).
Шестиклассники обмениваются впечатлениями,
отвечают на вопросы:
1. Соответствуют ли изображённые на иллюстрациях к роману персонажи и исполнители главных ролей в кинофильме вашим
представлениям о героях романа, сложившимся при чтении?
2. Какая иллюстрация показалась вам самой удачной, более всего напоминающей описанную в романе историю?
3. Кто из актёров, снимавшихся в кинофильме, лучше всего, на ваш взгляд, смог передать характер своего героя?
IV. Анализ письменных работ учащихся,
выполненных ими в первой четверти.
V. Домашнее задание:
подготовить план сочинения о Владимире Дубровском,
озаглавить сочинение, подобрать цитаты (описания внешности, характеристики героя, его высказывания).
|
|
УРОК 29
История Владимира Дубровского
Задачи: формировать навыки работы над сочинением о герое литературного произведения: подбирать материал, составлять
план сочинения, работать с черновиком, редактировать свой текст, формулировать вопросы по содержанию и построению
сочинения; подвести итоги работы с романом А. С. Пушкина «Дубровский».
Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; беседа по вопросам; составление плана сочинения; работа с черновиком.
Термины: герой, сюжет, композиция, эпизод, портрет, пейзаж, диалог, цитата.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о плане урока, на котором основное место займёт работа над текстом сочинения,
посвящённого образу главного героя романа «Дубровский», «благородного разбойника» Владимира Дубровского.
II. Подготовка к написанию сочинения
может быть разделена на следующие этапы:
1. Выбор формулировки темы и обсуждение примерного плана сочинения
в соответствии с выбранной формулировкой.
Так, например, если выбирается формулировка темы, повторяющая тему урока («История Владимира Дубровского»), то
план сочинения у учащихся уже готов. В него могут быть внесены лишь некоторые коррективы.
При определении другой формулировки («Образ Владимира Дубровского», «Благородный разбойник» и др.) необходима более серьёзная корректировка плана.
В каждом конкретном случае нужно более подробно остановиться на описании портрета героя, его характера, отношения к нему
окружающих и, разумеется, авторского отношения к герою.
Более сложным заданием может стать написание продолжения истории Дубровского. Эту работу следует проводить не только на основе анализа финала романа,
где сообщается о некоторых возможных версиях судьбы героя, но и с учётом исторического
времени, изображённого в романе, и сюжетов других произведений А. С. Пушкина (например, повестей «Выстрел», «Метель»).
2. Консультация по плану сочинения,
в том числе индивидуальные советы учителя
(в ходе просмотра планов, составленных учащимися).
III. Написание сочинения,
работа с черновиком, редактирование текста сочинения.
IV. Домашнее задание:
прочитать повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Индивидуальные задания:
прочитать ещё одну повесть из цикла «Повести Белкина» («Выстрел», «Гробовщик»)
и написать отзыв об этой повести (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 6 класс;
под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|