Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» Уроки по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского» в 6 классе" />
Литература
 
 Главная
 
В. Г. Распутин.
Фото, 1976 г.
 
Иллюстрация к рассказу
"Уроки французского".
Художник В. Гальдяев
 
Иллюстрация к рассказу
"Уроки французского".
Художник В. Гальдяев
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН
(1937 – 2015)

5 ЧАСОВ

6 класс[1]


Урок 73. Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок 74. Образ главного героя рассказа

Урок 75. Образ учительницы в рассказе

* Урок 76. Нравственная проблематика в рассказе «Уроки французского»[2]

Урок 77. Анализ письменных работ


УРОК 73
Рассказ В. Г. Распутина
«Уроки французского»

Задачи:
познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества В. Г. Распутина; закрепить представления об автобиографическом произведении и о герое-повествователе.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; чтение фрагментов рассказа.
Термины: герой-рассказчик, рассказ, автобиографическое произведение, публицистика.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о писателе и человеке В. Г. Распутине важно дополнить чтением и обсуждением фрагментов его статей и выступлений.

Далее можно предложить шестиклассникам прочитать статью учебника, на основе которой дома они составят проект «Слово о писателе».

Важно обратить внимание на многоаспектность творчества и деятельности писателя: проза, драматургия, публицистика, выступления, встречи с читателями, интервью.

II. Представление учащимся произведений В. Г. Распутина, написанных для детей:
«Мы с Димкой», «Мама куда-то ушла», «Рудольфио».

Зачитываются фрагменты рассказов, демонстрирующие, в частности, мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев, восприятия ими окружающего мира.

III. Чтение комментариев к рассказу «Уроки французского»
необходимо продолжить разговором о причинах обращения писателя к автобиографическому повествованию как к чему-то большему, чем просто сюжет, к тому, что было выстрадано, знакомо до боли.

Зачитываются фрагменты воспоминаний писателя, воссоздающие атмосферу времени, суровой реальности 1940-х и 1950-х годов:

«Вернувшись с фронта в орденах и медалях, отец не пошёл в колхоз, а заступил на должность начальника почты. Деревня наша хоть и была небольшой, но считалась центральной среди полдюжины ещё меньших, раскиданных по Ангаре. В ней располагались сельсовет, почта, сберкасса, медпункт, сельпо. По почте пересылались денежные переводы, велись иные мелкие расчёты. И когда у заснувшего на пароходе отца во время его служебного отъезда срезали сумку, денег в ней много находиться не могло. Но в те времена в расправе не мелочились». (Из очерка В. Г. Распутина «Откуда есть пошли мои книги».)

Будущий писатель перечитал все книги из школьной библиотеки и по вечерам рассказывал из них всякие истории, больше добавляя от себя: «Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые… За лето я настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать-то стало нечего. А без книг я уже не мог. В то время я прочитывал всё, что могло попасться на глаза, — будь то брошюра, обрывок газеты или плакат. А когда перешёл в пятый класс, учиться стал в районном центре» (из воспоминаний В. Г. Распутина).

Важно отметить значимые для понимания содержания рассказа «Уроки французского» факты биографии писателя: послевоенное голодное детство; первый класс в 1944 году; обучение в районном центре за пятьдесят километров от дома. Всё это станет для будущего писателя настоящим испытанием на зрелость и выносливость.

IV. Беседа по вопросам

поможет вспомнить сюжет и выявить особенности восприятия шестиклассниками описанных в рассказе событий.

Примерные вопросы и задание:

1. Где и когда происходит действие рассказа?

2. От чьего лица ведётся повествование?

3. Восстановите последовательность описываемых в рассказе событий.

4. Какие чувства и мысли возникли у вас при чтении?

Внимание учащихся обращается на то, что действие происходит в голодном 1948 году в деревне. В произведении от лица главного героя (пятиклассника) рассказывается о том, как он поступил в городскую школу, как ему пришлось уехать из семьи к далёким родственникам и жить там впроголодь.

Просмотр первых кадров кинофильма «Уроки французского»
(режиссёр Е. Ташков, 1978) оживит впечатления учащихся, подготовит их к анализу рассказа (по вопросам 1—4 учебника).

V. Выразительное чтение фрагментов рассказа,
подбор цитат для аргументации ответов помогут осмыслить описываемые в рассказе события на новом уровне.

Примерные вопросы и задания:

1. Найдите в тексте и прочитайте фрагменты, где описывается чувство голода, которое испытывал главный герой.

2. Почему в рассказе нет упоминания имени главного героя? Намеренно ли делает это автор? Обратите внимание на общность судеб многих мальчишек военного времени.

3. Для чего мальчик начинает играть на деньги?

4. Как вы считаете, плохо или хорошо он поступает?

5. С какой целью играли другие ребята?

6. Почему они избивают главного героя?

7. Как показаны столкновения героя с миром и окружающими его людьми?

8. Как ведёт себя мальчик в сложившейся ситуации?

9. На какие моменты, связанные с игрой и поведением героя, обращает наше внимание писатель?

VI. Продолжение просмотра первой части кинофильма «Уроки французского».

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание:


1) устно ответить на вопросы 5, 6 учебника;

2) подготовить презентацию-проект «Слово о писателе».



УРОК 74
Образ главного героя рассказа
«Уроки французского»

Задачи:
закрепить навыки анализа образа литературного персонажа; рассмотреть особенности повествования от первого лица.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов; ответы на вопросы учебника; анализ художественной детали.
Термины: герой, персонаж, портрет, художественная деталь.

Этапы урока:

I. Сообщение темы и целей урока

настроит учащихся на работу по осмыслению образа главного героя рассказа.

II. Проверка домашнего задания, ответы на вопрос 5 учебника.

Шестиклассники должны выделить характерные детали портрета героя, вспомнить о том, что такое деталь в художественном произведении, обратить внимание на то, что рассказ построен в форме воспоминаний, роль которых будет ещё больше понятна при сопоставлении времени повествования и времени, изображённого в рассказе.

III. Чтение и анализ эпизода «Избиение героя» рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Вопросы и задания для анализа:

1. Вспомните, как объясняет главный герой тот факт, что его избили.

2. Как вы думаете, нужно ли настаивать на своём или лучше всегда быть таким, как все?

3. Как ведёт себя герой в конце драки?

4. Действительно ли он проигрывает? Ответьте на вопросы 7, 8 учебника.

5. Найдите в тексте и прокомментируйте фрагмент, который представляет некий закон жизни, открывшийся герою после драки.

6. Почему мальчик продолжает настаивать на своём, не отступается, несмотря на жестокость окружающих?

7. Объясните, в чём причина того, что никто не смеет остановить Вадика.

8. Понаблюдайте, совпадает ли описание природы с состоянием героя. Отметьте, что герою особенно важно то, что он имеет своё мнение, которое отстаивает, что правда на его стороне.

IV. Чтение и анализ фрагмента «Урок в классе»
(предательство Тишкина), обсуждение вопроса о том, почему Тишкин выдаёт и тем самым предаёт героя.

Вопросы и задания для анализа:

1. Что такое предательство?

2. Как вы относитесь к поступку Тишкина?

3. Почему предательство считается одним из самых тяжких грехов?

4. Как реагирует на предательство Тишкина учительница?

5. Что подчёркивается писателем в поведении Тишкина?

6. Кого и почему наказывает Лидия Михайловна?

Обратите внимание на то, что Тишкин торопится выдать своего одноклассника, ведь предавать слабых и одиноких всегда легко: их некому защищать. Героя могли выгнать из школы за этот поступок, но Лидия Михайловна всё понимает. Тишкин делает вид, что совершает «доброе дело», он занимает позицию «мстителя».

V. Проверка домашнего задания,
ответы учащихся на вопрос 6 учебника.

VI. Обобщение и подведение итогов работы:

1. Какими чертами характера обладает главный герой рассказа?

2. Какими представлениями руководствуется герой в жизни?

3. Как автор относится к герою?

VII. Домашнее задание:

1) подобрать иллюстрации к рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» (художников В. Я. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шпирко и др.), подготовиться к анализу одной из иллюстраций;

2) устно ответить на вопрос 9 учебника.



УРОК 75
Образ учительницы в рассказе
«Уроки французского»

Задачи:
рассмотреть образ учительницы Лидии Михайловны, приёмы создания этого образа; раскрыть смысл названия рассказа, показать роль посвящения к рассказу и способы выражения авторской позиции в произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; анализ образа персонажа; ответы на вопросы учебника; устные пересказы.
Термины: герой, персонаж, авторская позиция, заглавный образ.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

выступления учащихся с устным анализом иллюстраций к рассказу «Уроки французского».

Иллюстративный материал, подобранный шестиклассниками, можно выстроить, следуя за ходом развития действия в произведении.

II. Анализ портрета учительницы,
проверка домашнего задания
(вопрос 9 учебника).

Вопросы для анализа:

1. Какие чувства вызывает у вас описание портрета Лидии Михайловны?

2. Какие чувства вызывала Лидия Михайловна у героя?

3. Что тяготит героя, мучительно ожидавшего после драки разговора с Лидией Михайловной?

Важно отметить, что для героя Лидия Михайловна — учительница загадочного французского языка, от неё исходит что-то особенное, почти сказочное, «неподвластное любому-каждому». Герой стесняется своего вида, но учительница внушает доверие, в какой-то степени стремится заменить ему, находящемуся вдалеке от дома, мать.

III. Пересказ эпизодов
«Занятия с Лидией Михайловной», «Посылка», «Игра на деньги».

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Почему Лидия Михайловна начинает дополнительно заниматься с мальчиком? Только ли из-за его неудач во французском языке?

2. Как пытается Лидия Михайловна помочь главному герою? Почему он отказывается от посылки? Как вы считаете, правильно ли он поступает?

3. Раскройте позицию учительницы, не подписавшей посылку для своего ученика, и позицию героя, отказавшегося от полученного им подарка.

4. Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги? Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны?

Здесь важно обратить внимание учащихся на чувство собственного достоинства у мальчика и на стремление учительницы помочь ему, поддержать его. Попытка Лидии Михайловны использовать хитрость приводит к результату.

IV. Чтение и анализ эпизода
«Неожиданное появление директора».

Вопросы для анализа эпизода:

1. Какую роль играет в повествовании директор школы?

2. В чём прав и в чём не прав директор?

3. Вопрос 10 учебника.

V. Обобщение и подведение итогов урока:

1. Только ли французскому языку учила Лидия Михайловна мальчика?

2. Как учительница относилась к своим ученикам? Какие черты характера сближают Лидию Михайловну и её ученика?

3. Вопрос 11 учебника.

VI. Домашнее задание:

выполнить индивидуальные задания 1, 3, 4 (устно, по выбору учащихся).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 письменно.



УРОК 76*
Нравственная проблематика
в рассказе «Уроки французского»

Задачи:
закрепить представления учащихся о проблематике произведения; подготовить их к выполнению письменной работы.
Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; творческая работа; диспут.
Термины: тема, идея, проблематика, нравственная проблематика.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

выполнение индивидуального задания 2 (чтение предполагаемого письма Лидии Михайловне).

II. Обсуждение нравственной проблематики рассказа
можно провести на основе индивидуальных заданий 1, 3, 4.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Объясните слова писателя: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

2. Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет. А за то, что сталось с нами после»? О каком чувстве говорит писатель?

III. Обсуждение посвящения к рассказу
после его анализа будет более осмысленным.

Можно использовать комментарии к рассказу и слова писателя: «Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишённому надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал её, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в её глазах того жёсткого выражения, для которого вроде уже настала пора… Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестаревшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой»[3].

IV. Письменная работа
о нравственном содержании образа учительницы Лидии Михайловны, развёрнутый аргументированный ответ на один из вопросов:

1. Какими чертами характера обладала Лидия Михайловна?

2. Красота человеческой души… Моя оценка образа Лидии Михайловны.

V. Домашнее задание:

1) дать характеристику идейного содержания рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»;

2) прочитать один из рассказов писателя (по выбору);

3) приготовить презентацию «Слово о писателе», включив в неё представление прочитанного вами рассказа В. Г. Распутина (тема, главный герой, проблематика и идейное содержание).



УРОК 77
Анализ письменных работ

Задачи:
подвести итоги работы по рассказу В. Г. Распутина; проанализировать письменные работы учащихся.
Основные виды деятельности: беседа; диспут; просмотр фрагментов кинофильма; анализ письменных работ.
Термины: идейное содержание, авторская позиция.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:
обсуждение идейного содержания рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

II. Диспут «Прав ли директор?»
поможет вернуться к вопросу о нравственной проблематике рассказа и об образе Лидии Михайловны.

Вопросы для ведения диспута:

1. Почему позиция учительницы нам близка и понятна?

2. В чём гуманистическое значение поступка Лидии Михайловны?

3. В чём драматизм произошедшего?

4. Если бы Лидия Михайловна знала, что директор неожиданно узнает о её поступке, отказалась бы она от помощи своему ученику?

III. Обсуждение авторской позиции и способов её выражения в рассказе.

IV. Презентация «Слово о писателе» и обмен впечатлениями

о самостоятельно прочитанных учащимися рассказах В. Г. Распутина.

V. Анализ письменных работ учащихся.

Следующие уроки:
Урок 78. Резервный урок;
Урок 79. Подготовка к сочинению, посвящённому сопоставительной характеристике персонажей >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Книжное обозрение. — 1987. — № 35. — 28 августа. — С. 6.

Анастасия Прокопьевна Копылова родилась 18 октября 1906 г. в Иркутске. С юных лет ее привлекала учительская профессия. Она поступила в педагогический институт, но окончить его не удалось: из-за социального происхождения — дочь священнослужителя — Анастасия Копылова была отчислена со студенческой скамьи. Несколько позже она смогла заочно получить диплом о высшем образовании.

С 1 сентября 1925 г. Анастасия Прокопьевна работает учительницей Бажеевской школы, в 1926 — 1927 гг. — Бурятской (по названию селения) начальной школы Аларского аймака. В ту пору почему-то было принято переводить учителей из одной школы в другую. Она учительствовала и в Селенгинском и Мухоршибирском аймаках.

С 1936 г. А.П. Копылова — преподаватель математики в Кутуликской средней школе. Только год она работала в Аларской школе, а с Кутуликом не расставалась до самой пенсии.

У Валентина Никитича и Анастасии Прокопьевны было четверо детей: 21 июля 1930 г. родился сын Миша; 22 ноября 1931 г. — близнецы Володя и Галя; 19 августа 1937 г. — Саша.

Всего через несколько месяцев после рождения младшего сына, 17 января 1938 г., заведующий учебной частью Аларской средней школы В.Н. Вампилов был арестован и решением приговорен к расстрелу по обвинению в том, что он якобы являлся активным участником контрреволюционной панмонгольской диверсионно-повстанческой организации.

Приговор в отношении В.Н. Вампилова был приведен в исполнение 9 марта 1938 г., место расстрела — Иркутск.

Почти через двадцать лет, в феврале 1957 г., трибунал Забайкальского военного округа отменил постановление "тройки" и реабилитировал Валентина Никитича Вампилова.

Анастасия Прокопьевна осталась одна с четырьмя детьми. Ей помогала ее мать Александра Африкановна, после 1937 г. переехавшая из Иркутска в Кутулик: она ухаживала за детьми, создавала семейный уют, была ангелом-хранителем дома. Бабушка не жалела сил и времени для внуков: рассказывала им сказки, которых знала и помнила множество, читала детские книжки. Домашняя библиотека, собранная Валентином Никитичем, была для ребят кладезем знаний. Разумеется, в их распоряжении были школьная и районная библиотеки.

Заботливость матери в сочетании с ее строгостью и эрудицией педагога помогали в учебе и Мише, и Гале, и Володе, и Саше. С малых лет они были приучены к аккуратности, хорошо занимались, усердно читали книги. Анастасия Прокопьевна умело подсказывала, что им надо знать в первую очередь, что можно и нужно читать дополнительно к школьной программе.

Жизнь семьи складывалась очень непросто. После гибели Валентина Никитича последовали: тяжелая четырехлетняя война, голодное послевоенное время, ранняя смерть шестнадцатилетнего Володи 5 февраля 1948 г.

Анастасия Прокопьевна мужественно переносила выпавшие на ее долю страдания и беды.

В нелегкой борьбе с трудностями Анастасию Прокопьевну постоянно поддерживали ее братья и сестры. В большой, трудолюбивой интеллигентной семье Копыловых так было заведено: чутко относиться и помогать друг другу.

Свыше 20 лет А.П. Копылова работала завучем Кутуликской средней школы.

В годы Великой Отечественной войны она трудилась старшим инспектором Аларского районного отдела народного образования, была удостоена медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг."

За многолетнюю педагогическую деятельность Анастасия Прокопьевна награждена орденами "Знак Почета" и Трудового Красного Знамени, медалью "Ветеран труда". После выхода на пенсию Анастасия Прокопьевна жила в Иркутске с детьми и внуками.

Сердце Анастасии Прокопьевны перестало биться 28 ноября 1992 г., на 87-м году жизни. 2 декабря 1992 г. она была по хоронена на Радищевском кладбище Иркутска рядом с ее безвременно погибшим сыном — Александром Вампиловым.
Источник: Памяти Александра Вампилова. Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска "Централизованная библиотечная система" Детская библиотека №23. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика