Народная песня и её виды
Литература
 
 Главная
 
 
 
 
 
 
 
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
 
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

1 ЧАС

6 класс[1]



УРОК 10
Народная песня и её виды

Задачи:
познакомить учащихся с видами народной песни; рассмотреть повествовательное и лирическое начала в народной песне.
Основные виды деятельности: слово учителя; чтение фрагмента вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; оформление таблицы.
Термины: народная песня, обрядовые и необрядовые песни.

Этапы урока:

I. Вступительное слово

об истории возникновения песенного жанра, особенностях бытования и распространения народных песен.

Следует обратить внимание на близость песни к поэзии, музыке и танцу, показать связь песни с бытом, традициями, обрядами народа, национальным характером. Слово учителя сопровождается приведением примеров, иллюстрирующих особенности песенного жанра.

II. Чтение вступительной статьи учебника
(фрагмент о народной песне) и беседа по вопросам, направленная на закрепление нового материала:

1. Назовите известные вам фольклорные жанры.

2. В чём особенность песни как фольклорного жанра?

3. Назовите основные виды народных песен.

4. В чём главное отличие эпических песен от лирических?

5. Каковы основные особенности языка народной песни?

III. Составление схемы «Виды народной песни» в тетрадях и на доске:

Обрядовые песни — календарные (колядки, веснянки, масленичные);
трудовые, сопровождающие трудовые процессы (посевные, сенокосные, урожайные);
семейные (свадебные, колыбельные, похоронные).

Необрядовые песни — исторические и героические, воспевающие историческое событие, народный подвиг, легендарного героя; лирические (любовного и семейно-бытового содержания);
связанные со статусом, родом занятий человека (бурлацкие, ямщицкие, солдатские, разбойничьи);
игровые (частушки, дразнилки, страшилки, хороводные и др.).

Попутно учащиеся вспоминают об обрядах русского народа, особенностях быта, традициях, своеобразии детского фольклора.

Возможно также обращение к биографиям собирателей и исполнителей народных песен.

IV. Составление сопоставительной таблицы
«Особенности обрядовой и необрядовой песни»

(на основе материалов вступительной статьи).

ТАБЛИЦА
«Особенности обрядовой и необрядовой песни»
Обрядовая песня
Необрядовая песня
Часть обряда, исполняется хором
Связана с внутренним миром личности, исполняется хором и индивидуально
Появляется в более раннее время, до необрядовой песни
Появляется после обрядовой песни
Передаёт в большей степени черты быта, традиции, особенности деятельности человека
Передаёт более сложные чувства, переживания, противоречия в характере личности


V. Анализ народных песен,
приведённых в учебнике, включает выразительное чтение песни вслух и беседу по вопросам учебника, позволяющим рассмотреть идейное и художественное своеобразие народной песни.

Важно обратить внимание учащихся на следующие моменты:

1. От какого лица ведётся песенное повествование?

2. Какому событию посвящена песня?

3. Опишите героиню (героя) песни.

4. К кому обращена песня?

5. Каково психологическое состояние героини (героя)? Какие чувства, желания, мечты, тревоги героини (героя) раскрываются в песне?

6. Какие темы затронуты в песне? 7.

Как построена песня?

8. Приведите примеры, особенно ярко характеризующие язык народной песни. Какие знакомые вам художественные приёмы используются в песне?

При анализе народной песни необходимо научить шестиклассников выделять в ней эпическое (повествовательное) и лирическое (эмоциональное) начала.

С этой целью следует обратиться к «Краткому словарю литературоведческих терминов» и проверить знания учащихся об особенностях эпоса и лирики как родов литературы.

На завершающем этапе урока можно использовать вопросы учебника, помещённые после текстов песен, а также предложить дополнительные вопросы:

1. Как вы думаете, почему писатель М. Горький утверждал, что подлинную историю народа нельзя понять, не зная устного народного творчества?

2. Какие темы чаще всего находят отражение в народных песнях?

3. Какие события составляют основу народных песен?

VI. Выразительное чтение учителем
фрагментов рассказа М. Горького «Как сложили песню»

или выполнение задания 6 учебника (сопоставление впечатлений от чтения текста и прослушивания народной песни).

VII. Заключительное слово учителя о песне
как особом жанре в фольклоре.


Необходимо вновь обратить внимание учащихся на то, что в песне, являющейся художественной коллективной деятельностью народа, отражались горести и радости русского человека, его взгляд на жизнь, идеалы. Не случайно многие русские писатели в своих произведениях обращались к народной песне.

VIII. Домашнее задание:

1) выполнить задание 4 учебника;

2) нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных на уроке песен.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.

Следующие уроки: Урок 11. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика