Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние»
Литература
 
 Главная
 
Н. М. Рубцов
во время учёбы
в Литературном институте
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ
(1936 – 1971)

2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 71. Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние»

Урок 72.* Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова[2]


УРОК 71
Стихотворения Н. М. Рубцова
«Звезда полей» и «Листья осенние»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Н. М. Рубцова; закрепить представление об образе родины в пейзажной лирике.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; беседа по вопросам учебника; анализ поэтического текста; работа над выразительностью чтения.
Термины: лирика, лирический герой.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя о Н. М. Рубцове.


Учитель напомнит о стихах русских поэтов, в которых тема родины раскрывается через описание русской природы.

Эта традиция была продолжена Рубцовым — одним из крупнейших русских поэтов ХХ века. Учитель может прочитать стихотворения Рубцова и провести работу по каждому из них отдельно с кратким заключительным словом в конце.

Возможен следующий вариант урока: стихотворения читаются разными учениками одно за другим, а затем начинается работа по сопоставлению текстов, выявлению общих настроений, образов, средств выразительности.

II. Чтение статьи учебника о писателе
и ответы на вопросы, помещённые после статьи.

III. Чтение и анализ стихотворения «Звезда полей»
с использованием комментариев после текста, вопросов и заданий 1—4 учебника.

Дополнительные вопросы:

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие образы вы представляли во время чтения?

2. Какой пейзажный образ является центральным? Найдите в тексте описание звезды. Какими качествами наделён этот образ?

3. Почему свет звезды необходим лирическому герою? Только ли ему нужен этот свет? Почему так дорога поэту не просто звезда, а «звезда полей»?

IV. Чтение и анализ стихотворения «Листья осенние»
с использованием комментариев после текста, вопросов и заданий 1—4 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Какое время года описывает автор? Какими словами передаёт поэт состояние природы? Соответствует ли ему состояние души человека? Докажите свою мысль цитатами из текста.

2. Объясните смысл выражения «Сладко в избе коротать одиночества время». Почему лирическому герою дорого одиночество? Долго ли длится это состояние в природе, в жизни человека?

3. Обратите внимание на название стихотворения. Привычно ли такое расположение слов? Поменяйте слова местами. Что изменится? Найдите в тексте примеры необычного расположения слов, попробуйте объяснить их значение.

V. Работа над выразительным чтением стихотворений
Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».

VI. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.

В основе стихотворений Н. М. Рубцова — образ «тихой», «светлой» родины с её неброской красотой и тысячелетней историей. Лирика Рубцова продолжает традиции Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, сумевших приоткрыть таинственную жизнь мироздания.

От С. А. Есенина пришёл в лирику Рубцова мотив единства всего живого. В стихах поэта запечатлён нравственный кодекс народа: преданность добру и красоте, трудолюбие, любовь и уважение ко всему окружающему. Не случайно в его произведениях широко используется свойственная философской лирике абстрактная лексика («красота», «увяданье», «страданье» и т. д.), образы, создающие впечатление скрытой в мире тайны («ночь», «тишина», «сон», «луна», «ветер»), и усиливающие это ощущение эпитеты («светлая печаль», «грустно», «странно», «таинственная сила» и др.).

Один из излюбленных образов Рубцова — свет. Это свет покоя, гармонии («В горнице моей светло…»), доброты, веры и стойкости («Русский огонёк»), свет родной земли («Звезда полей»).

Есть ещё один значимый для понимания лирики Рубцова образ — душа. Поэт сумел запечатлеть в своих стихах высокий труд души, её сложнейшие состояния, процесс постижения человеком себя самого и открытие тайн мира.

Стихи Рубцова отличаются простотой и органичностью формы. В них нет ярких красок, броских деталей. Здесь чаще всего — полутона, не цвет, а неяркий свет. Природа описана в пограничных состояниях — на грани дня и ночи, осени и зимы. Пейзаж в стихах Рубцова не просто фон для описания настроений человека. Лирический герой — часть природы, его состояние созвучно состоянию окружающего мира.

VII. Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Н. М. Рубцова
(по выбору учащихся).

УРОК 72*
Выразительное чтение стихотворений
Н. М. Рубцова

Задачи:
расширить представления учащихся о лирике Н. М. Рубцова; закрепить навыки выразительного чтения произведения как способа его интерпретации.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; представление музыкальных и живописных иллюстраций.
Термины: лирика, лирический герой, интерпретация.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока выразительного чтения, повторение материала о выразительном чтении произведения как способе его интерпретации.

На этом уроке, к которому учащиеся подбирают музыкальные и живописные иллюстрации к изученным стихотворениям Н. М. Рубцова, можно ввести понятие «художественная интерпретация». Такими интерпретациями могут стать иллюстрации к стихотворениям поэта, а также песни, написанные современными композиторами на стихи Н. М. Рубцова.

II. Выразительное чтение наизусть стихотворений
Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».


III. Презентация музыкальных и живописных иллюстраций
к стихотворениям Н. М. Рубцова.


На уроке могут прозвучать стихотворения Н. М. Рубцова в исполнении автора (эти записи сохранились, вполне доступны, в том числе размещены в Интернете).

Стихотворение «Звезда полей» оригинально интерпретировано известным современным музыкантом и певцом Александром Градским.

Более 150 стихотворений поэта стали популярными песнями и романсами. Вышло несколько дисков с записями песен, в том числе «В горнице моей светло...», «Окунись, душа, в чистую волну…» и др.

Среди исполнителей песен на стихи Н. М. Рубцова — Борис Штоколов, Ренат Ибрагимов, Сергей Захаров, Александр Градский, Геннадий Заволокин, Александр Барыкин и др.

IV. Домашнее задание:

прочитать статью учебника о В. Г. Распутине.

Следующие уроки: Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика