Повесть Ф. А. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда»
Литература
 
 Главная
 
Тема становления личности
в литературе
 
 
 
 
 
 
 
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
 
2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 59*. Повесть Ф. А. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда»[2]

Урок 60*. Урок внеклассного чтения по автобиографическим произведениям русских писателей

УРОК 59*
Повесть Ф. А. Искандера
«Школьный вальс, или Энергия стыда»


Задачи: формировать навыки подбора цитат для характеристики персонажа; обучать навыкам работы над сочинением.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам; подбор цитат.
Термины: характеристика, цитата, персонаж.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя.


Основная цель работы на уроке — продолжить закрепление навыка составления характеристики литературного персонажа, в том числе с использованием цитатного плана, и познакомиться с фрагментом автобиографического произведения современного писателя.

II. Проверка домашнего задания,
чтение сочинений на тему «Образ бабушки в повести М. Горького “Детство”».

Шестиклассников просят обратить внимание на использование цитат при характеристике образа бабушки.

Отмечается особая роль цитат в сочинениях, в которых при помощи цитирования анализ образа наполняется аргументацией. Прочитанные сочинения комментируются с точки зрения логичности и последовательности изложения мысли, а также наличия в них необходимого цитатного материала.

Важно отметить, что работа над составлением цитатного плана, выбором особой последовательности цитат помогает осознать роль образа в произведении, выстроить композицию образа, задать динамику в его описании, подчеркнуть средства выразительности, использованные для создания образа, демонстрирующие авторское отношение к герою.

III. Знакомство с фактами биографии Ф. А. Искандера
(на материале статьи учебника)
подготовит учащихся к восприятию и анализу фрагмента его автобиографической повести.

IV. Работа с фрагментом повести
«Школьный вальс, или Энергия стыда»

может быть направлена вопросами учебника.

Шестиклассники учатся находить в тексте цитаты, связанные с характеристикой персонажей,
строить фразы с использованием полных и неполных цитат,
продумывать расположение отобранного материала.

V. Составление устного рассказа о персонаже
на основе подготовленного цитатного плана.

VI. Беседа обобщающего содержания
о характеристике персонажа в большом по объёму эпическом произведении.

VII. Домашнее задание:

1) прочитать одно из автобиографических произведений русских писателей
(«В людях» М. Горького, «Детство Тёмы», «Гимназисты» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Школа» А. П. Гайдара, «Лёнька Пантелеев» Л. Пантелеева или др.);

2) познакомиться с биографией писателя, найти в выбранном произведении автобиографические черты.



УРОК 60*
Урок внеклассного чтения
по автобиографическим произведениям
русских писателей


Задачи: обобщить представления шестиклассников об автобиографическом произведении; продолжить знакомство с темой становления личности в литературе; развивать интерес учащихся к произведениям русских писателей.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; представление автобиографических произведений; творческая работа; выполнение тестовых заданий.
Термин: автобиографическое произведение.

Этапы урока:

I. Объявление задач урока внеклассного чтения

поможет учащимся настроиться на предстоящую работу, осознать целевую установку занятия, завершающего изучение темы «Автобиографические произведения русских писателей».

Важно, основываясь на знаниях учащихся, повторить известный им материал, закрепляя необходимые теоретические сведения об автобиографических произведениях.

Повторение может проходить
в форме беседы по вопросам и заданиям:

1. Какие произведения относят к автобиографическим?
2. Дайте определение понятия «прототип в автобиографическом произведении».
3. Как соотносятся вымысел и достоверность в автобиографическом произведении?
4. Вспомните одно из первых в русской литературе автобиографических произведений.

Автор автобиографического произведения является прототипом его героя.

Основой сюжета становятся реальные факты жизни писателя обычно в их хронологической последовательности. В центре внимания автора прямой разговор с читателем о человеке, этапах и периодах жизни, становлении характера.

Очевидна установка на достоверность, хотя писатель в той или иной степени прибегает к художественному вымыслу и перестраивает факты собственной биографии в соответствии с определённой задачей.

В связи с этим нельзя рассматривать автобиографическое произведение как основной источник биографических сведений о писателе.

II. Презентации автобиографических произведений,
которые назовут шестиклассники, будут дополнены учителем, и эти произведения составят возможный список для самостоятельного чтения.

Учащиеся представляют прочитанные ими автобиографические произведения (главного героя, события, те выводы, которые были значимы для автора-повествователя и его героя).

Подробнее они могут остановиться на отдельных эпизодах, способах передачи внутреннего мира героя, особенностях восприятия им окружающих его людей и событий.

III. Углубление представлений учащихся
о специфике автобиографического произведения.


Шестиклассникам сообщаются сведения о других видах автобиографических произведений (мемуары, дневники, исповеди), вводится понятие художественно-документального произведения, отмечается, что одно произведение может быть автобиографическим, а другое — только содержать черты автобиографизма.

Учитель обращает внимание на то, что автобиографические произведения, возникшие около 200 лет тому назад, создавались обычно в прозаической форме и были широко распространены. Следует вспомнить, однако, о том, что факты биографии могут стать лишь поводом для создания художественной картины, что элементы автобиографизма присутствуют и во многих знакомых школьникам лирических произведениях.

Шестиклассники легко могут продолжить приводимый ниже перечень стихотворений:
«Няне» А. С. Пушкина, «Парус» М. Ю. Лермонтова, «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова и др.

Целесообразно остановиться на изученной ранее сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», носящей черты автобиографического произведения.

IV. Выполнение тестовых заданий.

При проведении этого этапа урока важно проверить обязательный объём знаний учащихся по теме, степень усвоения ими понятия «автобиографическое произведение». Для работы на уроке можно использовать задания с пропуском или выбором правильного ответа (далее он подчёркнут).

Материалы для работы на уроке:

1. Главным материалом художественного творчества в автобиографическом произведении является … (биография писателя).
2. Автобиографические произведения могут быть написаны в жанре … (повести, рассказа, романа, поэмы).
3. Автобиографическое произведение (отличается / не отличается) от биографии реального человека и (допускает / не допускает) возможности художественного вымысла и переосмысления событий.
4. Главные и второстепенные персонажи в автобиографическом произведении имеют реальных … (прототипов).
5. Прототип в автобиографическом произведении — это … (реально существовавшие лица, обычно сам автор, его родственники, знакомые, друзья).
6. Одно из первых произведений автобиографического характера в русской литературе — … (сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»).
7. Назовите известные вам автобиографические произведения и их авторов.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:

прочитать рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Следующие уроки: Урок 61. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика