Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
* Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…»[2]
Уроки 24-29. Роман А. С. Пушкина «Дубровский»
Урок 30. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
УРОК 30
Урок внеклассного чтения по повести
А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
Задачи: расширить круг чтения шестиклассников; обогатить их представления о героях прозы А. С. Пушкина; развивать
навык написания отзыва о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов; устные пересказы; анализ текста повести; просмотр кинофрагментов.
Термины: повесть, цикл, герой.
Этапы урока:
I. Постановка задач урока:
познакомиться с другими
прозаическими произведениями А. С. Пушкина, с его известным циклом «Повести Белкина», в том числе с повестью «Барышня-крестьянка», в которой
также представлены картины жизни русского дворянства, однако преобладают совсем другие настроения.
Переодевания Лизы Муромской играют здесь совсем иную роль, нежели появление Владимира Дубровского в костюме француза Дефоржа в доме его врага — Троекурова.
II. Чтение и анализ фрагментов
повести «Барышня-крестьянка».
Примерные вопросы и задания:
1. Как складывались отношения между помещиками Берестовым и Муромским? Как описаны в повести их разногласия?
Как к этим разногласиям относится повествователь?
2. Что можно сказать о молодых героях повести? Докажите, что в их описании повествователь использует приём лёгкой, добродушной иронии.
3. Как вы думаете, в чём смысл противопоставления образа придуманной Акулины и образа реальной дворянки Лизы (Бетси)? Почему Алексей Берестов
полюбил крестьянку, даже не догадываясь о том, что она барышня?
4. Объясните смысл заглавного образа повести «Барышня-крестьянка». Докажите, что повествователю ближе и милее
Лиза-Акулина, а не Лиза-Бетси.
III. Просмотр и обсуждение
фрагментов кинофильмов
«Барышня-крестьянка» (режиссёр А. Сахаров, 1995) и «Выстрел» (режиссёр Н. Трахтенберг, 1966).
IV. Устные отзывы учащихся
о повести «Выстрел»,
откорректированные и дополненные с учётом впечатлений от просмотренных кинофрагментов.
V. Заключительное слово учителя
об образе повествователя в «Повестях Белкина»
— добром Иване Петровиче Белкине, представителе мелкопоместного дворянства, о
котором Ф. М. Достоевский говорил как об одном из «прекрасных русских типов» (наряду с няней Ариной Родионовной, Машей Мироновой и Татьяной Лариной).
Урок 31
Резервный урок
Следующие уроки: Урок 32. Портрет в литературном произведении >>>
|