Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
* Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»[2]
Уроки 24-29. Роман А. С. Пушкина «Дубровский»
Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
УРОК 22
Стихотворение А. С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»
Задачи: познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии А. С. Пушкина, исторической основой стихотворения «Песнь о вещем Олеге»;
расширить представления учащихся о жанре баллады.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов статьи учебника; выразительное чтение стихотворения; сопоставление легенды и
художественного произведения; беседа по вопросам учебника.
Термины: баллада, летопись, ирония.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
об А. С. Пушкине и своеобразии его творчества,
в котором представлены произведения, принадлежащие трём литературным родам:
эпосу, лирике и драме.
Шестиклассники познакомятся не только со стихотворениями поэта, но и с большим по объёму эпическим произведением — романом «Дубровский».
II. Отчёты учащихся
о выполнении домашнего задания,
которые можно разделить на три группы:
1) краткие сообщения учащихся о детстве поэта (на материале вступительной статьи учебника и с небольшими дополнениями учителя);
2) биографические справки о друзьях поэта И. И. Пущине и П. А. Плетнёве;
3) устные ответы на вопросы 2, 3, помещённые после статьи учебника.
Целесообразно использование на этом уроке фотографий, репродукций, альбомов, связанных с детством поэта,
его семьёй, друзьями, годами учения.
III. Чтение и анализ
стихотворения «Песнь о вещем Олеге».
Возможно несколько вариантов работы:
1. Чтение стихотворения учителем → знакомство с его исторической основой → обсуждение иллюстраций к «Песни о вещем Олеге».
2. Чтение фрагмента «Повести временных лет» → чтение стихотворения → их сопоставительный анализ.
3. Представление иллюстраций В. М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге» → беседа о знакомом многим шестиклассникам
сюжете (легенде о князе Олеге и его коне) → чтение и анализ стихотворения.
Работу с текстом стихотворения направят вопросы и задания 1—7 учебника.
Организуя сопоставительный анализ фрагмента из летописи и стихотворения «Песнь о вещем
Олеге», необходимо вспомнить об особенностях летописи как жанра древнерусской литературы, о характере повествования в русских летописях.
Шестиклассники уже знакомы с отдельными фрагментами «Повести временных лет»
(см. Древнерусские
летописи. «Предание об основании Киева». К уроку литературы в 5 классе).
Легенда о смерти Олега следует за известным им отрывком,
посвящённым основанию Киева и киевским князьям:
«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами.
И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо
когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: „От чего я умру?”
И сказал ему один кудесник: „Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!” Запали слова
эти в душу Олегу, и сказал он: „Никогда не сяду на него и не увижу его больше”. И повелел кормить его и не водить его к нему,
и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков.
А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год
помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: „Где
конь мой, которого приказал я кормить и беречь?” Тот же ответил: „Умер”. Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав:
„Не право говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив”.
И приказал оседлать себе коня: „Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с
коня, посмеялся и сказал: „От этого ли черепа смерть мне принять?” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и
ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он.
Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и хоронили на горе,
называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».
Вопросы, которые могут направить
сопоставительный анализ
летописного фрагмента и стихотворения:
1. Чем различается характер повествования в летописи и стихотворении Пушкина?
2. Каким нарисован образ Олега в летописи и стихотворении Пушкина? Какая оценка героя даётся в двух произведениях?
Почему в летописи невозможна была даже лёгкая ирония по отношению к герою?
3. Какие темы преобладают в летописном фрагменте об Олеге? Какие темы становятся более важными для поэта? Почему
Пушкин особенно подробно пишет о беседе Олега с кудесником?
IV. Работа над выразительным чтением
стихотворения «Песнь о вещем Олеге».
Учащиеся читают стихотворение, пытаясь передать основные интонации, воспроизвести ситуацию своеобразно продолжающегося диалога Олега с кудесником.
Здесь ещё раз обращается внимание на смысл названия стихотворения и скрытую в названии лёгкую авторскую иронию.
V. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся, в том числе и тех, кто выполнял индивидуальные задания.
VI. Домашнее задание:
выучить стихотворение «Песнь о вещем Олеге» наизусть.
Индивидуальные задания:
1) прочитать шотландскую народную балладу «The Twa Corbies» и стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»;
2) сравнить их содержание, языковые особенности, построение, ритм, способ рифмовки.
Следующие уроки: * Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…» >>>
|