Урок 71. Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние»
Урок 72.* Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова[2]
УРОК 71
Стихотворения Н. М. Рубцова
«Звезда полей» и «Листья осенние»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Н. М. Рубцова; закрепить представление об образе родины в пейзажной лирике.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; беседа по вопросам учебника; анализ поэтического текста; работа над выразительностью
чтения.
Термины: лирика, лирический герой.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя о Н. М. Рубцове.
Учитель напомнит о стихах русских поэтов, в которых тема родины раскрывается через описание русской природы.
Эта традиция была продолжена Рубцовым — одним из крупнейших
русских поэтов ХХ века. Учитель может прочитать стихотворения Рубцова и провести работу по каждому из них
отдельно с кратким заключительным словом в конце.
Возможен следующий вариант урока: стихотворения читаются разными учениками одно за другим, а затем начинается
работа по сопоставлению текстов, выявлению общих настроений, образов, средств выразительности.
II. Чтение статьи учебника о писателе
и ответы на вопросы, помещённые после статьи.
III. Чтение и анализ стихотворения «Звезда полей»
с использованием комментариев после текста, вопросов и заданий 1—4 учебника.
Дополнительные вопросы:
1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие образы вы представляли во время чтения?
2. Какой пейзажный образ является центральным? Найдите в тексте описание звезды. Какими качествами наделён этот образ?
3. Почему свет звезды необходим лирическому герою? Только ли ему нужен этот свет? Почему так дорога поэту не просто
звезда, а «звезда полей»?
IV. Чтение и анализ стихотворения «Листья осенние»
с использованием комментариев после текста, вопросов и заданий 1—4 учебника.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какое время года описывает автор? Какими словами передаёт поэт состояние природы? Соответствует ли ему состояние
души человека? Докажите свою мысль цитатами из текста.
2. Объясните смысл выражения «Сладко в избе коротать одиночества время». Почему лирическому герою дорого одиночество?
Долго ли длится это состояние в природе, в жизни человека?
3. Обратите внимание на название стихотворения. Привычно ли такое расположение слов? Поменяйте слова местами. Что изменится? Найдите в тексте
примеры необычного расположения слов, попробуйте объяснить их значение.
V. Работа над выразительным чтением стихотворений
Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».
VI. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
В основе стихотворений Н. М. Рубцова — образ «тихой», «светлой» родины с её неброской красотой и тысячелетней историей. Лирика Рубцова продолжает традиции
Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, сумевших приоткрыть таинственную жизнь мироздания.
От С. А. Есенина пришёл в лирику Рубцова мотив единства всего живого. В стихах поэта запечатлён нравственный кодекс народа: преданность
добру и красоте, трудолюбие, любовь и уважение ко всему окружающему. Не случайно в его произведениях широко
используется свойственная философской лирике абстрактная лексика («красота», «увяданье», «страданье» и т. д.),
образы, создающие впечатление скрытой в мире тайны
(«ночь», «тишина», «сон», «луна», «ветер»), и усиливающие это ощущение эпитеты («светлая печаль», «грустно»,
«странно», «таинственная сила» и др.).
Один из излюбленных образов Рубцова — свет. Это свет покоя, гармонии («В горнице моей светло…»), доброты, веры и стойкости
(«Русский огонёк»), свет родной земли («Звезда полей»).
Есть ещё один значимый для понимания лирики Рубцова образ — душа. Поэт сумел запечатлеть в своих стихах
высокий труд души, её сложнейшие состояния, процесс постижения человеком себя самого и открытие тайн мира.
Стихи Рубцова отличаются простотой и органичностью формы. В них нет ярких красок, броских деталей. Здесь
чаще всего — полутона, не цвет, а неяркий свет. Природа описана в пограничных состояниях — на грани дня и
ночи, осени и зимы. Пейзаж в стихах Рубцова не просто фон для описания настроений человека. Лирический герой — часть природы, его состояние созвучно состоянию
окружающего мира.
VII. Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Н. М. Рубцова
(по выбору учащихся).
УРОК 72*
Выразительное чтение стихотворений
Н. М. Рубцова
Задачи: расширить представления учащихся о лирике Н. М. Рубцова; закрепить навыки выразительного чтения произведения как способа его интерпретации.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; представление музыкальных и живописных иллюстраций.
Термины: лирика, лирический герой, интерпретация.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока выразительного чтения, повторение материала о выразительном чтении произведения как способе его интерпретации.
На этом уроке, к которому учащиеся подбирают музыкальные и живописные иллюстрации к изученным стихотворениям Н. М. Рубцова, можно ввести понятие
«художественная интерпретация». Такими интерпретациями могут стать иллюстрации к стихотворениям поэта, а также песни, написанные современными композиторами на
стихи Н. М. Рубцова.
II. Выразительное чтение наизусть стихотворений
Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».
III. Презентация музыкальных и живописных иллюстраций
к стихотворениям Н. М. Рубцова.
На уроке могут прозвучать стихотворения Н. М. Рубцова в исполнении автора (эти записи сохранились, вполне доступны, в том числе размещены в Интернете).
Стихотворение «Звезда полей» оригинально интерпретировано известным современным музыкантом и певцом Александром Градским.
Более 150 стихотворений поэта стали популярными песнями и романсами. Вышло несколько дисков с записями песен, в том числе «В горнице моей светло...»,
«Окунись, душа, в чистую волну…» и др.
Среди исполнителей песен на стихи Н. М. Рубцова — Борис Штоколов, Ренат Ибрагимов, Сергей Захаров, Александр Градский, Геннадий Заволокин, Александр Барыкин и др.
IV. Домашнее задание:
прочитать статью учебника о В. Г. Распутине.
Следующие уроки: Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» >>>
|