Повесть В. М. Шукшина «Живёт такой парень»
Литература
 
 Главная
 
Портрет В. М. Шукшина
работы Ю. М. Ракши. 1974.
 
Шукшин В. М.
Портрет работы А. Андреева
 
 
 
 
 
 
ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
9 ЧАСОВ

6 класс[1]


Уроки 94–96. Повесть Н. В. Гоголя «Вий»

Урок 97. Повесть В. М. Шукшина «Живёт такой парень»

Урок 98. История Пашки Колокольникова

* Урок 99. Смысл названия повести[2]

* Урок 100. Письменные отзывы о прочитанных повестях

ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН
(1929 – 1974)


УРОК 97
Повесть В. М. Шукшина
«Живёт такой парень»

Задачи:
обогатить представления учащихся о жанре повести; познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества В. М. Шукшина.
Основные виды деятельности: заочная экскурсия на родину писателя; демонстрация фотографий, слайдов, кинофрагментов; чтение повести; беседа по вопросам учебника.
Термины: образ персонажа, повесть.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о В. М. Шукшине, писателе, режиссёре и актёре.

II. Заочная экскурсия на родину В. М. Шукшина,
алтайское село Сростки (такую экскурсию можно провести при помощи материалов, помещённых в Интернете).

III. Чтение и анализ начала повести
«Живёт такой парень»
с использованием вопросов 1, 2 учебника.

IV. Заключительное слово учителя
о своеобразии повестей В. М. Шукшина, которые становились основой кинофильмов, может быть проиллюстрировано фрагментами из фильмов «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1973).

V. Домашнее задание: подготовить устный рассказ о Пашке Колокольникове.



УРОК 98
История Пашки Колокольникова

Задачи:
закрепить навыки устной характеристики литературного персонажа; закрепить представления учащихся о юморе в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; просмотр фрагментов кинофильма.
Термины: заглавный образ, юмор.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания,

устные рассказы учащихся о Пашке Колокольникове.

II. Чтение и анализ фрагментов повести
с использованием вопросов и заданий 3—5 учебника.

III. Просмотр фрагментов кинофильма
«Живёт такой парень»

и сопоставление впечатлений, полученных от чтения повести и просмотра кинофильма.

IV. Анализ юмористических фрагментов повести,
повторение сведений о несатирическом комизме и средствах создания комического эффекта в литературном произведении.

При характеристике прочитанных (и просмотренных) эпизодов следует остановиться на такой важной особенности шукшинского юмора, как гармоничное сочетание серьёзного, героического и смешного, низменного, даже грубого.

Об этом ещё раз можно сказать, обращаясь к финальным эпизодам повести (в больничной палате) на заключительном уроке.

Шестиклассники должны обратить внимание на возраст героя, социальное происхождение, а также описание его действий, предшествующих героическому поступку. Особо стоит сказать о речевой характеристике Пашки, привести примеры его излюбленных словечек («пирамидон», «жельтмены» и др.), найти в тексте повести те оценки, которые дают Пашке окружающие его люди.

V. Домашнее задание: написать небольшой рассказ с комическими ситуациями.



УРОК 99*
Смысл названия повести В. М. Шукшина
«Живёт такой парень»

Задачи:
расширить представления учащихся о жанре повести; закрепить навык сопоставительной характеристики литературных персонажей.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; письменная творческая работа.
Термины: повесть, образ персонажа, заглавный образ.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о теме и задачах урока, посвящённого смыслу названия литературного произведения.

В названии, как и в финале, можно увидеть проявление авторского отношения к героям и изображённым событиям.

II. Анализ заглавия повести «Живёт такой парень»
(ответ на вопрос 6 учебника).

III. Сопоставительная характеристика главных героев
двух повестей, прочитанных шестиклассниками:

Хомы Брута и Пашки Колокольникова.

Примерные вопросы и задания для работы на уроке:

1. Что общего у этих героев, что их сближает?

2. Какие описания Хомы и Пашки позволяют сделать вывод о том, что перед нами интересные народные характеры?

3. Приведите примеры юмористических фрагментов, связанных с описаниями героев.

4. Чем различаются, кроме принадлежности разным историческим эпохам, два героя? Чем различаются два произведения?

5. Чем заканчиваются истории этих героев?

6. Какое преимущество есть у Пашки Колокольникова?

7. Как относятся к своим героям авторы?

IV. Выводы о художественном своеобразии
повести В. М. Шукшина «Живёт такой парень»

и поднятых в ней проблемах народной жизни и цельного народного характера.

V. Домашнее задание:

написать письменный отзыв об одной из прочитанных повестей.



УРОК 100*
Письменные отзывы о прочитанных
повестях

Задачи:
закрепить навык создания устного и письменного отзывов о прочитанном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов отзывов учащихся; выполнение работы над ошибками.
Термины: отзыв о прочитанном произведении, повесть.

Этапы урока:

I. Общая оценка письменных отзывов учащихся

о прочитанных повестях русских и зарубежных писателей, чтение наиболее интересных отзывов.

II. Анализ наиболее распространённых ошибок
в отзывах шестиклассников.

III. Индивидуальная работа
над отзывами учащихся

о литературном произведении, анализ недочётов в содержании и построении отзыва.

IV. Домашнее задание:

провести работу по совершенствованию отзыва о прочитанной повести.

Следующие уроки: Урок 101. Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика