Главная |
|
|
|
Покров с изображением
Петра и Февронии. 1593 г.[ 5] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» |
|
|
Урок 13. Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
* Урок 14. Рассказ об одном из героев древнерусской литературы[2]
УРОК 13
Идеал человека
в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Задачи: развить представления учащихся об образе человека в древнерусской литературе; дать начальное представление об
идеале и идеальном образе человека и человеческих отношениях в литературе Древней Руси.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; анализ основных образов повести;
прослушивание музыкальных фрагментов.
Термины: житие, легенда, сказание, предание, идеальный образ.
Этапы урока:
I. Вступительное слово
о жанрах древнерусской литературы,
об особенностях изображения человека в литературе Древней Руси,
о значимости для древнерусской литературы образа идеального героя.
Слово учителя может быть дополнено чтением фрагментов вступительной статьи учебника.
Шестиклассники должны познакомиться с текстом «Повести о Петре и Февронии Муромских», ответить на вопросы о жанровой природе повести, увидеть
специфику древнерусской литературы, найти в тексте «Повести…» черты разных жанров, вспомнить об образе идеального героя в летописных сказаниях.
Объявлению темы урока может предшествовать
беседа о семье и об отношении супругов
друг к другу в Древней Руси.
Возможно обращение к отдельным цитатам о выборе жены и построении семьи из Домостроя.
О том, какие качества необходимы для семейной гармонии и порядка
в стране, какой должна быть личность, являющаяся примером для других, что такое настоящая любовь, какие
отношения являлись идеальными, по мнению средневекового человека, можно узнать, обратившись к «Повести
о Петре и Февронии Муромских» известного писателя XVI века Ермолая-Еразма, который в своих трактатах, написанных до «Повести…», говорил о необходимости
следовать идеалу милосердия и христианской любви, участвовать всем сословиям в благоустройстве общества,
устанавливать сильную царскую власть, подразумевающую высокую степень ответственности князя за подданных перед Богом.
II. Чтение жития
и анализ его сюжетной основы.
Для обсуждения сюжета произведения
можно использовать следующие вопросы:
1. Сколько частей можно выделить в «Повести…»?
2. О чём рассказывается в каждой из них?
Далее можно обратиться к вопросам 1, 2 учебника.
Шестиклассники вспомнят героев и восстановят последовательность событий, после чего необходимо обратиться к анализу образов главных героев.
III. Анализ образов
главных героев «Повести…».
Графическое изображение круга действующих лиц повести поможет лучше представить их взаимодействие в произведении, перейти к детальному разговору
об образе идеального героя.
Учащимся предлагается подобрать фрагменты, связанные с каждым из героев, проследить по тексту отношения между героями, их обращения друг к
другу, выписать слова, характеризующие каждый образ, оценить через поступки героев их позицию и отношение к миру и близким.
Вопросы и задания 3—9, 12, а также индивидуальные задания 3, 4 учебника помогут шестиклассникам понять и оценить поступки героев произведения.
Дополнительные вопросы:
1. Какими чертами героической личности обладает князь Пётр?
2. Как показаны в «Повести…» отношения мужа и жены, братьев, правителя и бояр?
3. Как образ змея и образы бояр помогают раскрыть в «Повести…» образ идеальной человеческой личности?
Особый фрагмент данного урока
посвящается значениям слова «идеал»
и использованию этого слова в произведениях русской литературы
(работа с рубрикой учебника «Мир в слове»).
IV. Обобщение и систематизация материала.
Необходимо отметить, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произведение о любви. В повести показана
любовь к Богу и человеку как высшая ценность.
Чувства героини проверяются силой её верности своему супругу: «Ничего не могу просить, только супруга моего». Отношения двух героев показаны
во временной протяжённости как складывающиеся постепенно на основе взаимопонимания, терпения, уважения друг к другу.
Мудрая крестьянская девушка из простой семьи побеждает сословные предубеждения и становится княгиней.
Обращение к вопросу 10 учебника поможет сделать выводы об образе справедливого правителя и идеальном образе русской женщины, соединяющей в себе силу
и кротость, доброжелательность и прозорливость, преданность и готовность к подвигу самопожертвования во имя семьи, близкого человека.
Князь (идеальный правитель) должен быть добросердечен, невысокомерен, мудр, религиозен, праведен, справедлив. Он должен
править благочестиво, помнить о Божественных заповедях, вести себя как чадолюбивый отец.
V. Краткое сообщение
об особенностях раскрытия образа девы Февронии
в опере Н. А. Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже»
(с прослушиванием фрагментов из оперы), а также об отражении сюжета повести в произведениях изобразительного искусства.[3]
Уже в 6 классе отмечаются такие особенности всех памятников древнерусской литературы, как патриотизм
и глубокая человечность (гуманизм), злободневность тематики и открытая поучительность.
Учащиеся вспоминают, что поучительный характер отличал и произведения древних литератур (например, древнегреческой).
VI. Домашнее задание:
1) прочитать «Повесть о житии Александра Невского» или «Повесть о Тверском Отроче монастыре» (по выбору);
2) подготовить рассказ об одном из героев древнерусской литературы (портрет, характер, поступки).
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 6 учебника (по выбору).
|
|
УРОК 14*
Рассказ об одном из героев
древнерусской литературы
Задачи: развивать устную речь учащихся, их творческое воображение; формировать навык анализа образа героя литературного произведения;
закрепить рассмотренный материал по литературе Древней Руси.
Основные виды деятельности: выборочное чтение вступительной статьи; устное рассказывание; чтение фрагментов текста.
Термины: герой, житие.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания
(индивидуальные задания 1, 6 учебника).
Целесообразно начать урок
с представления сообщений
«Китежская легенда в изобразительном искусстве»,
кратко остановиться на биографии живописцев и представленном в их творчестве сюжете древнерусской повести.
Выполнение индивидуального задания 1 учебника поможет остановиться на описании как типе речи, вспомнить о роли детали в художественном
тексте и в литературе Древней Руси, тесно связанной с историческими реалиями времени.
II. Выборочное чтение
вступительной статьи учебника
направлено на повторение в классе основных вопросов, связанных с изученным по литературе Древней Руси материалом.
Учащимся предлагается подготовиться к устному монологическому высказыванию по вариантам:
1. Перечислите и поясните черты литературы Древней Руси.
2. Вопросы 1, 2, 3 после вступительной статьи учебника.
3. Особенности изображения героя в литературе Древней Руси (см. страницу "Человек в литературе Древней Руси").
В процессе работы закрепляются навыки самостоятельной работы с учебником, повторяются ранее рассмотренные теоретико-литературные понятия.
III. Представление героев
литературы Древней Руси,
имена которых и названия памятников древнерусской литературы могут быть записаны на доске.
Здесь важно не столько расширить представление о героях древнерусской литературы, сколько подготовить шестиклассников к устным рассказам и
изучению древнерусской литературы в последующих классах.
IV. Устные рассказы учащихся
о героях древнерусской литературы.
Обучение рассказыванию важно начать с объяснения того, что представляет собой данный вид работы:
повествование (рассказ о поступках героя) с элементами
описания (портрет героя) и анализа (черты характера героя).
Виды деятельности:
подбор и чтение фрагментов текста с описанием портрета, поступков героя,
ответы на вопросы об образе персонажа.
Учащимся могут быть предложены
примерные вопросы и задания,
на которые они могут опираться при подготовке рассказа о герое древнерусской литературы:
1. Назовите героя. Опишите, каким вы его себе представляете.
2. Какие поступки и как характеризуют героя?
3. Какие черты характера героя делали его примером для подражания или представляли пример недопустимого поведения?
4. Какова роль данного героя в произведении? Какую авторскую идею помогает раскрыть этот образ?
5. Как образ героя связан с исторической действительностью?
6. Чем интересен этот герой лично для вас?
7. Образ героя в других произведениях искусства.
V. Домашнее задание:
1) опишите, каким вы себе представляете героя;
2) прочитайте баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».
Следующие уроки: Урок 15. Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка» >>>
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(Статья учебника)
Древнерусская литература, как вы уже знаете, – это средневековая русская литература XI–XVII веков, которую представляют такие основные жанры, как летопись,
красноречие (поучение), древнерусская повесть и житие. Фрагменты «Повести временных лет», крупнейшего собрания русских летописей, вам уже знакомы. В этом году вы
прочитаете ещё одно известное произведение древнерусской литературы – «Повесть о Петре и Февронии Муромских», образец житийного жанра.
Формирование житийной, агиографической (от греческих – слов agios святой и grafo – пишу) литературы происходило под влиянием Византии, где сложился жанр жития. В
Х–ХІ веках этот жанр получил распространение на Руси благодаря принятию христианства, так как для утверждения христианской веры на Руси были необходимы не только
переводные, но и свои собственные жития, повествующие о русских святых, к описанию жизни которых древнерусский человек мог обратиться, чтобы заручиться их поддержкой.
Житие это повествование о жизни святого и последующих после смерти святого чудесах, связанных с его именем. В житиях рассказывалось о пути нравственного и духовного
совершенствования человека, давался образец такого пути, проповедовались принципы христианского учения на конкретном примере жизни святого. В древнерусской литературе
был сформирован особый канон[4] жития, который определял форму, содержание и язык произведения:
1. Композиция «правильного», или «византийского», жития авторское вступление, собственно житие и заключение. Каждая из частей имела своё назначение.
2. Во вступлении автор обращался к Богу, прося его милости, говорил о своей ничтожности по сравнению с описываемым святым, а также о несовершенстве своей манеры
письма.
3. Центральная часть жития была посвящена собственно описанию жизни святого начиная с детства, рождения от благочестивых родителей. Особо подчёркивалась
исключительность героя, проявляющаяся в его отрешённости от мирских благ и радостей, интересе к церкви и чтению молитв. Земной путь героя был связан с тяжёлыми
испытаниями, преодолевая которые он приобщался к высоким духовным ценностям, служению Богу, исполнению христианских заповедей, благих дел и подвигов во имя
христианской веры.
4. Последняя часть представляла собой краткую похвалу святому, которая отличалась свойственной жанру красноречия торжественностью стиля. Произведение заканчивалось
повествованием о благочестивой кончине героя и посмертных чудecax.
5. Житийное повествование велось от третьего лица, характеризовалось высоким стилем, включало в себя цитаты из Священного Писания. Автор создавал своё произведение
как кружево – нанизывая оно предложение на другое.
Образ человека в древнерусской литературе связан с особенностями восприятия средневекового человека. его представлениями о добре и зле, нормах поведения в обществе,
в семье, на поле битвы. Литература Древней Руси давала образец героя, являвшегося примером для подражания. Так, героями древнерусской литературы становились
преимущественно исторические личности: Борис и Глеб, Пётр и Феврония Муромские, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский.
Особый интерес для древнерусского писателя представляли князья, полководцы, священнослужители. Однако были среди героев древнерусских произведений и простые люди:
крестьяне, ремесленники. Вспомните юношу-кожемяку из летописного сказания и его отца, воспитавшего народного героя.
Изображение человека в литературе Древней Руси, как и в средневековом героическом эпосе, отличалось некоторыми особенностями. Герои древнерусской литературы
представляют собой чаще всего обобщённый образ добра, противостоящего злу. В описании внешности есть лишь незначительное количество подробностей. Так же скупо
изображаются индивидуальные черты характера и психологическое состояние. Переживания героя обычно проявляются в его поучительных словах. Все положительные герои
похожи друг на друга, как и все отрицательные персонажи, символизирующие дьявольское начало. В описании героя древнерусский писатель следовал так называемому
литературному этикету, или порядку: герой должен был вести себя соответственно своему положению, а автор следовать определённым правилам в описании героя.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное название «Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя
Петра, наречённого во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, наречённой во иночестве Евфросинией.
Благослови, отче») написана выдающимся писателем и публицистом XVI века Ермолаем-Еразмом. Источником для её написания послужила народная легенда о летающем
змее-оборотне и о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Автор повести был сначала священником, позже протопопом в одном из соборов Москвы. Несмотря на то что
в ряде сборников повесть называется «Житием», так как она была написана в связи с канонизацией муромских чудотворцев в 1547–1549 годах, Ермолай-Еразм
создаёт произведение, во многом отличающееся от агиографической литературы и оказавшее значительное влияние на русскую литературу и искусство. По мотивам
«Повести о Петре и Февронии Муромских» известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1907) создал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже
и деве Февронии» (1904).
(вернуться к уроку)
|
|
1. Источник: Уроки литературы.
6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3. Китежская легенда – предание о русском городе Китеже, якобы погрузившемся в
озеро Светлояр (ныне в Нижегородской обл.) и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами.
Название города, вероятно, восходит к названию села Кидекша (близ Суздаля).
Китежская легенда, впитавшая в себя элеметы древнеязыческих культов, преданий о стихийных бедствиях и иноземных нашествиях,
а также христианские мотивы, окончательно оформилась в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (1780–90-е гг.).
Легенда впервые была изложена в печати С. П. Мелединым в 1843 в ж. «Москвитянин» (№ 12).
К легенде обращались поэты (А. Н. Майков, Н. А. Клюев, М. А. Волошин, С. М. Городецкий), прозаики (П. И. Мельников-Печерский, М. Горький,
Д. С. Мережковский, М. М. Пришвин, К. А. Федин), художники (В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, К. А. Коровин,
М. В. Нестеров, И. С. Глазунов,
Н. М. Ромадин); композиторы С. Н. Василенко, Н. А. Римский-Корсаков, в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) соединивший
китежскую легенду с мотивами «Повести о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма. ( вернуться)
4. Канон – правило, обязательная норма, образец. ( вернуться)
5. Петр и Феврония – Покров с изображением Петра и Февронии – вклад в
Богородице-Рождественский собор царя Фёдора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году. ( вернуться)
|
|
|
М. В. Нестеров. Град Китеж. 1922.
Нижегородский художественный музей |
|
|
|
|
|
|
|