Главная |
|
|
Иллюстрация И. Я. Билибина
к былине
"Илья Муромец и Соловей-разбойник". 1940 |
|
|
Иллюстрация В. Фокеева
к былине «Садко» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР |
|
|
Урок 11. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
* Урок 12. Урок внеклассного чтения по русским былинам[2]
УРОК 11
Былина «Илья Муромец
и Соловей-разбойник»
Задачи: сформировать представления о жанре былины; рассмотреть
заглавные образы былины, выявить средства и приёмы их создания; определить черты национального характера Ильи Муромца.
Основные виды деятельности: художественное рассказывание; слово учителя; комментированное чтение былины; чтение
вступительной статьи; ответы на вопросы учебника.
Термины: былина, гипербола.
Этапы урока:
I. Выразительное рассказывание учителем
воспоминаний этнографа Веры Николаевны Харузиной
задаст необходимый тон уроку и подготовит учащихся к объявлению темы:
«День был воскресный, и народу в деревне много. Горница быстро наполнилась народом. Вошёл Утка (сказитель Никифор Прохоров), невысокого роста старик,
коренастый и плечистый. Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий красивый лоб, редкая бородка клинушком заканчивала морщинистое лицо,
с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всём лице
было что-то простодушное, детски беспомощное. Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвёл взглядом присутствующих и, заметив в
них нетерпеливое ожидание, ещё раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось; исчезло всё лукавое, детское и наивное. Что-то
вдохновенное выступило в нём: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щёк,
изредка неровно подёргивалась шея.
Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слёз
немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьём-разбойником. Иногда
он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления
невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую
он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук его монотонного, но чудного, спокойного
мотива ловили они. Утка кончил и торжествующим взглядом окинул всё собрание. С секунду длилось молчание, но потом со всех сторон поднялся говор.
— Ай да старик, как поёт... Ну, уж потешил...
— Пожалуй, и сказка всё это, — нерешительно проговорил один мужик.
На него набросились все.
— Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.
— Мне вот что думается: кому же это под силу — вишь ведь как он его.
— На то и богатырь — ты что думаешь?.. Не то, что мы с тобой, — богатырь!.. Ему что? Нам невозможно, а ему легко, — разъяснили со всех сторон»».[3]
II. Беседа по вопросам,
записанным на доске до рассказа учителя:
1. О каком жанре фольклора идёт речь?
2. Какие образы характерны для данного жанра?
3. Что вы знаете о былине?
4. Какие особенности распространения и бытования былин раскрыты в воспоминании этнографа?
5. Вспомните имена нескольких былинных богатырей.
III. Рассказ учителя о возникновении былин,
их бытовании и назначении, особенностях былинного стиха, классификации былин.
Возможно обращение к статье учебника, чтение которой будет дополнено комментариями учителя.
Следует обратить внимание на то, что былина наряду с песней — один из древнейших видов устного народного
творчества, который первоначально был способом передачи древнейших верований, представлений о мире, сведений об
истории. Всё рассказанное в былине воспринималось как правда, как реально происходившие в прошлом события.
В середине XIX века слово «былина» ввёл в обиход собиратель и исследователь фольклора Иван Петрович Сахаров, взяв его из древнерусской воинской
повести «Слово о полку Игореве»: «Начнём же эту песнь по былинам сего времени, а не по замыслу Бояна». Слово «былина»
обозначало здесь «быль, реальные события».
Интересно и то, что былины в древности играли роль исторического документа, передавали в художественных образах факты русской истории, настроения людей,
их отношение к историческим событиям и личностям.
Главные герои былины — богатыри, наделённые исключительными чертами, отличающими их от других
людей. Они не только показывают силу и удаль молодецкую, но и стремятся к защите родной земли и её людей.
Большая часть былин посвящена борьбе с чудищами или вражьей силой. Противники богатыря тоже исключительные, равные ему по силе.
Былинное время движется то быстро, то медленно, и здесь большая роль отводится
повторам. Былины не пелись, а сказывались, произносились нараспев речитативным стихом. В былинном стихе
отсутствовала рифма. Не было строго определено количество слогов в строке, а количество ударений приближает
былинный стих к прозе.
IV. Выразительное чтение былины
начинает учитель и продолжают шестиклассники, обращаясь к комментариям, объяснению исторических реалий, незнакомых слов.
V. Беседа по вопросам и заданиям:
1. Почему образы Ильи Муромца и Соловья-разбойника вынесены в название былины?
2. Какие исторические черты жизни русских людей отражены в былине?
3. Прочитайте описание Ильи Муромца и Соловья-разбойника.
4. Какие эпитеты, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы использованы в былине? Подумайте, с какой целью. Приведите примеры.
5. Как подчёркивается исключительность былинного богатыря и злодея-врага в былине? 6. Прочитайте описание вражеской
силы у Чернигова, дороженьки к Киев-граду. Опишите, какие трудности и препятствия преодолевает былинный богатырь.
7. Каким показан образ князя в былине?
В ходе анализа былины используются также вопросы 2, 4, 5, 6 учебника.
VI. Заключительное слово учителя
о национальном характере в былинах.
На этом этапе возможно обращение к произведениям изобразительного искусства.
Например, подготовка к выполнению индивидуального задания 4 по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
VII. Домашнее задание:
1) нарисовать иллюстрации к русским былинам;
2) подготовить выразительное чтение фрагмента одной из былин.
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 3, 4, 5 учебника (по выбору).
|
|
УРОК 12*
Урок внеклассного чтения
по русским былинам
Задачи: развить представления шестиклассников о тематике и содержании русских былин; познакомить их с образами других былинных героев;
стимулировать творческую и речевую активность учащихся; закрепить навык выразительного чтения на примере былинного жанра.
Основные виды деятельности: презентация иллюстраций к былинам; пересказ фрагмента былины; беседа по вопросам; инсценирование фрагмента
былины; устное сочинение.
Термин: былина.
Этапы урока:
I. Объявление темы и задач урока.
Это первый урок внеклассного чтения в 6 классе, поэтому учащимся важно напомнить о том, что основными задачами таких уроков
являются расширение круга чтения, обмен информацией и мнениями о прочитанных книгах.
II. Отчёты о выполнении домашнего задания,
представление иллюстраций к русским былинам или заранее подготовленное выразительное чтение фрагмента одной из былин.
III. Устные рассказы
по картине В. М. Васнецова «Богатыри» (см. репродукцию ниже).
Для описания картины учащимся могут быть предложены примерные вопросы и задания:
1. Кто из богатырей изображён на картине В. М. Васнецова?
2. Опишите лица богатырей, их телосложение, положение рук, одеяние, доспехи.
3. Какую роль в раскрытии характера богатырей играют образы их коней?
4. Куда устремлены взгляды героев? Как вы думаете, о чём думают богатыри, что их тревожит?
5. Что изображено на заднем плане картины?
6. Почему художник изобразил трёх богатырей, героев разных былин, вместе? Что символизируют эти образы?
7. Как тема богатырей связана с темой родной земли?
IV. Чтение и анализ фрагментов
былины «Садко»
включают в себя серию заданий, направленных как на развитие устной речи учащихся, формирование культуры монологического ответа,
так и на стимулирование творческой, речевой и коммуникативной деятельности шестиклассников:
1. Пересказ фрагмента былины (до встречи Садко с Морским царём) и перечисление основных эпизодов, связанных с развитием действия, кульминацией, развязкой.
2. Что становится известно о Садко из вступления былины?
Почему Морской царь вышел к герою? С чем связан щедрый дар Морского царя?
Создайте устное или письменное описание игры Садко на гуслях (мелодичная, лирическая, трогательная, заставляющая
грустить, передающая настроение одиночества самого героя, проникновенная).
Прочитайте описание Морского царя во второй части былины.
Воссоздайте устно образ Морского царя. Роль какой силы передана в былине Морскому царю? В чём и как он противостоит Садко?
3. Инсценирование (драматизация) фрагмента «Садко на пиру» (фрагмент первого спора Садко с купцами). Какие качества
русского человека раскрываются в споре?
(Уверенность в победе, азарт и выдержка в игре, смелость, решительность.)
4. Чтение фрагмента «Второй пир Садко» и обсуждение вопроса о том, почему Садко, имевший огромную золотую казну,
не смог выиграть второй спор.
Необходимо отдельно остановиться на эпизоде чудесного возвращения Садко и ответить на вопрос о том, что
помогло герою вернуться в Новгород.
V. Обобщение материала по теме «Былины»,
подведение итогов урока, рекомендации новых изданий русских былин.
VI. Домашнее задание:
1) составить киносценарий по одной из самостоятельно прочитанных былин[4];
2) составить и красочно оформить кроссворд «Русские былины».
Следующие уроки: Урок 13. Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова.
– М.: Просвещение, 2021. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3. Мороз А. Сказители и собиратели // Энциклопедия для детей. Т. 9.
Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / Под ред. М. Д. Аксёнова. — М., 2001. — С. 75. ( вернуться)
4. Поясняются законы жанра киносценария:
деление кадра на эпизоды (достаточно 2-3),
выбор ракурса изображения: на переднем плане, на заднем плане;
описание одежды, выражения лиц героев, декораций (пейзажа), реплики героев, движения в кадре. ( вернуться)
|
|
|
|
Билибин И. Я. Илья Муромец (из серии "Богатыри"). 1902 |
|
|
В. М. Васнецов "Богатыри". Холст, масло. 1898 г. Третьяковская галерея |
|
|
|
|
|
|
|