Главная |
|
|
Портрет М. Ю. Лермонтова в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
3 ЧАСА
6 класс[1] |
Урок 34. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Урок 35. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс»
* Урок 36. Урок внеклассного чтения по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец»[2]
УРОК 34
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства и юности) М. Ю. Лермонтова;
закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; развивать навыки выразительного чтения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: лирический герой, лирический сюжет, символ, комментарий.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа о М. Ю. Лермонтове,
его жизни и творчестве (на основе ранее изученного и новых материалов о биографии поэта, помещенных в учебнике):
1. Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы помните? Можете ли вы привести отдельные строки из стихотворений поэта?
2. Что вы узнали о детстве поэта? Чем оно было омрачено?
II. Чтение вступительной статьи учебника,
посвященной жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова, а также дополнительных материалов.
III. Чтение и анализ
стихотворения «Парус»
(по вопросам 1—8 учебника).
Не все смыслы и мотивы стихотворения «Парус» можно и нужно объяснять шестиклассникам.
Особое состояние лермонтовского лирического героя, вечно ищущего и стремящегося к недостижимой гармонии («бури» — «покоя»), часто приводит
его (в других стихотворениях) к «мировой скорби». Об этом предстоит говорить в 9 классе, при изучении романтизма и романтических образов и
мотивов в поэзии М. Ю. Лермонтова.
В 6 классе достаточно обратить внимание учащихся на то, как через красочное описание природных образов передаются настроения, мечты и
устремления человека (об этом уже шла речь, в частности, на вводном уроке «Образ человека в литературе», где в
качестве примера приводилось стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...»).
IV. Выразительное чтение
стихотворения «Парус»
учащимися как представление собственной его интерпретации.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, какие интонации преобладают в стихотворении: бодрости, энергичного действия, тоски, грусти, отчаяния?
2. Какие слова вы бы выделили при чтении особо? Как вы объясните свой выбор?
3. Сравните образ паруса в стихотворении и на рисунке М. Ю. Лермонтова, репродукция которого помещена в учебнике.
Представьте проект (эскиз) своей иллюстрации к стихотворению «Парус».
V. Домашнее задание:
1) выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» наизусть;
2) подобрать или нарисовать свои иллюстрации к стихотворению «Парус».
|
|
УРОК 35
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс»
Задачи: закрепить навык определения тематики литературного произведения; формировать навыки сопоставительного
анализа лирических произведений и формулирования выводов.
Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть; сравнительный анализ художественных текстов;
работа с таблицей; беседа по вопросам учебника.
Термины: тема, тематика, образ, символ.
Этапы урока:
I. I. Выразительное чтение наизусть
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»
(проверка домашнего задания).
II. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвященного еще одному стихотворению М. Ю. Лермонтова, во многом близкому «Парусу» по тематике и образному строю.
III. Чтение и анализ
стихотворения «Листок»
(по вопросам 1—6 учебника).
В ходе анализа проводится работа над выразительным чтением стихотворения, обращается внимание на воссоздание необычной ситуации диалога между
«листочком дубовым» и экзотической чинарой (высокое красивое дерево с густой кроной, растущее в Азии).
IV. Сопоставительный анализ
стихотворений «Парус» и «Листок»,
работа с таблицей, наглядно демонстрирующей близость тематики и образной системы двух произведений поэта, созданных в разные периоды творчества
(первая колонка таблицы может быть заполнена учащимися совместно с учителем, вторая и третья — самостоятельно).
Вопросы для сопоставительного анализа:
1. Что общего вы видите в заглавных образах двух стихотворений? Случайно ли здесь использованы существительные мужского рода единственного числа?
2. Какие строки стихотворений «Парус» и «Листок» связаны с отмеченными в таблице темами и образами? Выпишите их.
3. Внимательно изучите результаты проведенной работы и заполненную вами таблицу. Сделайте вывод о близости тематики и образов двух стихотворений поэта.
4. Чем отличаются два образа — паруса и листка? Какими новыми настроениями проникнуто стихотворение «Листок»? Покажите на конкретных примерах.
При ответе на последний вопрос воспользуйтесь комментариями к стихотворениям.
|
Темы и образы |
«Парус» |
«Листок» |
одиночества |
«парус одинокой» |
«один и без цели» |
родины |
«кинул он в краю родном» |
«оторвался от ветки родимой», «вырос в отчизне суровой» |
далекой страны |
«что ищет он в стране далекой» |
«пришелец», «приюта на время он молит», «странник» |
покоя |
«как будто в бурях есть покой» |
«увял я без сна и покоя» |
ветра |
«ветер свищет» |
«шепчется ветер» |
моря |
«в тумане моря голубом» |
«докатился до Черного моря», «холодное море» |
бури |
«просит бури, как будто в бурях есть покой» |
«жестокою бурей гонимый» |
|
V. Чтение и анализ стихотворения «Утёс»,
выполнение заданий учебника.
Возможно сопоставление этого стихотворения с образным строем уже известных шестиклассникам стихотворений М. Ю. Лермонтова.
VI. Заключительное слово учителя
об использовании природных образов для передачи внутреннего состояния человека в лирике М. Ю. Лермонтова и о самых известных из них — листке
(«Листок»), утесе («Утес»), пальме и сосне («На севере диком стоит одиноко...»).
VII. Домашнее задание:
прочитать поэму М. Ю. Лермонтова «Беглец».
Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» и сравнить его со стихотворением «Листок» (тематика и образы);
2) подобрать факты биографии поэта и фрагменты его произведений, посвященные Кавказу.
|
|
УРОК 36
* Урок внеклассного чтения по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец»
Задачи: обогатить представления учащихся о поэзии М. Ю. Лермонтова;
развивать навыки выразительного чтения; повторить материал о народной песне.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; устные сообщения учащихся; анализ текста поэмы; беседа по вопросам.
Термины: герой, антигерой, поэма.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания:
выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» и его сопоставление со стихотворением «Листок»;
сообщения учащихся о фактах биографии и творчества М. Ю. Лермонтова, связанных с Кавказом (на основе материалов учебника и справочной литературы,
а также с использованием фрагментов произведений поэта).
II. Обобщение учителя
по итогам проверки домашнего задания,
дополнительная информация о биографии и творчестве поэта, чтение фрагментов из поэмы «Мцыри» (фрагмент «Внизу глубоко подо мной...») и
романа «Герой нашего времени» (описание Койшаурской долины).
III. Чтение и анализ
фрагментов поэмы «Беглец».
Примерные вопросы и задания:
1. Как вы определите основную тему поэмы «Беглец»?
2. Объясните смысл подзаголовка «горская легенда». Что в поэме напоминает о произведениях народного творчества? Обратите внимание на прием
троекратного повтора и включенную в поэму «песню старины».
3. Как уже в первых строках поэмы создается образ беглеца? Какие приемы использует поэт для того, чтобы нарисовать этот образ?
4. Вспомните значение понятия «антигерой». Докажите, что в поэме «Беглец» представлен характерный тип антигероя (труса, предателя).
Найдите в толковом словаре значение слова «гяур». Какие другие слова использует мать в оценке своего сына, со страхом бежавшего с поля битвы?
IV. Заключительное слово учителя
о теме Кавказа и о фольклорных традициях в поэзии М. Ю. Лермонтова.
В частности, можно сказать об особом интересе поэта к восточным сказаниям (стихотворение «Три пальмы») и к жанру народной песни
(стихотворение «Казачья колыбельная песня», поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»),
прочитать фрагменты из указанных произведений.
V. Домашнее задание:
1) прочитать вступительную статью об А. В. Кольцове в учебнике;
2) выполнить задания 1 и 2, помещенные после статьи.
Следующие уроки: Урок 37. Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь…» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова.
– М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
ПАРУС
М. Ю. Лермонтов
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
Парус – впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1841, т. 18, № 10, отд. III, стр. 161). Датируется 1832 годом, не раньше первой
половины августа и не позднее 2 сентября.
Написано в Петербурге. Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной (1802—1877), старшей сестре В. А. Лопухиной,
датированное 2 сентября 1832 г.
Первый стих – «Белеет парус одинокий» – совпадает со стихом 19 строфы XV главы I поэмы А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Первая
глава этой поэмы вышла отдельным изданием (анонимно) в Москве в 1828 году, а в 1832 году стало известно имя автора.
В «Парусе» Лермонтова отразились настроения передовой русской интеллигенции 30-х годов XIX века: художественные образы стихотворения символизировали
протест против политического гнета в России.
Образ белеющего в морском тумане паруса получил в творчестве Лермонтова и живописное воплощение – в акварельном рисунке (см. выше), относящемся
к концу 1820-х – началу 1830-х гг. Несколько лет спустя Лермонтов вновь вернулся к этому образу, использовав его в концовке «Княжны Мери».
(вернуться к уроку)
ЛИСТОК
М. Ю. Лермонтов
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская,
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? – отвечает младая чинара. —
Ты пылен и жёлт – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
1841
«Листок» – впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки», 1843, том XXVIII, № 6, отд. I, с. 193
без заглавия с подписью «Лермонтов».
Строки «До срока созрел я», «Один и без цели» связывают балладу с «Думой», а образ молодой чинары воспринимается
как попытка преодолеть одиночество на иной почве, в другой среде.
Н. Г. Чернышевский в «Повести в повести» переосмыслил образ молодой чинары из лермонтовского «Листка», связав с ним размышления о судьбах России,
о силах, которые приблизят ее светлое будущее (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. 12. С. 274–275). |
|
|
|
|
|
|