Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
 
Дагеротипный портрет Л. Толстого
(фрагмент парного портрета).
Москва, 1851 г.
Перед отъездом на Кавказ[2]
 
 
 
 
 
 
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

3 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 53. Повесть Л. Н. Толстого «Детство»

Урок 54. Образ Николеньки Иртеньева

Урок 55. Образы родителей


УРОК 53
Повесть Л. Н. Толстого «Детство»

Задачи:
обогатить представления шестиклассников об автобиографических произведениях; познакомить с отдельными фактами биографии и творчества Л. Н. Толстого; рассмотреть изображение детства как особой поры в жизни человека; обратить внимание на картины русской жизни в повести.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; чтение фрагментов и глав повести; ответы на вопросы учебника.
Термины: автобиографическое произведение, повесть.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

об автобиографических произведениях русских писателей и о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.

Важно с самого начала остановиться на интересе писателя к человеку, психологии личности, тайнам человеческого характера. В повести «Детство», о которой пойдёт речь, писатель, используя приём самоанализа происходящего, раскрывает внутренний мир подростка, показывает, как формируется его отношение к миру и людям.

II. Проведение викторины
по ранее изученным учащимися басням, рассказам, былям Л. Н. Толстого; составление на доске и в тетрадях краткого библиографического списка произведений писателя для детей.

III. Чтение статьи учебника о писателе.

Разговор о дворянской усадьбе, быте дворянской семьи будет продолжен при анализе отдельных глав повести.

IV. Вступительная беседа,
подготовка к чтению и анализу
повести «Детство» может начаться с ответов на вопросы:

1. Чем отличается период детства?
2. Что означают выражения «детская непосредственность», «сохранил детство в своей душе»?
3. Как происходит становление характера ребёнка? Что влияет на этот процесс?

На доске выписаны цитаты о детстве, которые нуждаются в пояснениях:

«Знайте, что ничего нет выше, полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома» (Ф. М. Достоевский).

«Запас покоя и радости, которые уносит человек из своего детства, главное его богатство. Оно помогает ему на всех перепутьях, во всём трудном, что встречается в жизни, а ведь такой судьбы, которую миновало бы отчаянье, горе, потери, пожалуй, на свете нет» (Ф. А. Вигдорова, роман «Семейное счастье»).

V. Чтение учителем
главы XV повести («Детство»)

поможет погрузиться в особый мир детства, представленный в восприятии ребёнка. К отдельным фрагментам этой главы можно вернуться и на заключительном уроке по повести (например, к фрагменту «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?..»).

VI. Чтение комментариев к повести
необходимо дополнить сообщением о том, что впервые в русской литературе внутренний мир ребёнка был показан как бы изнутри, увиден глазами самого ребёнка.

Писатель сумел соотнести взрослое переосмысление детского мира и искренность подростковых эмоций и чувств. Л. Н. Толстой показал, что в душе ребёнка есть свои весы правосудия — нравственный контроль происходящего, да и сам юный герой дан в развитии, движении чувств, переживаний, мыслей и эмоций, в его сознании идёт постоянная внутренняя борьба.

Попутно рассматриваются понятия «повесть», «автобиографическая повесть», говорится об отличии повести от рассказа, соотносятся факты биографии писателя и его героя.

VII. Чтение первой главы повести.
Вопросы на выявление первичного восприятия повести:


1. О чём повесть Л. Н. Толстого?
2. Кто её герои?
3. От чьего лица ведётся повествование?
4. Сколько лет Николеньке?
5. Что можно рассказать о герое повести и его семье?

Индивидуальная работа по карточкам:
(Учащиеся, получив карточки, готовятся к ответу устно, в тетради записывают опорные слова текста повести, необходимые для ответа.)

Каковы особенности:
   а) быта дворянской семьи;
   б) занятий, распорядка дня;
   в) развлечений;
   г) воспитания и обучения детей?

На данном этапе изучения повести начинается работа над анализом образа Карла Иваныча, особенно важного при обсуждении нравственной проблематики повести.

Примерные вопросы и задания:

1. Какая роль в семье Николеньки отведена Карлу Иванычу?
2. Опишите портрет Карла Иваныча.
3. Проследите, как меняется Карл Иваныч в зависимости от происходящего.
Сопоставьте эпизоды:
   а) утро, пробуждение детей;
   б) Карл Иваныч — наставник;
   в) Карл Иваныч за чаем с mаmаn.
4. Как Карл Иваныч относится к детям, домочадцам, другим в доме Иртеньевых, к своим обязанностям?
5. Выпишите необычные слова, которые использует в своей речи Карл Иваныч.
6. Как в самом облике Карла Иваныча проявляется отсутствие у него настроения?
7. Чем был так расстроен учитель?
8. Почему Карл Иваныч так близко к сердцу воспринимает своё увольнение?
9. Докажите, что жизнь героя — искреннее, добросовестное служение, преданность и самоотдача.
10. Что означает для Карла Иваныча отсутствие благодарности? Какое значение вкладывает он в слово «благодарность»?
11. Какой жизненный закон записывает Николенька под диктовку Карла Иваныча?
12. Опишите характер Карла Иваныча, подтвердите свои характеристики примерами из текста.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание:


1) дочитать оставшиеся главы повести по учебнику;

2) подготовиться к устному рассказу о Карле Иваныче (характеристика героя).



УРОК 54
Образ Николеньки Иртеньева

Задачи:
продолжить знакомство с главами повести Л. Н. Толстого и её главным героем; показать особенности изображения внутреннего мира героя в произведении.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам учебника; пересказ фрагментов повести; чтение фрагментов повести; характеристика героя.
Термин: герой.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания,

устные характеристики Карла Иваныча.

Ещё раз обращается внимание учащихся на необходимость включения в характеристику героя его портрета, указания на его социальное положение, художественные детали, характеризующие героя, его речь, отношения с окружающими, значение данного героя для раскрытия авторского замысла.

II. Объявление темы урока
поможет обозначить основную линию беседы.

Учащимся предлагаются вопросы и задания,
позволяющие выявить особенности первоначального восприятия ими образа главного героя повести:

1. Докажите, что именно Николенька является главным героем произведения.
2. Что вы узнали о нём из первых глав повести?
3. Что вам больше всего запомнилось в описании одного дня из жизни Николеньки Иртеньева (вопрос 1 учебника)?

III. Выразительное чтение фрагментов и цитат,
в которых раскрывается образ Николеньки, показан процесс становления его характера.

Для подготовки примерного плана описания главного героя можно использовать вопрос 5 учебника.

IV. Работа над лексикой повести,
приёмами передачи настроений и чувств героя
необходима для обучения шестиклассников глубокому, медленному и вдумчивому прочтению текста, развития у них эмоциональной отзывчивости, умения понимать внутреннее состояние героя.

Вопросы и задания:

1. Выпишите из повести слова, словосочетания, предложения, которые передают эмоции радости, счастья, возмущения, стыда, равнодушия.
2. Какие другие состояния героев показаны в произведении?
3. Как выражаются в повести состояния понимания, заинтересованности, негодования, внимания, доброго отношения?
4. Проследите на примере событий внешней жизни и внутренних переживаний героя, какие чувства он испытывает.
5. Какие приёмы использует писатель для передачи мыслей и чувств героя?
6. Докажите взаимосвязь внешней и внутренней жизни Николеньки.

Далее можно обратиться к вопросу 6 учебника.

V. Беседа обобщающего характера
об образе главного героя

может пройти по таким вопросам:

1. В чём сходство и в чём различия Николеньки и других детей?
2. Какая атмосфера окружает героя в семье? Какую роль играют внешняя жизнь и внутренние раздумья в формировании характера героя?
3. Какие эпизоды анализирует герой и к каким выводам он приходит?
4. Как Николенька относится к Карлу Иванычу? За что стыдит себя герой?
5. Какие двойственные чувства охватывают героя, узнавшего о предстоящей поездке в Москву?
6. Вопрос 8 учебника. 7. Что можно сказать о герое? Как его характеризуют раздумья о Карле Иваныче, об отце?
8. Вопрос 10 учебника.

VI. Выполнение письменной творческой работы
«Моё представление о Николеньке Иртеньеве»,

в которой шестиклассники должны рассказать о том, каким они увидели главного героя повести, что в его внешнем облике и характере им больше всего запомнилось.

Выполнение этого задания способствует закреплению материала об образе главного героя повести.

Учащиеся читают свои работы, обмениваются впечатлениями и сопоставляют свои представления об образе Николеньки, соотнося их с имеющимися у них знаниями о биографии самого писателя, прототипа главного героя произведения.

VII. Обобщение и выводы.

Учитель ещё раз останавливается на той атмосфере, в которой формируется характер героя.

Муки совести не дают герою быть несправедливым. Николенька мучает себя за свои неправильные мысли о добрейшем Карле Иваныче. Он добр, сострадателен, раним, переживает за происходящее.

Л. Н. Толстой показывает, что его герой анализирует свои поступки, а это является стимулом к развитию личности и души человеческой. Николенька тонко чувствует происходящее, открыт миру, любит свою семью. Его детская душа стремится к справедливости и согласию. Николеньке важно, чтобы самые близкие люди понимали друг друга.

VIII. Домашнее задание:

написать письмо другу и рассказать в нём о Николеньке Иртеньеве.



УРОК 55
Образы родителей
в повести Л. Н. Толстого «Детство»

Задачи:
продолжить знакомство с повестью Л. Н. Толстого, изображением семьи Николеньки; развивать навыки сопоставительного анализа.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов повести; ответы на вопросы учебника; сопоставительный анализ глав повести.
Термин: внутренняя речь.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания.


Одни учащиеся читают (по желанию) письменные домашние сочинения.

Другим предлагается выступить с устными отзывами о прослушанных работах с целью развития навыков анализа, умения внимательно слушать, выделять сильные стороны работы, значимые детали, высказывать пожелания, касающиеся содержания и речевого оформления работы.

II. Чтение и анализ фрагментов глав,
посвящённых образам родителей,

строится на основе подбора фрагментов и цитат, выделения значимых деталей, характеризующих тот или иной образ.

Примерные вопросы и задания,
которые могут быть предложены учащимся:

1. Прочитайте описание матушки. Какие приёмы и детали использует писатель для создания её образа?
2. Обратите внимание на движения, улыбку, глаза, описание взаимоотношений Натальи Николаевны с окружающими (дополнительно вопрос 3 учебника).
3. Какой вы себе представляете Наталью Николаевну?
4. С каким чувством вспоминает рассказчик образ маменьки? Почему упоминание об улыбке маменьки так важно писателю? Прокомментируйте слова рассказчика: «Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».
5. В чём развитие восприятия ребёнка и рассказчика, от лица которого ведётся повествование?
6. Как показаны в повести чувства любви и забота?
7. Как раскрывается образ отца в главе «Папа»? Перечитайте главу. Прокомментируйте позицию отца.

Дополнительно можно использовать также вопросы 3, 4 учебника.

III. Сопоставительный анализ
глав «Maman» и «Папа»

поможет глубже раскрыть образы родителей, обратить внимание на построение повествования и принцип контраста (спокойствие, умиротворённость матушки и нервность, горячность отца).

Вопросы и задания:

1. Сравните образы родителей, отношения maman и Карла Иваныча, главы семейства и приказчика, а также, как общается каждый из родителей с детьми.
2. О чём говорит тот факт, что конверт для Карла Иваныча передаётся через приказчика?
3. Сделайте вывод о роли женщины и роли мужчины в дворянской семье.
4. Какие мысли и чувства рождает у героя общение с отцом?
5. Как внутренняя речь характеризует состояние Николеньки?

IV. Анализ главы «Юродивый»
также важен для понимания взаимоотношений родителей.

После чтения фрагмента главы проводится словарная работа.

Учащиеся объясняют, кто такие юродивые и почему к ним так по-особому относились в дореволюционной России.
Зачитывается описание портрета героя.
Приводятся примеры из русской истории (известный юродивый Василий Блаженный).

Далее можно обратиться к вопросу 9 учебника.

V. Заключительная беседа
обобщающего характера может начаться с повторного чтения фрагмента главы XV («Детство»).

VI. Домашнее задание:

1) написать сочинение «Один из эпизодов моего детства»;

2) прочитать первые главы повести М. Горького «Детство».

Следующие уроки: Урок 56. Повесть М. Горького «Детство» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Дагеротипный портрет Толстого 1851 г. Москва – фрагмент парного портрета Л. Н. Толстого с братом Н. Н. Толстым перед их совместным отъездом на Кавказ.
Дагеротипы – зеркальные отпечатки на посеребренной металлической пластине. (вернуться)

 
Соколов П. П. Сборы на охоту. У крыльца. 1870 г.
Нижегородский художественный музей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика