Главная |
|
|
Портрет В. М. Шукшина
работы Ю. М. Ракши. 1974. |
|
|
Шукшин В. М.
Портрет работы А. Андреева |
|
|
|
|
|
|
|
ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
|
|
Уроки 94–96. Повесть Н. В. Гоголя «Вий»
Урок 97. Повесть В. М. Шукшина «Живёт такой парень»
Урок 98. История Пашки Колокольникова
* Урок 99. Смысл названия повести[2]
* Урок 100. Письменные отзывы о прочитанных повестях
ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН
(1929 – 1974)
УРОК 97
Повесть В. М. Шукшина
«Живёт такой парень»
Задачи: обогатить представления учащихся о жанре повести;
познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества В. М. Шукшина.
Основные виды деятельности: заочная экскурсия на родину писателя; демонстрация фотографий, слайдов, кинофрагментов;
чтение повести; беседа по вопросам учебника.
Термины: образ персонажа, повесть.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о В. М. Шукшине, писателе, режиссёре и актёре.
II. Заочная экскурсия на родину В. М. Шукшина,
алтайское село Сростки (такую экскурсию можно провести при помощи материалов, помещённых в Интернете).
III. Чтение и анализ начала повести
«Живёт такой парень» с использованием вопросов 1, 2 учебника.
IV. Заключительное слово учителя
о своеобразии повестей В. М. Шукшина, которые становились основой кинофильмов, может быть проиллюстрировано фрагментами
из фильмов «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1973).
V. Домашнее задание: подготовить устный рассказ о Пашке Колокольникове.
|
|
УРОК 98
История Пашки Колокольникова
Задачи: закрепить навыки устной характеристики литературного персонажа; закрепить представления учащихся о юморе
в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; просмотр фрагментов кинофильма.
Термины: заглавный образ, юмор.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания,
устные рассказы учащихся о Пашке Колокольникове.
II. Чтение и анализ фрагментов повести
с использованием вопросов и заданий 3—5 учебника.
III. Просмотр фрагментов кинофильма
«Живёт такой парень»
и сопоставление впечатлений, полученных от чтения повести и просмотра кинофильма.
IV. Анализ юмористических фрагментов повести,
повторение сведений о несатирическом комизме и средствах создания комического эффекта в литературном произведении.
При характеристике прочитанных (и просмотренных) эпизодов следует остановиться на такой важной особенности шукшинского юмора, как гармоничное сочетание
серьёзного, героического и смешного, низменного, даже грубого.
Об этом ещё раз можно сказать, обращаясь к финальным эпизодам повести (в больничной палате) на заключительном уроке.
Шестиклассники должны обратить внимание на возраст героя, социальное происхождение, а также описание его
действий, предшествующих героическому поступку. Особо стоит сказать о речевой характеристике Пашки, привести примеры его излюбленных словечек («пирамидон»,
«жельтмены» и др.), найти в тексте повести те оценки, которые дают Пашке окружающие его люди.
V. Домашнее задание: написать небольшой рассказ с комическими ситуациями.
|
|
УРОК 99*
Смысл названия повести В. М. Шукшина
«Живёт такой парень»
Задачи: расширить представления учащихся о жанре повести; закрепить навык сопоставительной характеристики литературных персонажей.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; письменная творческая работа.
Термины: повесть, образ персонажа, заглавный образ.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока, посвящённого смыслу названия литературного произведения.
В названии, как и в финале, можно увидеть проявление авторского отношения к героям и изображённым событиям.
II. Анализ заглавия повести «Живёт такой парень»
(ответ на вопрос 6 учебника).
III. Сопоставительная характеристика главных героев
двух повестей, прочитанных шестиклассниками:
Хомы Брута и Пашки Колокольникова.
Примерные вопросы и задания для работы на уроке:
1. Что общего у этих героев, что их сближает?
2. Какие описания Хомы и Пашки позволяют сделать вывод о том, что перед нами интересные народные характеры?
3. Приведите примеры юмористических фрагментов, связанных с описаниями героев.
4. Чем различаются, кроме принадлежности разным историческим эпохам, два героя? Чем различаются два произведения?
5. Чем заканчиваются истории этих героев?
6. Какое преимущество есть у Пашки Колокольникова?
7. Как относятся к своим героям авторы?
IV. Выводы о художественном своеобразии
повести В. М. Шукшина «Живёт такой парень»
и поднятых в ней проблемах народной жизни и цельного народного характера.
V. Домашнее задание:
написать письменный отзыв об одной из прочитанных повестей.
|
|
УРОК 100*
Письменные отзывы о прочитанных
повестях
Задачи: закрепить навык создания устного и письменного отзывов о прочитанном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов отзывов учащихся; выполнение работы над ошибками.
Термины: отзыв о прочитанном произведении, повесть.
Этапы урока:
I. Общая оценка письменных отзывов учащихся
о прочитанных повестях русских и зарубежных писателей, чтение наиболее интересных отзывов.
II. Анализ наиболее распространённых ошибок
в отзывах шестиклассников.
III. Индивидуальная работа
над отзывами учащихся
о литературном произведении, анализ недочётов в содержании и построении отзыва.
IV. Домашнее задание:
провести работу по совершенствованию отзыва о прочитанной повести.
Следующие уроки: Урок 101. Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова.
– М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|