|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX и XX ВЕКА |
|
ДЖЕК ЛОНДОН
(1876-1916)
3 ЧАСА
6 класс[1] |
Урок 85. Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»
Урок 86. Человек и природа в рассказе
Урок 87.* Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона[2]
УРОК 85
Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»
Задачи: познакомить шестиклассников с фактами биографии и творчества Джека Лондона; обобщить имеющиеся у учащихся
представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения, жанре сказания.
Основные виды деятельности: чтение статьи о писателе; викторина; ответы на вопросы учебника; чтение фрагментов рассказа; краткий пересказ.
Термины: герой, рассказ, сказание.
Этапы урока:
I. Вступительное слово о Джеке Лондоне, человеке и писателе.
II. Чтение статьи о писателе и ответы на вопросы
1—3 учебника помогут заинтересовать учащихся, подготовить их к восприятию и анализу
III. Викторина,
построенная на основе прочитанной в классе статьи учебника, поможет активизировать материал о писателе.
Примерные вопросы и задания:
1. Настоящее имя Джека Лондона.
2. Где родился писатель?
3. Как Джек Лондон оказался у берегов Японии?
4. За какой очерк писатель получил премию газеты в Сан-Франциско?
5. Какие художественные фильмы были сняты по сюжетам Джека Лондона?
6. Где писатель по-настоящему узнал цену человеческой
жизни, получил огромный багаж впечатлений, во многом определивших сюжеты его произведений?
7. Назовите сборники рассказов и романы Джека Лондона.
IV. Чтение и анализ фрагментов
рассказа «Сказание о Кише».
Важно остановиться на жанре, композиции произведения, художественных особенностях сказания Джека Лондона и его герое Кише.
Примерные вопросы:
1. Каким вы представляете себе Киша?
2. Почему история о Кише сохранилась в народной памяти?
3. Чем интересен нам этот герой?
Для чтения и анализа избирается вступление и фрагмент «Киш на совете».
V. Беседа по вопросам учебника
поможет выявить идейное и эмоциональное содержание рассказа, рассмотреть особенности создания образа героя.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие композиционные части можно выделить в рассказе?
2. Что становится известно о жизни Киша из экспозиции? Какова роль экспозиции в рассказе?
3. Что стало причиной выступления Киша на совете? Почему Киш считал, что имеет право высказать своё мнение?
4. Как проявляет себя Киш, выступая на совете? Перечислите доводы, которые приводит герой, чтобы обосновать свою позицию.
5. Опишите быт, нравы, уклад жизни племени, взаимоотношения людей.
6. Почему Киш требует уважения к себе? Каким путём в племени можно было заслужить уважение, авторитет?
VI. Работа над устной характеристикой героя
может строиться как самостоятельная подготовка тезисов и подбор цитат из рассказа, посвящённых наиболее значимым чертам характера героя.
VII. Чтение и анализ фрагмента «Возвращение Киша».
Примерные вопросы и задания:
1. Докажите, что после охоты Киш ведёт себя как настоящий мужчина.
2. Как раскрывается психология мужчин и женщин племени в рассказе? Сопоставьте их отношение к герою.
3. Какие особенности северной охоты описаны в рассказе?
4. В чём люди видели сходство Киша с его отцом?
VIII. Чтение по ролям диалога Уг-Глука и Киша.
Важно до чтения обсудить интонации и позицию каждого из героев.
IX. Краткий пересказ эпизода охоты Киша
и ответы на вопросы:
1. Что придумал Киш, чтобы обеспечить племя мясом?
2. Какие качества и черты характера помогли герою найти выход?
X. Обобщение,
рассмотрение вопроса о жанровом своеобразии рассказа (индивидуальное задание 3).
XI. Домашнее задание:
1) составить кроссворд по рассказу Дж. Лондона «Сказание о Кише»;
2) ответить устно на вопросы 1, 2, 3 учебника.
УРОК 86
Человек и природа в рассказе
«Сказание о Кише»
Задачи: рассмотреть образы человека и природы в рассказе; определить черты национального характера в образе Киша;
подготовить учащихся к составлению киносценария по фрагменту рассказа.
Основные виды деятельности: устное словесное рисование; выделение кадров для киносценария; ответы на вопросы учебника; характеристика
одного из персонажей рассказа; работа с таблицей.
Термины: образ человека, образ природы.
Этапы урока:
I. Вступительное слово о целях и теме урока.
Для обобщения и систематизации представлений учащихся о герое рассказа Дж. Лондона «Сказание о Кише», его отношении к людям можно использовать вопросы 1—3 учебника
(проверка домашнего задания).
II. Устное словесное рисование образа Киша
будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Важно выделить значимые детали в создании образа, обратить внимание на портрет героя, его поступки, отношение к окружающим, речевую характеристику героя.
III. Составление таблицы «Человек и природа в рассказе Дж. Лондона».
|
ТАБЛИЦА
Человек и природа в рассказе Дж. Лондона
«Сказание о Кише» |
Художественный образ |
Средства создания образа |
Авторская позиция |
Киш |
  |
  |
Отец Киша |
  |
  |
Уг-Глук |
  |
  |
Клош-Кван |
  |
  |
Женщины племени |
  |
  |
Природа |
  |
  |
|
Следует обратить внимание на средства создания образа, подойти к вопросу характеристики отдельного персонажа (как раскрывается образ), системы персонажей в
художественном произведении и отношений между ними.
Далее можно обратиться к выполнению индивидуального задания 1.
Работу по вопросам 4—6 учебника завершит разговор о чертах национального характера в образе главного героя
рассказа.
IV. Подготовку к созданию киносценария по рассказу
необходимо начать с объяснения жанра киносценария, выделения кадров и сцен, приведения примера возможного
кадра, обсуждения вариантов и моделей предполагаемых кадров.
Внимание учащихся обращается на разработку интерьера кадра, портреты героев, описание их одежды,
движений, речи. Попутно вводятся понятия «на переднем плане», «на заднем плане» и др.
V. Презентация учителем книг Дж. Лондона,
рекомендуемых для внеклассного чтения.
VI. Домашнее задание:
1) создать несколько кадров киносценария (индивидуальное задание 2 учебника, письменно);
2) подготовить рассказ об одном из героев книг писателя (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 87*
Урок внеклассного чтения
по рассказам Дж. Лондона
Задачи: познакомить шестиклассников с другими произведениями писателя; обобщить представления о героях Дж. Лондона, их отношении к жизни.
Основные виды деятельности: комментированное чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы; сопоставление описаний
природы в рассказе; анализ образов героев.
Термины: герой, художественная деталь.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя о героях Дж. Лондона
направлено на подготовку к анализу рассказа «Любовь к
жизни», расширение представлений учащихся о жизненной позиции писателя, его восприятии мира и человека.
II. Беседа о сюжете и героях рассказа «Любовь к жизни».
Вопросы на восприятие могут быть связаны с уточнением
деталей сюжета, обозначением основных проблем, поставленных в рассказе, указанием на время и место действия.
Целью вопросов станет первоначальная организация ситуации коммуникации на уроке, вовлечение учащихся в размышления через постановку проблемных вопросов, обращение
внимания на роль значимых деталей в повествовании.
Примерные вопросы:
1. Где и в какое время происходит действие рассказа?
2. Кто главные герои рассказа?
3. Как они оказались на берегу молочно-белой реки?
4. Что испытывает человек, оказавшийся в сложной ситуации крайнего изнурения?
5. Почему рассказ называется «Любовь к жизни»?
6. Какие жизненные этапы проходит каждый из героев?
7. Кто кому и что чему противопоставляется в рассказе?
8. Что помогает герою победить смерть?
9. О чём заставляет нас задуматься этот рассказ?
III. Чтение экспозиции и завязки рассказа
подготовит учащихся к предстоящей работе с текстом.
Образы героев, природа, художественная деталь, внимание писателя к
слову и состоянию человека, физическому и психологическому, будут в центре анализа.
Важно обратить внимание на походку и детали портретов героев, картины окружающей природы, её безучастности и суровости по отношению
к человеку, устремившемуся на Аляску в поисках золота.
IV. Работа по группам
связана с описанием и сопоставительным анализом образов Билла и второго героя, имя
которого не названо. Беседа поможет учащимся выразить своё видение героев рассказа.
Возможные вопросы и задание
сопоставительного характера на этапе обобщения работы групп:
1. В каком состоянии находился каждый из героев?
2. Что становится для них настоящим смыслом жизни?
3. Какая ситуация приводит героев к расставанию?
4. Как ведёт себя Билл?
5. Проследите по тексту, что происходило в душе другого героя.
6. Почему Билл бросает товарища?
7. Что поддерживает второго в его желании жить (какие мысли, действия, черты характера)?
V. Анализ образа природы в рассказе
(на основе фрагментов
«Солнца не было»,
«Встреча с оленем, куропатками»,
«Ловля пескаря»,
«Встреча с медведем»,
«Волк и человек»).
Примерные вопросы и задания:
1. Что подчёркивается писателем в описаниях природы?
2. Как показано отношение природы к человеку?
3. Как противопоставлены северная природа и мечты героя о юге?
4. Проследите по тексту роль образа солнца в рассказе.
5. Подберите прилагательные и существительные, помогающие создать образ суровой северной природы.
6. Какую роль в повествовании играет образ времени? Обратите внимание на заводимые героем часы.
VI. Комментированное чтение фрагментов рассказа
станет подготовкой к выводам об особенностях пути героя как пути от золота, северной жестокой природы к людям,
дому, обществу.
VII. Беседа обобщающего характера
поможет подвести итоги изучения рассказа:
1. С какими трудностями и проблемами сталкивается герой Дж. Лондона?
2. Почему человек в условиях жёстких ограничений всё-таки сумел выжить?
3. С какими чувствами борется второй золотоискатель? Приведите примеры из текста, иллюстрирующие эти чувства (отчаяние, голод, страх, боль, одиночество).
4. Какую роль играет в произведении образ золота? Почему оно не помогает герою?
5. Перечитайте описание мыслей героя о жизни и смерти. Что такое «любовь к жизни»? Как раскрывается в рассказе
мысль о том, что жизнь сильнее смерти?
6. Какие черты отличают героя Дж. Лондона?
7. Что является, по мысли писателя, истинным смыслом человеческого существования?
8. В чём сходство рассказов В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и Дж. Лондона «Любовь к жизни»?
VIII. Домашнее задание:
1) прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого,
«Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, «Сын Волка» Дж. Лондона (по выбору учащихся);
2) написать отзыв об одном из этих произведений.
Следующие уроки: Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|