Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Литература
 
 Главная
 
 
Покров с изображением
Петра и Февронии. 1593 г.[5]
 
 
 
Повесть о Савве Грудцыне (в современной орфографии)
 
 
 
 
 
 
 
«ПОВЕСТЬ
О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»
 
2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 13. Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

* Урок 14. Рассказ об одном из героев древнерусской литературы[2]


УРОК 13
Идеал человека
в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Задачи:
развить представления учащихся об образе человека в древнерусской литературе; дать начальное представление об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношениях в литературе Древней Руси.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; анализ основных образов повести; прослушивание музыкальных фрагментов.
Термины: житие, легенда, сказание, предание, идеальный образ.

Этапы урока:

I. Вступительное слово

о жанрах древнерусской литературы,
об особенностях изображения человека в литературе Древней Руси,
о значимости для древнерусской литературы образа идеального героя.

Слово учителя может быть дополнено чтением фрагментов вступительной статьи учебника.

Шестиклассники должны познакомиться с текстом «Повести о Петре и Февронии Муромских», ответить на вопросы о жанровой природе повести, увидеть специфику древнерусской литературы, найти в тексте «Повести…» черты разных жанров, вспомнить об образе идеального героя в летописных сказаниях.

Объявлению темы урока может предшествовать
беседа о семье и об отношении супругов
друг к другу в Древней Руси.


Возможно обращение к отдельным цитатам о выборе жены и построении семьи из Домостроя.

О том, какие качества необходимы для семейной гармонии и порядка в стране, какой должна быть личность, являющаяся примером для других, что такое настоящая любовь, какие отношения являлись идеальными, по мнению средневекового человека, можно узнать, обратившись к «Повести о Петре и Февронии Муромских» известного писателя XVI века Ермолая-Еразма, который в своих трактатах, написанных до «Повести…», говорил о необходимости следовать идеалу милосердия и христианской любви, участвовать всем сословиям в благоустройстве общества, устанавливать сильную царскую власть, подразумевающую высокую степень ответственности князя за подданных перед Богом.

II. Чтение жития
и анализ его сюжетной основы.


Для обсуждения сюжета произведения
можно использовать следующие вопросы:

1. Сколько частей можно выделить в «Повести…»?
2. О чём рассказывается в каждой из них?

Далее можно обратиться к вопросам 1, 2 учебника.

Шестиклассники вспомнят героев и восстановят последовательность событий, после чего необходимо обратиться к анализу образов главных героев.

III. Анализ образов
главных героев «Повести…».


Графическое изображение круга действующих лиц повести поможет лучше представить их взаимодействие в произведении, перейти к детальному разговору об образе идеального героя.

Учащимся предлагается подобрать фрагменты, связанные с каждым из героев, проследить по тексту отношения между героями, их обращения друг к другу, выписать слова, характеризующие каждый образ, оценить через поступки героев их позицию и отношение к миру и близким.

Вопросы и задания 3—9, 12, а также индивидуальные задания 3, 4 учебника помогут шестиклассникам понять и оценить поступки героев произведения.

Дополнительные вопросы:

1. Какими чертами героической личности обладает князь Пётр?
2. Как показаны в «Повести…» отношения мужа и жены, братьев, правителя и бояр?
3. Как образ змея и образы бояр помогают раскрыть в «Повести…» образ идеальной человеческой личности?

Особый фрагмент данного урока
посвящается значениям слова «идеал»
и использованию этого слова в произведениях русской литературы
(работа с рубрикой учебника «Мир в слове»).

IV. Обобщение и систематизация материала.

Необходимо отметить, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произведение о любви. В повести показана любовь к Богу и человеку как высшая ценность.

Чувства героини проверяются силой её верности своему супругу: «Ничего не могу просить, только супруга моего». Отношения двух героев показаны во временной протяжённости как складывающиеся постепенно на основе взаимопонимания, терпения, уважения друг к другу.

Мудрая крестьянская девушка из простой семьи побеждает сословные предубеждения и становится княгиней.

Обращение к вопросу 10 учебника поможет сделать выводы об образе справедливого правителя и идеальном образе русской женщины, соединяющей в себе силу и кротость, доброжелательность и прозорливость, преданность и готовность к подвигу самопожертвования во имя семьи, близкого человека.

Князь (идеальный правитель) должен быть добросердечен, невысокомерен, мудр, религиозен, праведен, справедлив. Он должен править благочестиво, помнить о Божественных заповедях, вести себя как чадолюбивый отец.

V. Краткое сообщение
об особенностях раскрытия образа девы Февронии

в опере Н. А. Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже»
(с прослушиванием фрагментов из оперы), а также об отражении сюжета повести в произведениях изобразительного искусства.[3]

Уже в 6 классе отмечаются такие особенности всех памятников древнерусской литературы, как патриотизм и глубокая человечность (гуманизм), злободневность тематики и открытая поучительность.

Учащиеся вспоминают, что поучительный характер отличал и произведения древних литератур (например, древнегреческой).

VI. Домашнее задание:

1) прочитать «Повесть о житии Александра Невского» или «Повесть о Тверском Отроче монастыре» (по выбору);

2) подготовить рассказ об одном из героев древнерусской литературы (портрет, характер, поступки).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 6 учебника (по выбору).



УРОК 14*
Рассказ об одном из героев
древнерусской литературы

Задачи:
развивать устную речь учащихся, их творческое воображение; формировать навык анализа образа героя литературного произведения; закрепить рассмотренный материал по литературе Древней Руси.
Основные виды деятельности: выборочное чтение вступительной статьи; устное рассказывание; чтение фрагментов текста.
Термины: герой, житие.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания

(индивидуальные задания 1, 6 учебника).

Целесообразно начать урок
с представления сообщений
«Китежская легенда в изобразительном искусстве»
,
кратко остановиться на биографии живописцев и представленном в их творчестве сюжете древнерусской повести.

Выполнение индивидуального задания 1 учебника поможет остановиться на описании как типе речи, вспомнить о роли детали в художественном тексте и в литературе Древней Руси, тесно связанной с историческими реалиями времени.

II. Выборочное чтение
вступительной статьи учебника

направлено на повторение в классе основных вопросов, связанных с изученным по литературе Древней Руси материалом.

Учащимся предлагается подготовиться к устному монологическому высказыванию по вариантам:

1. Перечислите и поясните черты литературы Древней Руси.
2. Вопросы 1, 2, 3 после вступительной статьи учебника.
3. Особенности изображения героя в литературе Древней Руси (см. страницу "Человек в литературе Древней Руси").

В процессе работы закрепляются навыки самостоятельной работы с учебником, повторяются ранее рассмотренные теоретико-литературные понятия.

III. Представление героев
литературы Древней Руси,

имена которых и названия памятников древнерусской литературы могут быть записаны на доске.

Здесь важно не столько расширить представление о героях древнерусской литературы, сколько подготовить шестиклассников к устным рассказам и изучению древнерусской литературы в последующих классах.

IV. Устные рассказы учащихся
о героях древнерусской литературы.


Обучение рассказыванию важно начать с объяснения того, что представляет собой данный вид работы:
повествование (рассказ о поступках героя) с элементами описания (портрет героя) и анализа (черты характера героя).

Виды деятельности:
подбор и чтение фрагментов текста с описанием портрета, поступков героя,
ответы на вопросы об образе персонажа.

Учащимся могут быть предложены
примерные вопросы и задания,
на которые они могут опираться при подготовке рассказа о герое древнерусской литературы:

1. Назовите героя. Опишите, каким вы его себе представляете.
2. Какие поступки и как характеризуют героя?
3. Какие черты характера героя делали его примером для подражания или представляли пример недопустимого поведения?
4. Какова роль данного героя в произведении? Какую авторскую идею помогает раскрыть этот образ?
5. Как образ героя связан с исторической действительностью?
6. Чем интересен этот герой лично для вас?
7. Образ героя в других произведениях искусства.

V. Домашнее задание:

1) опишите, каким вы себе представляете героя;

2) прочитайте баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».

Следующие уроки: Урок 15. Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка» >>>


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(Статья учебника)

Древнерусская литература, как вы уже знаете, – это средневековая русская литература XI–XVII веков, которую представляют такие основные жанры, как летопись, красноречие (поучение), древнерусская повесть и житие. Фрагменты «Повести временных лет», крупнейшего собрания русских летописей, вам уже знакомы. В этом году вы прочитаете ещё одно известное произведение древнерусской литературы – «Повесть о Петре и Февронии Муромских», образец житийного жанра.

Формирование житийной, агиографической (от греческих – слов agios святой и grafo – пишу) литературы происходило под влиянием Византии, где сложился жанр жития. В Х–ХІ веках этот жанр получил распространение на Руси благодаря принятию христианства, так как для утверждения христианской веры на Руси были необходимы не только переводные, но и свои собственные жития, повествующие о русских святых, к описанию жизни которых древнерусский человек мог обратиться, чтобы заручиться их поддержкой.

