Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

9 ЧАСОВ

6 класс[1]


Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

* Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»[2]

Уроки 24-29. Роман А. С. Пушкина «Дубровский»

Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»


УРОК 22
Стихотворение А. С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»

Задачи:
познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии А. С. Пушкина, исторической основой стихотворения «Песнь о вещем Олеге»; расширить представления учащихся о жанре баллады.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов статьи учебника; выразительное чтение стихотворения; сопоставление легенды и художественного произведения; беседа по вопросам учебника.
Термины: баллада, летопись, ирония.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
об А. С. Пушкине и своеобразии его творчества,

в котором представлены произведения, принадлежащие трём литературным родам:
эпосу, лирике и драме.

Шестиклассники познакомятся не только со стихотворениями поэта, но и с большим по объёму эпическим произведением — романом «Дубровский».

II. Отчёты учащихся
о выполнении домашнего задания,

которые можно разделить на три группы:

1) краткие сообщения учащихся о детстве поэта (на материале вступительной статьи учебника и с небольшими дополнениями учителя);

2) биографические справки о друзьях поэта И. И. Пущине и П. А. Плетнёве;

3) устные ответы на вопросы 2, 3, помещённые после статьи учебника.

Целесообразно использование на этом уроке фотографий, репродукций, альбомов, связанных с детством поэта, его семьёй, друзьями, годами учения.

III. Чтение и анализ
стихотворения «Песнь о вещем Олеге»
.

Возможно несколько вариантов работы:

1. Чтение стихотворения учителем → знакомство с его исторической основой → обсуждение иллюстраций к «Песни о вещем Олеге».

2. Чтение фрагмента «Повести временных лет» → чтение стихотворения → их сопоставительный анализ.

3. Представление иллюстраций В. М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге» → беседа о знакомом многим шестиклассникам сюжете (легенде о князе Олеге и его коне) → чтение и анализ стихотворения.

Работу с текстом стихотворения направят вопросы и задания 1—7 учебника.

Организуя сопоставительный анализ фрагмента из летописи и стихотворения «Песнь о вещем Олеге», необходимо вспомнить об особенностях летописи как жанра древнерусской литературы, о характере повествования в русских летописях.

Шестиклассники уже знакомы с отдельными фрагментами «Повести временных лет»
(см. Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева». К уроку литературы в 5 классе).

Легенда о смерти Олега следует за известным им отрывком,
посвящённым основанию Киева и киевским князьям:
«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами.
И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: „От чего я умру?” И сказал ему один кудесник: „Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!” Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: „Никогда не сяду на него и не увижу его больше”. И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков.
А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: „Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?” Тот же ответил: „Умер”. Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: „Не право говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив”.
И приказал оседлать себе коня: „Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: „От этого ли черепа смерть мне принять?” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он.
Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и хоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».

Вопросы, которые могут направить
сопоставительный анализ
летописного фрагмента и стихотворения
:

1. Чем различается характер повествования в летописи и стихотворении Пушкина? 2. Каким нарисован образ Олега в летописи и стихотворении Пушкина? Какая оценка героя даётся в двух произведениях? Почему в летописи невозможна была даже лёгкая ирония по отношению к герою?
3. Какие темы преобладают в летописном фрагменте об Олеге? Какие темы становятся более важными для поэта? Почему Пушкин особенно подробно пишет о беседе Олега с кудесником?

IV. Работа над выразительным чтением
стихотворения «Песнь о вещем Олеге».


Учащиеся читают стихотворение, пытаясь передать основные интонации, воспроизвести ситуацию своеобразно продолжающегося диалога Олега с кудесником.

Здесь ещё раз обращается внимание на смысл названия стихотворения и скрытую в названии лёгкую авторскую иронию.

V. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся, в том числе и тех, кто выполнял индивидуальные задания.

VI. Домашнее задание:

выучить стихотворение «Песнь о вещем Олеге» наизусть.

Индивидуальные задания:
1) прочитать шотландскую народную балладу «The Twa Corbies» и стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»;
2) сравнить их содержание, языковые особенности, построение, ритм, способ рифмовки.

Следующие уроки: * Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика