Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» и «Листок»
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

3 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 34. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

Урок 35. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс»

* Урок 36. Урок внеклассного чтения по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец»[2]


УРОК 34
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства и юности) М. Ю. Лермонтова; закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; развивать навыки выразительного чтения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: лирический герой, лирический сюжет, символ, комментарий.

Этапы урока:

I. Вступительная беседа о М. Ю. Лермонтове,
его жизни и творчестве

(на основе ранее изученного и новых материалов о биографии поэта, помещенных в учебнике):

1. Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы помните? Можете ли вы привести отдельные строки из стихотворений поэта?

2. Что вы узнали о детстве поэта? Чем оно было омрачено?

II. Чтение вступительной статьи учебника,
посвященной жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова, а также дополнительных материалов.

III. Чтение и анализ
стихотворения «Парус»

(по вопросам 1—8 учебника).

Не все смыслы и мотивы стихотворения «Парус» можно и нужно объяснять шестиклассникам.

Особое состояние лермонтовского лирического героя, вечно ищущего и стремящегося к недостижимой гармонии («бури» — «покоя»), часто приводит его (в других стихотворениях) к «мировой скорби». Об этом предстоит говорить в 9 классе, при изучении романтизма и романтических образов и мотивов в поэзии М. Ю. Лермонтова.

В 6 классе достаточно обратить внимание учащихся на то, как через красочное описание природных образов передаются настроения, мечты и устремления человека (об этом уже шла речь, в частности, на вводном уроке «Образ человека в литературе», где в качестве примера приводилось стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...»).

IV. Выразительное чтение
стихотворения «Парус»

учащимися как представление собственной его интерпретации.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, какие интонации преобладают в стихотворении: бодрости, энергичного действия, тоски, грусти, отчаяния?

2. Какие слова вы бы выделили при чтении особо? Как вы объясните свой выбор?

3. Сравните образ паруса в стихотворении и на рисунке М. Ю. Лермонтова, репродукция которого помещена в учебнике. Представьте проект (эскиз) своей иллюстрации к стихотворению «Парус».

V. Домашнее задание:

1) выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» наизусть;
2) подобрать или нарисовать свои иллюстрации к стихотворению «Парус».



УРОК 35
Стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Листок», «Утёс»

Задачи:
закрепить навык определения тематики литературного произведения; формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и формулирования выводов.
Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть; сравнительный анализ художественных текстов; работа с таблицей; беседа по вопросам учебника.
Термины: тема, тематика, образ, символ.

Этапы урока:

I. I. Выразительное чтение наизусть
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»

(проверка домашнего задания).

II. Вступительное слово учителя
о задачах урока, посвященного еще одному стихотворению М. Ю. Лермонтова, во многом близкому «Парусу» по тематике и образному строю.

III. Чтение и анализ
стихотворения «Листок»

(по вопросам 1—6 учебника).

В ходе анализа проводится работа над выразительным чтением стихотворения, обращается внимание на воссоздание необычной ситуации диалога между «листочком дубовым» и экзотической чинарой (высокое красивое дерево с густой кроной, растущее в Азии).

IV. Сопоставительный анализ
стихотворений «Парус» и «Листок»,
работа с таблицей
, наглядно демонстрирующей близость тематики и образной системы двух произведений поэта, созданных в разные периоды творчества (первая колонка таблицы может быть заполнена учащимися совместно с учителем, вторая и третья — самостоятельно).

Вопросы для сопоставительного анализа:

1. Что общего вы видите в заглавных образах двух стихотворений? Случайно ли здесь использованы существительные мужского рода единственного числа?

2. Какие строки стихотворений «Парус» и «Листок» связаны с отмеченными в таблице темами и образами? Выпишите их.

3. Внимательно изучите результаты проведенной работы и заполненную вами таблицу. Сделайте вывод о близости тематики и образов двух стихотворений поэта.

4. Чем отличаются два образа — паруса и листка? Какими новыми настроениями проникнуто стихотворение «Листок»? Покажите на конкретных примерах. При ответе на последний вопрос воспользуйтесь комментариями к стихотворениям.
ТАБЛИЦА
Сопоставительный анализ стихотворений «Парус» и «Листок»
Темы и образы
«Парус»
«Листок»
одиночества
«парус одинокой»
«один и без цели»
родины
«кинул он в краю родном»
«оторвался от ветки родимой», «вырос в отчизне суровой»
далекой страны
«что ищет он в стране далекой»
«пришелец», «приюта на время он молит», «странник»
покоя
«как будто в бурях есть покой»
«увял я без сна и покоя»
ветра
«ветер свищет»
«шепчется ветер»
моря
«в тумане моря голубом»
«докатился до Черного моря», «холодное море»
бури
«просит бури, как будто в бурях есть покой»
«жестокою бурей гонимый»


V. Чтение и анализ стихотворения «Утёс»,
выполнение заданий учебника.

Возможно сопоставление этого стихотворения с образным строем уже известных шестиклассникам стихотворений М. Ю. Лермонтова.

VI. Заключительное слово учителя
об использовании природных образов для передачи внутреннего состояния человека в лирике М. Ю. Лермонтова и о самых известных из них — листке («Листок»), утесе («Утес»), пальме и сосне («На севере диком стоит одиноко...»).

VII. Домашнее задание:

прочитать поэму М. Ю. Лермонтова «Беглец».

Индивидуальные задания:

1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» и сравнить его со стихотворением «Листок» (тематика и образы);
2) подобрать факты биографии поэта и фрагменты его произведений, посвященные Кавказу.



УРОК 36
* Урок внеклассного чтения
по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец»

Задачи:
обогатить представления учащихся о поэзии М. Ю. Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения; повторить материал о народной песне.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; устные сообщения учащихся; анализ текста поэмы; беседа по вопросам.
Термины: герой, антигерой, поэма.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:


выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» и его сопоставление со стихотворением «Листок»;
сообщения учащихся о фактах биографии и творчества М. Ю. Лермонтова, связанных с Кавказом (на основе материалов учебника и справочной литературы, а также с использованием фрагментов произведений поэта).

II. Обобщение учителя
по итогам проверки домашнего задания,

дополнительная информация о биографии и творчестве поэта, чтение фрагментов из поэмы «Мцыри» (фрагмент «Внизу глубоко подо мной...») и романа «Герой нашего времени» (описание Койшаурской долины).

III. Чтение и анализ
фрагментов поэмы «Беглец».

Примерные вопросы и задания:


1. Как вы определите основную тему поэмы «Беглец»?

2. Объясните смысл подзаголовка «горская легенда». Что в поэме напоминает о произведениях народного творчества? Обратите внимание на прием троекратного повтора и включенную в поэму «песню старины».

3. Как уже в первых строках поэмы создается образ беглеца? Какие приемы использует поэт для того, чтобы нарисовать этот образ?

4. Вспомните значение понятия «антигерой». Докажите, что в поэме «Беглец» представлен характерный тип антигероя (труса, предателя). Найдите в толковом словаре значение слова «гяур». Какие другие слова использует мать в оценке своего сына, со страхом бежавшего с поля битвы?

IV. Заключительное слово учителя
о теме Кавказа и о фольклорных традициях в поэзии М. Ю. Лермонтова.


В частности, можно сказать об особом интересе поэта к восточным сказаниям (стихотворение «Три пальмы») и к жанру народной песни (стихотворение «Казачья колыбельная песня», поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), прочитать фрагменты из указанных произведений.

V. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью об А. В. Кольцове в учебнике;
2) выполнить задания 1 и 2, помещенные после статьи.

Следующие уроки: Урок 37. Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь…» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 


ПАРУС
М. Ю. Лермонтов


Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

Парус – впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1841, т. 18, № 10, отд. III, стр. 161). Датируется 1832 годом, не раньше первой половины августа и не позднее 2 сентября.
Написано в Петербурге. Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной (1802—1877), старшей сестре В. А. Лопухиной, датированное 2 сентября 1832 г.
Первый стих – «Белеет парус одинокий» – совпадает со стихом 19 строфы XV главы I поэмы А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Первая глава этой поэмы вышла отдельным изданием (анонимно) в Москве в 1828 году, а в 1832 году стало известно имя автора.
В «Парусе» Лермонтова отразились настроения передовой русской интеллигенции 30-х годов XIX века: художественные образы стихотворения символизировали протест против политического гнета в России.
Образ белеющего в морском тумане паруса получил в творчестве Лермонтова и живописное воплощение – в акварельном рисунке (см. выше), относящемся к концу 1820-х – началу 1830-х гг. Несколько лет спустя Лермонтов вновь вернулся к этому образу, использовав его в концовке «Княжны Мери». (вернуться к уроку)


ЛИСТОК
М. Ю. Лермонтов


Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Чёрного моря.

У Чёрного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская,
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? – отвечает младая чинара. —
Ты пылен и жёлт – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
1841

«Листок» – впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки», 1843, том XXVIII, № 6, отд. I, с. 193 без заглавия с подписью «Лермонтов».
Строки «До срока созрел я», «Один и без цели» связывают балладу с «Думой», а образ молодой чинары воспринимается как попытка преодолеть одиночество на иной почве, в другой среде.
Н. Г. Чернышевский в «Повести в повести» переосмыслил образ молодой чинары из лермонтовского «Листка», связав с ним размышления о судьбах России, о силах, которые приблизят ее светлое будущее (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. 12. С. 274–275).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика