|
|
|
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ
2 ЧАСА |
Урок 20. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации
* Урок 21. Выразительное чтение баллад В. А. Жуковского[2]
УРОК 20
Выразительное чтение произведения
как способ его интерпретации
Задачи: показать роль выразительного чтения в выявлении заложенных в произведении смыслов; развивать навык анализа
художественного произведения.
Основные виды деятельности: анализ фрагментов поэтических
текстов; выразительное чтение; чтение главы учебника; формулирование выводов; составление памятки для тех, кто готовится к выразительному чтению.
Термины: выразительное чтение, интерпретация.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о выразительном чтении и его роли в раскрытии смыслов, заложенных в художественном произведении.
II. Определение основных задач
выразительного чтения и
средств их реализации.
Важно вызвать у учащихся желание осмыслить свой опыт выразительного чтения и ответить на вопрос о том, как они понимают роль выразительного
чтения в осознании прочитанного.
Новым для шестиклассников является понятие «исполнительская задача», которое раскрывается в тексте учебника.
Для его практического осмысления можно предложить учащимся сформулировать исполнительскую задачу
при чтении небольших произведений (басни, лирического стихотворения).
Следует учитывать, что при чтении одного и того же произведения могут быть сформулированы
разные задачи. Главное, чтобы они соответствовали характеру произведения.
В связи с этим необходимо предложить учащимся аргументировать выбор своей позиции анализом текста. Данный этап урока завершается выполнением заданий,
предложенных в учебнике.
III. Подготовка к выразительному чтению.
Важно подвести учащихся к выводу о необходимости вдумчивого, внимательного, медленного чтения, чтобы осознать значение и смысл всех компонентов текста.
Решению этой задачи способствует выполнение заданий практического
характера, в основе которых лежит анализ языкового воплощения художественных образов: характера лексики,
особенностей использования синтаксических конструкций, звукописи (аллитерации), употребления изобразительно-выразительных средств.
Только умение читать медленно, не спеша, а также умение видеть «внутренним взором» картины, изображённые автором, позволяют выбрать верную
интонацию при выразительном чтении, передать голосом чувства и переживания, которые являются значимыми для передачи замысла автора и нашего собственного
отношения к этому замыслу.
Примеры подобных заданий представлены в учебнике.
IV. Интерпретация художественного произведения
в процессе выразительного чтения.
Интерпретация — основное понятие, которое нужно раскрыть на данном этапе урока.
В результате учащиеся с помощью учителя обобщают все сведения о выразительном чтении, полученные на предыдущих этапах обучения. Главное в связи с этим —
научить школьников задумываться над основными вопросами,
связанными с подготовкой к выразительному чтению:
1. Что я хочу сказать своим чтением?
2. Какие чувства и переживания хочу вызвать у слушателей?
Основной вид деятельности
— формулировка ответов на поставленные выше вопросы в ходе анализа небольших
по объёму лирических стихотворений или фрагментов изученных произведений с целью формирования умений, связанных с подготовкой к выразительному чтению.
Целесообразно показать учащимся различные варианты
интерпретации художественных произведений, которые реализуются в процессе выразительного чтения.
С этой целью возможно использование заранее подготовленного чтения одного и того же произведения или фрагмента разными учащимися, каждый из которых
предлагает свой вариант толкования художественного произведения.
Для подготовки учащихся к следующему уроку, посвящённому выразительному чтению отрывков из баллады В. А. Жуковского «Светлана», учитель напомнит
об этапах работы:
– определение главной исполнительской задачи;
– разделение текста на части и определение задач исполнения каждой из них;
– осмысление того, какие чувства и переживания важно вызвать у слушателей и как будут учитываться особенности баллады как литературного жанра;
– определение средств выразительности (сила и тембр голоса, темп, смена интонаций, паузы и др.), способствующих воссозданию атмосферы таинственного,
сверхъестественного в балладе.
Материалы урока могут стать основой для разработки памятки «Как готовиться к выразительному чтению».
V. Обобщение изученного материала,
подведение итогов работы, выводы учителя о том, что интерпретация предполагает, разумеется, внимательное изучение заложенных
в тексте смыслов, однако допускает разное их истолкование в зависимости от того, какой из смыслов показался интерпретатору более важным, значимым.
VI. Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение отрывка из баллады В. А. Жуковского «Светлана».
Индивидуальные задания: подготовить небольшую памятку «Как готовиться к выразительному
чтению» (или «Как готовиться к выразительному чтению баллады»).
|
|
УРОК 21*
Выразительное чтение
баллад В. А. Жуковского
Задачи: создать условия для повышения учебной мотивации и развития навыков выразительного чтения; закрепить представления учащихся о
выразительном чтении произведения как способе его интерпретации.
Основные виды деятельности: выразительное чтение баллады; отчёты о выполнении индивидуальных заданий; оценка выразительного чтения одноклассников.
Термины: выразительное чтение, интерпретация.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя,
определение основных задач урока, на котором предполагается активное участие всех учащихся в создании собственных интерпретаций
баллады В. А. Жуковского и оценке выразительного чтения своих одноклассников.
II. Отчёты учащихся
о выполнении индивидуальных заданий,
представление составленных ими памяток «Как готовиться к выразительному чтению».
Примерный вариант памятки
«Как готовиться к выразительному чтению»:
1. Вспомните особенности жанра художественного произведения (лирического стихотворения, басни, баллады, народной песни, былины и др.).
Подумайте над тем, как особенности жанра влияют на общий характер выразительного чтения (передать таинственность происходящего; подчеркнуть иронический характер
произведения; воссоздать эмоциональное состояние лирического героя: восхищение, грусть, сожаление, отчаяние, удивление и др.).
2. Прочитайте вдумчиво, не спеша произведение.
Выделите слова и обороты, которые способствуют раскрытию замысла произведения, передают мысли, чувства и переживания автора.
3. Определите, как вы относитесь к описанному в произведении.
Какие чувства и переживания вызвало это произведение у вас?
4. Определите главную исполнительскую задачу и задачи исполнения каждой из частей произведения.
Подумайте над тем, как вы хотите воздействовать на слушателей.
5. В ходе подготовки определите, как следует выделить главное, особенно значимое для вашего понимания произведения.
Выберите из ряда возможных собственную интонацию исполнения.
Проверьте, соответствует ли звучание, темп, эмоциональная окраска чтения замыслу автора и вашему замыслу как исполнителя.
В соответствии с памяткой, которая обсуждается и корректируется на уроке, могут быть предложены
критерии оценки выразительности чтения,
главными из которых являются следующие:
Смог ли передать читающий заложенные в произведении смыслы? Насколько близка его интерпретация авторскому замыслу?
Сумел ли читающий выразить своё отношение к содержанию произведения? Насколько оригинальна была его интерпретация?
Какие мысли и чувства вызвало предложенное истолкование текста?
Над чем следует поработать читающему, чтобы его исполнение было более выразительным?
Разработанная совместно с учащимися памятка, а также критерии оценки выразительности чтения могут использоваться и на уроках по другим темам.
III. Конкурс на лучшую интерпретацию
отрывков из баллад В. А. Жуковского.
Допускается чтение по книге, а также чтение наизусть.
Работа учащихся оценивается на основании тех критериев, которые были разработаны и записаны в тетради.
Можно выбрать группу учащихся в качестве членов жюри конкурса, которые должны давать развёрнутую и аргументированную оценку выразительного чтения
своих одноклассников, соглашаться или не соглашаться с предложенными интерпретациями баллады, предлагать свой вариант толкования произведения или фрагмента.
IV. Заключительное слово учителя,
подведение итогов работы на уроке, определение перспектив работы над интерпретацией художественного произведения и отдельных
образов (выразительное чтение, создание иллюстраций, написание сочинений).
V. Домашнее задание:
1) прочитать вступительную статью учебника к главе «А. С. Пушкин»;
2) ответить на вопросы 1—4 после этой статьи.
Индивидуальные задания: подготовить краткие биографические справки об И. И. Пущине или П. А. Плетнёве (по выбору).
Следующие уроки: Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» >>>
|
|
ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
2 ЧАСА |
Урок 32. Портрет в литературном произведении
* Урок 33. Описание портрета литературного персонажа
УРОК 32
Портрет
в литературном произведении
Задачи: дать начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа; закрепить навык анализа
портрета литературного персонажа.
Основные виды деятельности: работа с учебником; выполнение практических заданий учебника; сопоставление портретов
двух персонажей; сопоставление словесного и живописного (графического) портретов.
Термины: портрет статический, портрет динамический, портретные детали, персонаж.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о теме и об основных задачах
урока-практикума.
На данном уроке осуществляется также повторение уже изученного в 5 классе литературного материала.
Шестиклассники подводятся к парадоксальному выводу о том, что читатели, всегда с интересом рассматривающие живописные,
графические и иные портреты знакомых и незнакомых им людей, часто пропускают портретные описания в литературных произведениях, при
этом остаётся без внимания очень важная информация о персонажах и об авторском отношении к ним.
II. Работа с живописными
(графическими) портретами.
Учитель подбирает несколько портретных изображений, созданных разными художниками и представляющих по
возможности знакомых учащимся исторических личностей или литературных героев (см. ниже портрет В. Скотта).
Важно предусмотреть сочетание разного типа изображений людей: от парадных портретов и
портретов, написанных с явной симпатией или сочувствием, до дружеских шаржей и откровенных карикатур.
М. Горький
Портреты писателей
в исполнении Кукрыниксов (Из книги "Почти портреты")
Примерные вопросы и задания:
1. Что говорит портрет о человеке (его происхождении, социальном положении, роде деятельности, возрасте, чертах характера, привычках и т. д.)?
2. Что можно сказать по портрету о том, как относится художник к своему герою?
3. Случалось ли вам ловить себя на мысли о том, что изображённое на фотографии знакомое лицо смотрится лучше или
хуже, чем в действительности? С чем это может быть связано?
Есть ли в вашем семейном альбоме отретушированные (подрисованные, улучшенные) фотографии?
В каких случаях художник (или писатель) намеренно старается сделать портрет героя (героини) особенно ярким, привлекательным? Приведите примеры.
III. Чтение фрагмента главы учебника
«Что такое портрет в литературе»
и выполнение практических заданий, помещённых в этом разделе.
IV. Чтение фрагмента главы учебника
«Какие бывают портреты
в литературном произведении»,
сопоставление статического и динамического словесного портрета
(описаний спящей Ассоль в повести А. С. Грина «Алые паруса»
и спящего Вани Солнцева в повести В. П. Катаева «Сын полка»).
V. Чтение фрагмента главы учебника
«Как охарактеризовать
портрет литературного героя»,
знакомство с понятием «портретные детали» и выполнение заданий 2 и 3, помещённых после этого раздела.
VI. Домашнее задание:
подобрать портретные описания и детали, характеризующие Владимира Дубровского (задание 1 учебника).
|
|
УРОК 33*
Описание портрета
литературного персонажа
Задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, подбора цитат по заданной теме; закрепить навык анализа
портрета литературного персонажа.
Основные виды деятельности: сравнительный анализ делового документа и художественного описания; работа над описанием портрета литературного
персонажа.
Термины: портрет, портретные детали.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока и вариантах выполнения письменной работы, посвящённой описанию портрета литературного персонажа.
II. Подготовка к написанию работы,
описанию портрета литературного персонажа,
сопоставление делового документа и художественного описания портрета:
а) стилизованного под документ описания словесного портрета Владимира Дубровского (в главе IX);
б) подлинного словесного портрета преступника (можно подобрать на сайтах Интернета, посвящённых криминалистике);
в) художественного описания портрета Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Можно познакомить учащихся
с примерным планом словесного портрета,
который используется в криминалистике:
1) признаки, характеризующие особенности анатомического строения человека (рост, вес, лицо и др.);
2) функциональные или динамические признаки (походка, осанка, жестикуляция, мимика и др.);
3) так называемые особые приметы или броские признаки (шрамы, родинки и др.);
4) признаки, характеризующие одежду и вещи, принадлежащие человеку.
Далее продолжается начатая дома работа с портретными деталями, характеризующими Владимира Дубровского.
Учащиеся отмечают, что таких деталей в романе очень мало и это во многом связано с сюжетом произведения. Однако они могут дополнить помещённые в тексте
романа «Приметы Владимира Дубровского» (глава IX),
например:
военная осанка, служил в гвардии, имел «роскошные прихоти», курил трубку (глава III);
«звучный голос», «величественный вид» (глава V);
«приятная наружность», «простое обхождение», «заряженный пистолет» в кармане (глава VIII);
«был он кудрявый белокуренький мальчик» (глава IX);
«наружность, обличающая силу» (глава X);
«в военной шинели и в белой фуражке» (глава XI).
Вл. Дубровский.
Иллюстрация Д. А. Шмаринова
к роману А. С. Пушкина "Дубровский".
Можно предложить также задание
по подбору определений для создания словесного портрета:
1. Дополните ряд определений.
Рост (высокий, средний, … , … , …).
Телосложение, фигура (стройный, полный, … , … , …).
Лицо (круглое, овальное, … , … , …).
Глаза (большие, красивые, тёмные, … , … , …).
Взгляд (задумчивый, грустный, усталый, … , … , …).
Волосы (волнистые, чёрные, светлые, прямые, … , … , …).
Нос (прямой, тонкий, курносый, … , … , …).
2. Отметьте те из определений, которые не годятся для документа (например, для словесного описания портрета
преступника), требующего точности и конкретности.
III. Выполнение письменной работы
по одной из предложенных учителем тем:
1. «Характеристика портрета Владимира Дубровского»
(по плану, помещённому в учебнике: см. ниже).
2. «Словесный портрет Владимира Дубровского», расширенный вариант «Примет Владимира Дубровского, составленных по
сказкам бывших его дворовых людей»
(по плану, предложенному на уроке).
IV. Домашнее задание:
1) прочитать вступительную статью о М. Ю. Лермонтове;
2) ответить на вопросы 1 и 2 учебника.
Следующие уроки: Урок 34. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» >>>
|
|
СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ
2 ЧАСА |
Урок 46. Сообщение о жизни и творчестве писателя
* Урок 47. Анализ творческих работ
УРОК 46
Сообщение
о жизни и творчестве писателя
Задачи: познакомить учащихся с особенностями биографии как литературного жанра; подготовить к выступлению с сообщением о биографии и творчестве писателя.
Основные виды деятельности: чтение раздела учебника; чтение и анализ фрагментов из биографий; формулирование выводов;
создание фрагмента текста биографического характера.
Термины: биография, биографический очерк.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о роли биографии в изучении литературы, задачах сообщения о жизни и творчестве писателя.
Важно подчеркнуть, что биография, как и любой другой жанр, создаётся по определённым правилам, законам, которые помогают реализовать его
основные задачи: раскрыть особенности личности писателя, его творческого пути, осмыслить те события, которые оказали
воздействие на взгляды и убеждения писателя.
II. Определение основных признаков биографии
и целей биографических описаний.
На данном этапе урока можно обратиться к материалам главы учебника и предложить
учащимся ответить на такие вопросы:
1. Часто ли вы читаете биографии известных людей? С какой целью мы обращаемся к биографиям? Интересно ли читать такую литературу?
2. Какие из прочитанных вами биографий (в том числе и тех, что помещены в учебнике) вам особенно запомнились?
3. Приведите примеры того, что вам особенно понравилось в жизнеописаниях известных людей.
Ответы на эти вопросы подготовят школьников к чтению и анализу материалов учебника.
Результаты работы должны стать основой для первых выводов, которые формулируются с помощью дополнительных вопросов и задания:
1. Чем биография отличается от других литературных жанров?
2. Какую роль играет изучение биографий в жизни людей?
3. Приведите примеры вашего подробного знакомства с чьей-либо биографией и её влияния на ваши взгляды, убеждения, настроения.
III. Анализ структуры биографии.
Учащимся предлагается проанализировать биографии известных писателей и определить, из каких частей они могут состоять. Для
этого можно использовать материалы учебников, учебных пособий, вступительных статей к сборникам произведений
писателя или энциклопедические издания, включая источники в Интернете.
В ходе анализа учащиеся определяют структурные части биографии, убеждаются в том, что их количество и объём каждой из них варьируются
в зависимости от того, кому адресована биография, с какой целью она написана и т. п.
Чтение фрагмента главы учебника
«Из каких частей состоит биография» (см. фрагмент ниже)
позволит обобщить наблюдения школьников, сделать необходимые выводы о том, как планировать сообщение о жизни и творчестве писателя.
IV. Подготовка сообщения
о жизни и творчестве писателя.
Определяя пути подготовки к сообщению, нужно обратить внимание учащихся на то, что оно является устным
выступлением. Следовательно, важно не только собрать и последовательно расположить материал, не только литературно его обработать, но и позаботиться о том, чтобы
сообщение было интересно слушать.
А для этого необходимо общаться со слушателями: интонацией подчёркивать и выделять главное; быть не только информативным, но
и эмоциональным, то есть передавать своё отношение к материалу; использовать интересные для данной аудитории факты, примеры.
Выполнение предложенных в учебнике заданий будет способствовать усвоению учащимися некоторых приёмов,
при помощи которых эти задачи будут решены.
Дополнительно могут быть привлечены для анализа биографии, написанные нестандартно, с учётом особенностей
читателей и слушателей. Пример такой биографии — предисловие к сборнику рассказов В. В. Бианки «Лесные были»[6].
Текст биографии анализируется в ходе беседы со
школьниками, которые отвечают на следующие вопросы и выполняют задания:
1. Можно ли назвать данный текст биографией? Докажите.
2. Кому он адресован?
3. Какова основная цель этого текста?
4. Какие части текста развёрнуты более подробно? Почему?
5. Сопоставьте начало и конец текста. Как они связаны друг с другом?
6. На основе данного текста подготовьте сообщение о жизни и творчестве В. В. Бианки. Какие изменения (дополнения,
сокращения) необходимо внести в содержание биографии? С какой целью?
7. Прорепетируйте своё выступление, записав его на видеокамеру. Послушайте, как звучит ваш голос, каков темп произнесения высказывания.
Проанализируйте, как вы общаетесь со слушателями: смотрите ли на них, помогаете ли интонацией,
жестами, мимикой передать своё отношение к содержанию высказывания.
Последнее задание может быть предложено в качестве домашнего задания к одному из уроков, на котором будет
рассматриваться биография писателя.
V. Подведение итогов урока,
ответ на вопрос о том, как подготовиться к сообщению о жизни и творчестве писателя, как проиллюстрировать своё выступление.
Шестиклассники уже вполне способны подготовить простейшую электронную презентацию материалов о биографии и творчестве писателя.
VI. Домашнее задание:
подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве русского писателя XIX века (по выбору учащихся),
сопроводить это сообщение презентацией иллюстративных материалов (портреты писателя и его друзей, изображения его родных мест, макеты обложек его книг, иллюстрации
к произведениям, кадры из кинофильмов, снятых по его произведениям, и др.).
|
|
УРОК 47*
Анализ творческих работ
Задачи: закрепить материал об особенностях подготовки сообщения о писателе; формировать начальные навыки поиска
информации о писателе и оформления презентации по теме сообщения; проанализировать творческие работы шестиклассников.
Основные виды деятельности: устные сообщения о писателе; электронные презентации; обсуждение презентаций; анализ творческих работ.
Термины: биография, автобиография, презентация.
Этапы урока:
I. Устные сообщения учащихся
об одном из русских писателей XIX века
(без использования электронных презентаций).
Здесь работа шестиклассников оценивается по тем критериям, о которых шла речь на предыдущем уроке.
II. Конкурс презентаций,
подготовленных шестиклассниками
в качестве иллюстративного материала к сообщениям о писателе (в том числе с использованием большого экрана).
В данном случае особо оценивается удачный подбор иллюстративного материала, его расположение,
оформление и, возможно, музыкальное сопровождение.
III. Обсуждение и оценка
творческих проектов учащихся.
IV. Подведение итогов работы во второй четверти.
Урок 48.
Резервный урок
Следующие уроки: Урок 49. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» >>>
|
|
СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2 ЧАСА |
Урок 63. Сочинение о персонаже литературного произведения
* Урок 64. Анализ сочинений
УРОК 63
Сочинение о персонаже
литературного произведения
Задачи: обогатить представления учащихся о сочинении на литературную тему, его основных видах; формировать навыки
подбора и расположения материала в сочинении о персонаже литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение раздела учебника; выполнение практических заданий; составление плана сочинения.
Термины: сочинение, персонаж, цитата.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о видах сочинения на литературную тему и о том, в какой форме может быть представлена тема сочинения.
Шестиклассникам нужно сказать о важности формируемых при работе над сочинением навыков, которые могут пригодиться в самых
разных сферах деятельности:
сформулировать тему своего высказывания,
составить его план,
подобрать примеры, аргументы для раскрытия темы,
выразить своё отношение к описываемому событию или герою,
сделать выводы.
II. Чтение разделов учебника
«Что такое сочинение по литературе»
и «Как подготовиться к написанию сочинения
о персонаже литературного произведения»,
выполнение практических заданий, помещённых в этих разделах.
III. Работа над примерным планом сочинения
о персонаже литературного произведения,
запись этого плана в рабочей тетради (с использованием материалов, помещённых в разделе учебника «Как составить примерный
план сочинения о литературном персонаже»), выполнение практических заданий учебника.
IV. Подведение итогов работы.
V. Домашнее задание:
1) составить развёрнутый план сочинения об одном из персонажей рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»;
2) подобрать несколько цитат, необходимых для характеристики этого персонажа.
|
|
УРОК 64
Анализ сочинений
Задачи: проанализировать письменные работы учащихся по изученным ранее темам; провести работу над ошибками.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов ученических сочинений; работа над ошибками.
Термины: сочинение, цитата.
Этапы урока:
I. Отчёты учащихся о выполнении домашнего задания,
представление развёрнутых планов сочинения об одном из персонажей рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
(Мерцалов, его жена, один из сыновей).
О второстепенных персонажах в рассказе говорится очень мало, поэтому сочинения о них предполагают работу воображения школьников, которые
должны по незначительным деталям восстановить образ персонажа.
Оценивается также то, насколько интересно сформулирована учеником тема сочинения (рассказа о персонаже)
и насколько удачно подобраны цитаты, необходимые для характеристики этого персонажа.
II. Анализ сочинений учащихся,
написанных по ранее изученным темам:
«Автобиографические произведения русских писателей» и «А. И. Куприн».
Учитель зачитывает наиболее удачные фрагменты сочинений, обращая особое внимание на то, как соотносятся в
сочинении вступление (подход к теме) и заключение (выводы, обобщения, выражение собственного отношения к литературному персонажу).
III. Работа над ошибками
может быть начата под руководством учителя.
Важные моменты в этой работе — исправление неудачно построенных предложений, предложений с речевыми
ошибками, неверно оформленными полными и неполными цитатами.
IV. Домашнее задание:
1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. А. Блока;
2) выполнить задания 1 и 2, помещённые после этой статьи.
Следующие уроки: Урок 65. Стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» и «Встану я в утро туманное…»
>>>
|
|
ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ
СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
2 ЧАСА |
Урок 69. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения
* Урок 70. Урок внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии»
УРОК 69
Тоническая и силлабо-тоническая
системы стихосложения
Задачи: обобщить представления учащихся о тонической и силлабо-тонической системах стихосложения; закрепить навыки
определения стихотворного размера и способа рифмовки.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение фрагментов стихотворений; наблюдения над особенностями
ритма в произведении.
Термины: тоническая система стихосложения, силлабо-тоническая система стихосложения, ритм, рифма, стихотворный размер, акцентный стих.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах практикума
«Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения».
Во-первых, нужно отметить, что многое из того, о чём будет сказано на уроке, ребятам уже знакомо
(например, после сопоставления только что прочитанных стихотворений А. А. Блока и В. В. Маяковского).
Во-вторых, данный практикум только подводит учащихся к последующему самостоятельному знакомству с другими системами стихосложения (например, с восточной поэзией).
II. Чтение раздела учебника
«Какие системы стихосложения существуют в русской поэзии»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.
На данном этапе работы обобщаются знания учащихся, полученные ими в начальной школе и текущем учебном году, в том числе
на уроках по темам «Фольклор» (ритм в народной песне),
«М. Ю. Лермонтов», «А. А. Блок» (силлабо-тоническая система стихосложения) и «В. В. Маяковский» (тоническая
система стихосложения).
III. Чтение раздела учебника
«Как определить способ стихосложения»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.
IV. Подведение итогов урока,
заключительное слово учителя о том, что существует особый раздел науки о литературе – стиховедение и что со многими
новыми фактами из истории русского (и не только русского) стиха
учащимся ещё предстоит познакомиться.
V. Домашнее задание:
повторить материал о двусложных размерах стиха.
Индивидуальные задания:
1) подготовить план-проспект поэтической антологии «Ямб в русской поэзии», написать
вступительную статью к ней (задание для групп);
2) выучить наизусть стихотворение русского поэта, написанное ямбом.
|
|
УРОК 70*
Урок внеклассного чтения
«Ямб в русской поэзии»
Задачи: развивать интерес учащихся к русской поэзии и совершенной стихотворной форме; обогатить представления о
ритмико-интонационных возможностях ямба.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; краткие сообщения учащихся; чтение литературных
пародий; беседа по вопросам; обсуждение плана-проспекта поэтической антологии.
Термины: ритм, стихотворный размер, ямб, хорей, пародия.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о ямбе как одном из самых распространённых в русской поэзии стихотворных размеров.
II. Чтение эпиграфов к уроку,
записанных на доске, и комментарий учителя к приведённым строкам:
а) Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
(А. С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин»)
б) Четырёхстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить…
(А. С. Пушкин, поэма «Домик в Коломне»)
III. Рассказ учителя об истории ямба
и о споре двух поэтов М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского.
Примерный план рассказа:
1. Ямбические (ругательные) стихи в Древней Греции.
Деление поэзии у древних греков на героическую и ямбическую
(сатирическую). Оценка Аристотелем ямба как «насмешливого метра» и «самого близкого к разговорной речи».
Первая версия:
по утверждению Аристотеля, слово «ямб» происходит от глагола «ямбидзей», то есть осмеивать.
Вторая версия:
по имени Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана.
Третья версия:
по имени служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре весёлые песни.
2. Спор М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского о ямбе и хорее.
События, связанные с реформой русского стихосложения, фрагменты полемики, развернувшейся в середине
XVIII века, можно восстановить на уроке.
Реформа русского стихосложения начинается с книги В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до
сего надлежащих званий» (1735), автор которой, характеризуя основные двусложные стопы, отдаёт предпочтение хорею, видя
в нём одну из необходимых примет героического стиха — «приятное и лёгкое падение».
М. В. Ломоносов в письме «О правилах российского стихотворства» (1739) с приложенной к нему «Одой на
взятие Хотина», написанной ямбом, дал более широкое
обоснование принципов русской силлаботоники и высказал прямо противоположную точку зрения, предпочитая
использовать при написании торжественных стихотворений не хорей, а ямб: «Чистые ямбические стихи хотя
и трудновато сочинять, однако, поднимаяся тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают».
Позиции двух поэтов («приятное и лёгкое падение» и движение «тихо вверх») можно наглядно продемонстрировать на схемах ямбической и хореической стопы.
Позднее В. К. Тредиаковский в трактате «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755) выдвинул тезис о том, что прямой связи
между стихотворным размером и содержанием стихотворного произведения не существует, «что ни хорей не нежен, ни ямб не
благороден сам по себе, но что та и другая стопа и благородна и нежна по словам».
По предложению А. П. Сумарокова поэты провели своеобразное соревнование, отдав на суд читателей переводы псалма 143, которые Ломоносов и Сумароков выполнили
ямбом, а Тредиаковский — хореем.
Спор этот не мог быть решён, однако вся дальнейшая история русской поэзии
подтвердила правоту последнего высказывания В. К. Тредиаковского.
Впрочем, мнение о том, что ямб в высокой поэзии приличнее хорея, оказалось очень живучим. История русского стиха в XIX веке свидетельствует о наступлении ямба,
который подчиняет себе практически все жанры, приемлет любое содержание.
IV. Представление планов-проспектов
поэтических антологий «Ямб в русской поэзии»,
подготовленных группами учащихся (представление обложки, чтение вступительной статьи, чтение отдельных стихотворений, включённых в
антологию, рецензии на поэтическую антологию, подготовленную одноклассниками).
V. Выразительное чтение стихотворений,
написанных ямбом (по выбору учащихся).
Учитель может прочитать свои любимые стихотворения, в том числе и написанные не ямбом, а хореем пародии Козьмы Пруткова «Осень»,
«Путник», «Перед морем житейским» (запланированный розыгрыш, напоминающий о первом эпиграфе к уроку).
VI. Домашнее задание:
1) прочитать стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей», «Листья осенние»;
2) подобрать музыкальные произведения, которые отражают настроение этих стихотворений поэта, или иллюстрации
к стихотворениям (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 71. Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние» >>>
|
|
Сопоставительная характеристика персонажей
3 ЧАСА |
Урок 79. Подготовка к сочинению, посвящённому сопоставительной характеристике персонажей
Урок 80. Сочинение, посвящённое сопоставительной характеристике персонажей
Урок 81.* Анализ сочинений
УРОК 79
Подготовка к сочинению,
посвящённому сопоставительной
характеристике персонажей
Задачи: развивать представления учащихся о характеристике
литературных персонажей; формировать навыки сопоставительной характеристики персонажей; закрепить навык подбора цитат из текста.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; составление плана сопоставительной характеристики; чтение раздела учебника.
Термины: характер, портрет, авторская позиция.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах сочинения сопоставительного характера. Нужно объяснить композицию сочинения-сопоставления, сообщить об учёте принципа сходства и различий
при сопоставлении героев, умении находить в тексте произведения необходимую информацию о героях и авторской позиции.
II. Беседа по вопросам,
направленная на выявление сходства и различий в предлагаемых для сопоставления образах персонажей (например, бабушки и деда Каширина в повести
М. Горького «Детство»).
Важно обратить внимание на характеры героев, на то, что взаимоотношения их друг с другом и с окружающими людьми обусловлены
складом их личности, взглядами, целями, убеждениями, а также на отношение автора к персонажам и на смысл
сопоставления (противопоставления) персонажей в произведении.
III. Составление таблицы, подбор цитат, обсуждение
последовательности расположения материала.
Коллективно составляется план сочинения, комментируются приводимые цитаты и их оформление.
Объясняются принципы построения фрагментов сочинения и логика повествования в сочинении сопоставительного характера, а также
выбор пути сопоставления: параллельно (по абзацам), последовательно (попеременное сравнение героев по предложениям).
IV. Формулирование идеи сочинения — выводов,
к которым будет подведена исследовательская работа, посвящённая сопоставительной характеристике персонажей.
Предварительные выводы записываются.
Обсуждение алгоритма построения вступления в сочинении,
посвящённом сопоставлению персонажей (сопоставляемые герои, их роль в произведении, ситуация, в которой сравниваются герои, цель сопоставления).
Составляются пробные варианты вступления под руководством учителя, они зачитываются и корректируются.
VI. Домашнее задание:
1) написать вступление к сочинению по теме «Сопоставительная характеристика бабушки и деда Каширина в повести М. Горького “Детство”»;
2) подумать о возможных выводах по выбранной теме.
|
|
УРОК 80
Сочинение, посвящённое
сопоставительной характеристике
персонажей
Задачи: закрепить навыки написания вступления, работы над основной частью и заключением сочинения.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; выполнение практических заданий; составление плана сочинения; формулирование темы сочинения;
подбор цитат.
Термины: цитата, вступление, заключение, аргументация, тезис.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания:
чтение сочинений на тему «Сопоставительная характеристика бабушки и деда Каширина в повести М. Горького “Детство”».
При анализе работ выделяются наиболее удачные места, указывается на необходимость следования определённому алгоритму
сочинения, закрепляются представления о замысле, композиции сочинения, посвящённого сопоставлению персонажей.
II. Объяснение назначения вступления в сочинении,
посвящённом сопоставительной характеристике персонажей; обоснование учащимися выбора темы, раскрытие замысла
работы, идеи сочинения (предварительные выводы); чтение вариантов заготовленных дома вступлений, их корректирование.
III. Повторение алгоритма изложения мыслей
(тезис — развитие тезиса, пример — объяснение примера — обобщение-вывод);
создание вариантов основной части работы;
чтение вариантов основной части сильными учащимися;
выделение удачных вариантов, коллективное корректирование речевых ошибок и недочётов.
IV. Написание заключения и его чтение в классе.
V. Домашнее задание:
завершить работу над сочинением, оформить чистовой вариант сочинения.
|
|
УРОК 81*
Анализ сочинений,
посвящённых сопоставительной
характеристике персонажей
Задачи: познакомить учащихся с критериями оценки сочинений; проанализировать наиболее характерные ошибки, соответствие
вступления, основной части, заключения теме сочинения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сочинений учащихся; анализ наиболее характерных ошибок; работа над ошибками.
Термины: аргументация, фактические и речевые ошибки.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о требованиях к письменной работе, посвящённой сопоставлению двух персонажей; сообщение о результатах успешности класса в работе над сочинением.
II. Чтение наиболее удачных вариантов сочинений, фрагментов работ учащихся с необходимыми комментариями.
III. Обозначение основных проблем, типичных ошибок,
связанных:
1) с неполным, неудачным раскрытием темы, уходом от темы сочинения;
2) с отсутствием цитатного материала, его неправильным введением;
3) с отсутствием абзацного членения в работе.
Учитель приводит примеры речевых, фактических, логических ошибок.
При этом обязательно предлагается исправленный вариант, проводится сопоставление первичного и окончательного вариантов работы.
Далее каждым учащимся изучаются рецензии учителя и его исправления в тексте сочинения.
Следующие уроки: Жанр песни в русской поэзии XIX века >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы.
6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3.
Портрет В. Скотта
работы Г. Рэйберна, 1822 г.
А теперь остановимся и посмотрим на хозяина Абботсфорда, который готовился сменить народную славу поэта на международную славу романиста. Он был
шести футов[4] росту, телом массивен, но не тучен, строением грудной клетки, рук и плечей напоминал Геракла. Если б не
укороченная нога, его фигура, бицепсы и осанка производили бы впечатление красоты и силы.
Но правой ногой он едва доставал до земли кончиками пальцев, поэтому раскачивался и переваливался на ходу, опираясь на крепкую трость каждый
раз, как ступал на нее.
Голова у него была вытянутой формы, причем нижняя половина лица от глаз до подбородка короче
верхней на добрых полтора дюйма[5]. От маленьких проницательных светло-серых глаз Скотта во все стороны лучами разбегались
смешливые морщинки. Когда он веселился, верхние и нижние веки смежались у него, как у птицы.
Лохматые брови сильно выдавались вперед, совершенно закрывая глаза, когда он читал или писал.
В молодости его волосы, обычно торчавшие патлами, были светло-рыжеватого цвета, но к пятидесяти годам поредели и поседели.
Нос и подбородок у него были заурядные, рот прямой, губы тонкие. От верхней губы до носа тянулась длинная канавка. Щеки
тяжелые, хотя и твердые; когда он прогуливался в одиночестве или заседал в суде, лицо принимало выражение отсутствующее, тупое
и даже брезгливое. Но стоило ему увлечься беседой, как он весь менялся: глаза загорались, губы подергивались от смеха, лицо
сияло добродушием.
На людях каждая его черточка излучала доброжелательность, однако окружающие порой ловили на себе его
хитрый, пронизывающий взгляд, словно он задумал набедокурить, но пока что держит это в секрете. Впрочем, взгляд этот во мгновение ока уступал место
очаровательной улыбке, и Скотт снова был сама искренность и дружелюбие.
Источник: Х. Пирсон. Вальтер Скотт. — М.: Молодая гвардия, 1978. ( вернуться)
4. Один фут равен примерно 30,5 см. ( вернуться)
5. Один дюйм равен примерно 2,5 см. ( вернуться)
6. См.: Бианки В. В. Собрание сочинений: В 4-х томах. Т. 1: Рассказы и сказки.
Вступ. ст. Гроденского Г.; Рис. Чарушина Е. – Л: Дет. лит., 1972. ( вернуться)
___________________
КАК ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОРТРЕТ
ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
Характеристика портрета является одной из важных составных частей вашего устного рассказа или письменного сочинения о литературном герое.
1. Внимательно перечитайте все портретные описания, которые связаны с данным литературным персонажем, отметьте их закладками или выпишите в тетрадь.
2. Учтите, что некоторые портретные детали (цвет волос, глаз, форма носа, уши, имеющиеся или отсутствующие борода или усы, телосложение, руки и т. д.)
могут быть сосредоточены в одном месте или разбросаны по тексту, а также могут повторяться.
3. Опишите портрет героя, используя цитаты из текста, обращая особое внимание на повторяющиеся в тексте портретные детали и изменения в портрете героя.
4. Отметьте художественные приёмы (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), которые используются при описании портрета.
5. Попытайтесь определить по портрету авторское отношение к персонажу.
6. Сделайте вывод о том:
а) насколько подробно в произведении дан портрет героя;
б) как этот портрет помогает понять его характер, поведение и эмоциональное состояние. (вернуться к уроку)
________________________
ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ БИОГРАФИЯ
Как правило, в биографии выделяются следующие смысловые части:
1. Семья писателя, его родители, место рождения, родные места.
2. Годы учёбы. Учебные заведения, в которых он учился.
3. Сведения о творчестве писателя, о его первых публикациях (литературном дебюте) и самых значительных произведениях.
4. Характер писателя, его взгляд на мир, нашедший отражение в его произведениях. Наиболее яркие эпизоды из его жизни. Воспоминания современников о писателе.
5. Последние годы жизни и творчества. Выводы, связанные с осознанием вклада писателя в русскую и зарубежную литературу. Известные отзывы о писателе.
В биографии даётся также характеристика эпохи, в которую жил писатель, описываются исторические события, свидетелем которых он был, упоминается об известных
современниках писателя. (вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|