Житие это повествование о жизни святого и последующих после смерти святого чудесах, связанных с его именем. В житиях рассказывалось о пути нравственного и духовного совершенствования человека, давался образец такого пути, проповедовались принципы христианского учения на конкретном примере жизни святого. В древнерусской литературе был сформирован особый канон[4] жития, который определял форму, содержание и язык произведения:

1. Композиция «правильного», или «византийского», жития авторское вступление, собственно житие и заключение. Каждая из частей имела своё назначение.

2. Во вступлении автор обращался к Богу, прося его милости, говорил о своей ничтожности по сравнению с описываемым святым, а также о несовершенстве своей манеры письма.

3. Центральная часть жития была посвящена собственно описанию жизни святого начиная с детства, рождения от благочестивых родителей. Особо подчёркивалась исключительность героя, проявляющаяся в его отрешённости от мирских благ и радостей, интересе к церкви и чтению молитв. Земной путь героя был связан с тяжёлыми испытаниями, преодолевая которые он приобщался к высоким духовным ценностям, служению Богу, исполнению христианских заповедей, благих дел и подвигов во имя христианской веры.

4. Последняя часть представляла собой краткую похвалу святому, которая отличалась свойственной жанру красноречия торжественностью стиля. Произведение заканчивалось повествованием о благочестивой кончине героя и посмертных чудecax.

5. Житийное повествование велось от третьего лица, характеризовалось высоким стилем, включало в себя цитаты из Священного Писания. Автор создавал своё произведение как кружево – нанизывая оно предложение на другое.

Образ человека в древнерусской литературе связан с особенностями восприятия средневекового человека. его представлениями о добре и зле, нормах поведения в обществе, в семье, на поле битвы. Литература Древней Руси давала образец героя, являвшегося примером для подражания. Так, героями древнерусской литературы становились преимущественно исторические личности: Борис и Глеб, Пётр и Феврония Муромские, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский.

Особый интерес для древнерусского писателя представляли князья, полководцы, священнослужители. Однако были среди героев древнерусских произведений и простые люди: крестьяне, ремесленники. Вспомните юношу-кожемяку из летописного сказания и его отца, воспитавшего народного героя.

Изображение человека в литературе Древней Руси, как и в средневековом героическом эпосе, отличалось некоторыми особенностями. Герои древнерусской литературы представляют собой чаще всего обобщённый образ добра, противостоящего злу. В описании внешности есть лишь незначительное количество подробностей. Так же скупо изображаются индивидуальные черты характера и психологическое состояние. Переживания героя обычно проявляются в его поучительных словах. Все положительные герои похожи друг на друга, как и все отрицательные персонажи, символизирующие дьявольское начало. В описании героя древнерусский писатель следовал так называемому литературному этикету, или порядку: герой должен был вести себя соответственно своему положению, а автор следовать определённым правилам в описании героя.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное название «Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, наречённого во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, наречённой во иночестве Евфросинией. Благослови, отче») написана выдающимся писателем и публицистом XVI века Ермолаем-Еразмом. Источником для её написания послужила народная легенда о летающем змее-оборотне и о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Автор повести был сначала священником, позже протопопом в одном из соборов Москвы. Несмотря на то что в ряде сборников повесть называется «Житием», так как она была написана в связи с канонизацией муромских чудотворцев в 1547–1549 годах, Ермолай-Еразм создаёт произведение, во многом отличающееся от агиографической литературы и оказавшее значительное влияние на русскую литературу и искусство. По мотивам «Повести о Петре и Февронии Муромских» известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1907) создал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904).
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Китежская легенда – предание о русском городе Китеже, якобы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне в Нижегородской обл.) и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами.
Название города, вероятно, восходит к названию села Кидекша (близ Суздаля).
Китежская легенда, впитавшая в себя элеметы древнеязыческих культов, преданий о стихийных бедствиях и иноземных нашествиях, а также христианские мотивы, окончательно оформилась в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (1780–90-е гг.).
Легенда впервые была изложена в печати С. П. Мелединым в 1843 в ж. «Москвитянин» (№ 12).
К легенде обращались поэты (А. Н. Майков, Н. А. Клюев, М. А. Волошин, С. М. Городецкий), прозаики (П. И. Мельников-Печерский, М. Горький, Д. С. Мережковский, М. М. Пришвин, К. А. Федин), художники (В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, И. С. Глазунов, Н. М. Ромадин); композиторы С. Н. Василенко, Н. А. Римский-Корсаков, в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) соединивший китежскую легенду с мотивами «Повести о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма. (вернуться)

4. Канон – правило, обязательная норма, образец. (вернуться)

5. Петр и Феврония – Покров с изображением Петра и Февронии – вклад в Богородице-Рождественский собор царя Фёдора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году. (вернуться)

 
М. В. Нестеров. Град Китеж. 1922.
Нижегородский художественный музей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика