Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Иллюстрация А. Д. Рейпольского к "Повестям Белкина" ("От издателя")
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

9 ЧАСОВ

6 класс[1]


Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

* Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»[2]

Уроки 24-29. Роман А. С. Пушкина «Дубровский»

Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»


УРОК 30
Урок внеклассного чтения по повести
А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Задачи:
расширить круг чтения шестиклассников; обогатить их представления о героях прозы А. С. Пушкина; развивать навык написания отзыва о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов; устные пересказы; анализ текста повести; просмотр кинофрагментов.
Термины: повесть, цикл, герой.

Этапы урока:

I. Постановка задач урока:

познакомиться с другими прозаическими произведениями А. С. Пушкина, с его известным циклом «Повести Белкина», в том числе с повестью «Барышня-крестьянка», в которой также представлены картины жизни русского дворянства, однако преобладают совсем другие настроения.

Переодевания Лизы Муромской играют здесь совсем иную роль, нежели появление Владимира Дубровского в костюме француза Дефоржа в доме его врага — Троекурова.

II. Чтение и анализ фрагментов
повести «Барышня-крестьянка».

Примерные вопросы и задания:


1. Как складывались отношения между помещиками Берестовым и Муромским? Как описаны в повести их разногласия? Как к этим разногласиям относится повествователь?

2. Что можно сказать о молодых героях повести? Докажите, что в их описании повествователь использует приём лёгкой, добродушной иронии.

3. Как вы думаете, в чём смысл противопоставления образа придуманной Акулины и образа реальной дворянки Лизы (Бетси)? Почему Алексей Берестов полюбил крестьянку, даже не догадываясь о том, что она барышня?

4. Объясните смысл заглавного образа повести «Барышня-крестьянка». Докажите, что повествователю ближе и милее Лиза-Акулина, а не Лиза-Бетси.

III. Просмотр и обсуждение
фрагментов кинофильмов

«Барышня-крестьянка» (режиссёр А. Сахаров, 1995) и «Выстрел» (режиссёр Н. Трахтенберг, 1966).

IV. Устные отзывы учащихся
о повести «Выстрел»,

откорректированные и дополненные с учётом впечатлений от просмотренных кинофрагментов.

V. Заключительное слово учителя
об образе повествователя в «Повестях Белкина»

— добром Иване Петровиче Белкине, представителе мелкопоместного дворянства, о котором Ф. М. Достоевский говорил как об одном из «прекрасных русских типов» (наряду с няней Ариной Родионовной, Машей Мироновой и Татьяной Лариной).

Урок 31
Резервный урок

Следующие уроки: Урок 32. Портрет в литературном произведении >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Иллюстрация В. А. Милашевского к "Повестям Белкина" А. С. Пушкина
(форзац книги). 1965-1975
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика